Итоги 2020 года в FMCG: поглощения, новые форматы, открытия, взлеты и падения
Обзор главных событий года в FMCG: ритейлеры покупают торговые сети, запускают новые форматы, инвестируют в новые сервисы, внедряют собственную доставку и меняют подход к продажам.
2020-й знаменовался для украинского продуктового ритейла значительными ограничениями, обустройством магазинов средствами защиты и борьбой с последствиями двух карантинов. Но не только этим. RAU собрала главные события 2020 года в FMCG-ритейле.
Скандалы, поглощения, банкротства
Если в 2019 году самым заметным событием стало банкротство продуктовой сети Брусничка, то первый коронакризисный год принес куда больше новостей. Самая громкая из них — большая сделка о покупке сети Billa и начало процесса ее слияния с Novus. Новость появилась в сентябре, а уже в декабре соглашение о приобретении всех 35-ти супермаркетов австрийского ритейлера официально финализировали. По словам бывшего операционного директора Novus Алексея Панасенко, который занял должность генерального директора Billa, закончить интеграцию и перевести все магазины под бренд Billa Novus планируется до конца ноября 2021 года.
Для литовской группы BT Invest, которая развивает сеть супермаркетов Novus, это было не единственное приобретение в Украине за год. В мае группа компаний Stolitsa Group, которая также входит в BT Invest, обратилась в Антимонопольный комитет Украины за разрешением на приобретение киевского продовольственного рынка «Столичный».
Дальше — больше. В середине декабря разразился нешуточный скандал. Стало известно, что Пакко холдинг – один из крупнейших ритейлеров Западной Украины – закрыл все свои торговые точки Вопак и Пакко. Около 500 поставщиков подали в суд с требованиями выплатить миллионные долги. Так, Глобинскому мясокомбинату сети должны около 3,6 млн грн, импортеру алкогольных напитков Десна – 617 000 долл, а компании Галичина – 4,7 млн грн. В лучшие годы Пакко Холдинг руководил более чем 80-ю магазинами в девяти областях Украины. Освободившиеся площади уже начали занимать конкуренты.
В конце года, «под елочку», появилась также новость о том, что рынок покинула харьковская сеть Digma Food Market. По мнению экспертов, это произошло по ряду ошибок в ее развитии: несфокусованость, размытость форматов, неудачный выход в регионы, неготовность к вызовам времени. Уже к концу января 2021 года все около 40 магазинов Digma прекратят свою работу.
Хватало в 2020-м и громких слухов. Например, о возможной продаже активов Ритейл Групп. По информации СМИ, Роман Лунин готов продать компанию, которая управляет 61-ю магазинами под брендами Велика кишеня, Велмарт, ВК Експрес и ВК Select. Потенциальные покупатели — владельцы Эпицентра Александр и Галина Гереги.
Но без побед год также не прошел. Fozzy Group выиграла суд у налоговиков на сотни миллионов гривен. В частности, суд отменил увеличение суммы обязательства по НДС на 126,9 млн грн (в том числе 84,6 млн грн – по налоговым обязательствам и 42,3 млн грн штрафных санкций), отменил уплату налога на прибыль в размере 45,5 млн грн (в том числе 30,3 млн грн по налоговым обязательствам и 15,2 млн грн штрафа). Также отменено уменьшение суммы отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль в размере 242,5 млн грн.
Развитие во время кризиса
Наиболее динамично растущей сетью украинского рынка продуктового ритейла стал АТБ, который, несмотря на пандемию и карантины, с начала года и до 22 декабря открыл 113 новых магазинов и планировал запустить еще 14 торговых точек до конца года. Таким образом, ритейлер объединяет рекордные для украинского рынка 1201 магазин общей площадью около 600 000 кв. м. По словам главы совета директоров корпорации АТБ Бориса Маркова, товарооборот торговой сети за первое полугодие 2020 года составил 70,7 млрд грн, по итогам года планировали выйти на 157,2 млрд грн. Для сравнения: в 2019 году товарооборот составил 128 млрд грн, а в 2018-м – 103,6 млрд грн.
Второе место по скорости масштабирования заняла сеть магазинов у дома КОЛО. В 2020-м она выросла более чем вдвое, открыв 117 новых магазинов и закрыв лишь два. Важным событием для компании стал выход за пределы Киевского региона и развитие сети в Одессе. Официальное открытие 200-го магазина ритейлера состоялось 8 октября в Киеве на проспекте Николая Бажана, 7 Ж.
Высокую динамику развития в 2020-м демонстрировала также компания Volwest Group, которая открыла вместе со своими франчайзи-партнерами 34 новых магазина: 26 торговых объектов международной сети Spar и 8 маркетов под вывеской Наш Край. Таким образом общее количество магазинов Volwest Group в стране на конец года выросло до 283-х торговых точек. До отметки в 200 магазинов приблизилась сеть Рукавичка. Свой 100-й магазин открыла 5 декабря компания ООО «Сентябрь плюс», основатель розничных сетей Файно Маркет, VARTO и Vересень. Такую же отметку преодолел столичный продуктовый ритейлер ЛотОК, который расширил сеть магазинов до 100 торговых точек, и сеть Varus. На конец декабря сеть последнего насчитывала 102 торговые точки, из которых за год было открыто 19.
Высокими темпами развивались и другие розничные проекты. Флагманская сеть Fozzy Group – Сильпо – в 2020-м открыла 18 новых супермаркетов, расширившись до 272 магазинов на конец года (с учетом четырех Le Silpo). Фора в 2020-м открыла 19 новых торговых точек, расширившись до 262 объектов. А сеть Thrash! пополнилась 23 новыми маркетами и на конец года объединяла 57 магазинов. Отметим, что по состоянию на 31 декабря 2020-го Fozzy Group также руководила девятью гипермаркетами Fozzy и одним премиальным маркетом Favore.
Novus открыл семь новых магазинов в Киеве и городах-спутниках столицы. Кроме того, сеть на свое развитие привлекла инвестиции в Украину. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставил ритейлеру $100 млн для финансирования строительства первого в Украине «зеленого» распределительного центра площадью более 40 000 кв. м в Киеве, а также открытие более 30-ти новых магазинов по всей стране до конца 2022 года.
Не обошлось, конечно, и без закрытий. Наиболее заметные потери в первом полугодии были у Таврия В. Одесский ритейлер “потерял” за первые шесть месяцев года примерно 2900 кв. м. ЭКО маркет, который в последнее время не баловал покупателей новыми открытиями, в этом году сократил количество торговых точек с 148 до 142.
Новые форматы
Богатым 2020-й год оказался также на запуск новых форматов. Особенно в этом плане процветали мини-маркеты. 17 января состоялся запуск мини-магазинов Ашан в Киеве с площадью около 50 кв. м – Pick Up Point. Первый из них открылся у метро Почайна в Киеве, еще два – в концепте residence – в столичном ЖК Комформ Таун и жилом комплексе Лико-Град. В компании сделали ставку на скорость обслуживания. Основные инновации и сервисы Ашан Pick Up Point: планшеты для онлайн-заказов товаров из магазинов Ашан, pick up зона для получения интернет-заказов, обустроенная зона для кофе-брейка, наличие кассы самообслуживания, гибкость и ротация ассортимента в соответствии с запросами клиентов.
Летом пилотные проекты мини-маркетов запустили также Varus и Novus. Первый из Varus формата To Go начал работу в Киеве на ул. Жилянская, 59, второй – в Днепре на ул. Акинфиева, 9. Характерными признаками формата стали торговые залы до 150 кв. м, ассортимент до 3500 SKU, наличие салат-бара и места для кофе. Novus, в свою очередь, тестирует новый формат небольших магазинов под брендом Мi Маркет. Первый из них площадью в 65 кв. м начал работу в пригороде Киева (Петропавловская Борщаговка, ул. Львовская, 1 А).
Новый формат мини-маркетов открывала также группа компаний Fozzy. Первые пять магазинов под брендом Foody уже начали работу в Киеве и в Броварах. Площадь объектов всего 50-100 кв. м. В них предлагают актуальный ассортимент для ежедневных покупок.
Но не одними мини-форматами год был насыщенный. В ноябре Эпицентр запустил новое направление FOOD Market в формате shop-in-shop. Их позиционируют, как полноценные супермаркеты с ассортиментом продовольственных товаров от фреш-группы (фрукты, овощи) к мясо-молочной продукции, бакалеи, снеков, алкогольных и безалкогольных напитков. Ассортимент FOOD Market насчитывает около 5000 позиций. В короткий срок было открыто 10 магазинов FOOD Market в Виннице, Буче, Киеве, Черновцах, Мелитополе и два во Львове, Запорожье, Николаеве и Первомайске. Их площадь стартует от 600 кв. м. Некоторые магазины FOOD Market имеют также собственные фуд-корты и функцию «to go» (кофе и сладости на вынос).
Пчелка маркет – локальная сеть, которая работает в Киеве и области – открыла в Гостомеле свой самый большой супермаркет под новым брендом City market, общей площадью более 4000 кв. м. Концепция магазина City market предусматривает комфортный торговый зал в стиле современного города, тематические открытые фуд-зоны, включая пиццерию, гриль-бар, пивной паб и кофейню с выпечкой собственной пекарни.
Под новым брендом открыла магазин также Родинна ковбаска. Торговая точка львовского ритейлера открылась 22 июля во Львове под названием «Родинна пекарня». Всего магазины Родинна ковбаска расположены в 10-ти областях Украины и Киеве.
Компания Мироновский хлебопродукт (МХП) запустила сразу несколько форматов торговли, среди которых специализированная сеть магазинов в формате у дома Мясомаркет. К концу декабря ритейлер успел открыть 52 торговые точки новой сети по всей стране и таким образом стал третьий из самых динамично растущих FMCG-сетей в украинском ритейле за год: впереди лишь АТБ и КОЛО. В разработку концепции Мясомаркета было инвестировано более 5 млн грн. При этом новые форматы МХП работают исключительно по франшизе.
Все пошли в диджитал и доставку
Вместе с тем ограничения и изменения потребительских предпочтений мотивируют FMCG-ритейл к дальнейшей диджитализации и внедрению новых сервисов. Так, Сильпо всего за пять недель запустил интернет-магазин и собственную доставку. В июне ритейлер открыл сервис dark kitchen (ресторан, который готовит блюда только для доставки) на Оболони, а в начале сентября – в Киеве стартовала услуга экспресс-доставки продуктов за 40 минут. Сейчас быстрая доставка функционирует в городах-миллионниках. Также собственный интернет-магазин запустила сеть социальных магазинов Аврора, которая насчитывает более 300 торговых точек в разных регионах Украины.
Ашан запустил формат Ашан Drive в Украине, который предусматривает возможность осуществления заказов онлайн. Все товары собираются упаковщиками и клиенту остается забрать заказ на обустроенной парковке, не выходя из машины. Первый Drive заработал 23 декабря в столичном магазине Ашан Беличи на улице Берковецкой, 6. Похожая услуга действует также в Metro. Потребители выбирают товар на сайте и забирают его уже упакованным в магазине. Предложение назвали Metro drive.
В сентябре 2020 года АТБ запустил технологию Scan & Go с помощью мобильного приложения «Сканируй Покупай» в 10-ти магазинах сети. Покупатель сам сканирует и оплачивает выбранные товары и только на выходе в специальной зоне предоставляет подтверждение об оплате. Демонстрировала заметный рост также доставка продуктов питания онлайн. По оценкам группы компаний EVO, заказ в категории «продукты питания» вырос за год на 49% до 1,3 млн заказов. Новыми партнерами сервиса Zakaz.ua стали Varus, доставка с которого работает в Днепре и Киеве, и ЭКО маркет (в Киеве). Также с ним уже сотрудничают Metro, Ашан, Novus, Мегамаркет, Фуршет, Таврия В, Восторг.
В сети Фора отмечают, что через сервис доставки Glovo в отдельных магазинах доля продаж достигает уже 10%. Про такую же цифру сообщила во время RAU Expo-2020 директор по продажам Ашан Украина Наталья Пилипенко. Правда, по ее словам, взрывной рост онлайн-продаж в сети пришелся на период жесткого карантина. Доля онлайн-продаж в сети Metro в Украине за первые пять месяцев вырос с 3% до 5%.
Проект собственной доставки мясной и хлебобулочной продукции запустила сеть Родинна ковбаска. Ее служба доставки «Свое.Свежее.Драйв» уже начала свою работу во Львове. В планах компании постепенно масштабироваться и в других городах Украины.
Не обошелся год и без движения в сторону экологичности. Уже упомянутый Сильпо открыл в начале ноября магазин, который использует энергию из возобновляемых источников. Разместился он в Софиевской Борщаговке по улице Киевской, 1/102 и отличается от других тем, что построен по последним «зеленым» технологиям: минимальное влияние на окружающую среду, использование энергоэффективного оборудования и соответствие экологическим целям. Для строительства супермаркета были привлечены кредитные средства от Европейского банка реконструкции и развития в рамках поддержки экологически сознательного бизнеса.
Также Сильпо запустила уже девятую в стране станцию #SilpoRecycling. В целом они работают в Киеве, Харькове, Днепре, Львове, Одессе, Запорожье. Все, кто принесет мусор на переработку, получат поощрение в виде баллов программы «Власний Рахунок». За 1 кг стекла можно получить 50 баллов, 1 кг бумаги – 110 баллов, 1 кг металла – 1000 баллов, а за 1 кг пластика – 350 баллов. Расширила свою программу по раздельному сбору отходов и сеть магазинов Metro. В июле компания открыла три новых пункта раздельного сбора вторичного сырья в Полтаве, Николаеве и Львове. Таким образом, раздельный сбор отходов для клиентов Metro отныне действует в Киеве, Харькове, Полтаве, Мариуполе, Николаеве и Львове – всего в 10-ти торговых центрах.
Читайте также
Итоги 2019 года в FMCG: скандалы, рекорды, инновации, новые форматы и обновление сетей