Итоги 2017 года в FMCG: поглощения, новые форматы, открытия, взлеты и падения

Итоги 2017 года в FMCG: поглощения, новые форматы, открытия, взлеты и падения

04.01.2018 09:00
  8673
Дарья Златьева

Обзор главных событий года в FMCG: ритейлеры покупают торговые сети, запускают новые форматы, идут в премиум-сегмент, инвестируют в онлайн и добавляют сервисы в традиционные магазины.

Читайте українською

Розница пошла в рост

В 2017 году показатели розничной торговли продолжили расти. Согласно данным Госстата, товарооборот в январе-ноябре 2017 года увеличился на 8% год к году, а выторг ритейла за январь-ноябрь составил 725 млрд грн. Лидерами по абсолютным показателям объема розничного товарооборота за отчетный период стали  Киев (140 млрд грн), Харьковская (58 млрд грн), Днепропетровская (64,2 млрд грн), Одесская (56 млрд грн), Киевская (49 млрд грн), Львовская (46 млрд грн), Запорожская (32,2) области. Для сравнения: в 2016 году ритейлеры наторговали на 4% больше, чем в 2015-м. До этого розничный товарооборот падал два года подряд: в 2015-м — на 20,7%, в 2014-м — на 8,2%.

В Varus отмечают, что ключевые показатели работы сети выросли: в 2017 году супермаркеты увеличили товарооборот на 28% по сравнению с 2016 годом, средний чек вырос на 20%. Товарооборот сети ЭКО-маркет в 2017-м вырос на 13,48%, и это при том, что ритейлер открыл в 2017 году всего один магазин, а годом ранее — десять. Эффективность на метр также выросла на 13,26%, а средний чек увеличился на 16,42%.

Лидер по выручке 2016 года, АТБ, также фиксирует рост товарооборота: по предварительным прогнозам компании товарооборот сети в 2017 году составил около 80,2 млрд грн с НДС, что на 37% больше показателей 2016 года. “На протяжении последних нескольких лет мы наблюдаем увеличение количества товаров в чеке, при этом также увеличивается средняя стоимость товара с учетом инфляции. Существует тенденция некоторого роста доли среднего сегмента в товарообороте сети АТБ”, — комментируют в компании.

Разбираем покупки: Varus, BILLA, Амстор, Cільпо

Если в прошлом году самой крупной сделкой прошлого года была покупка АТБ сети Барвинок в Западной Украине, то в 2017 лидеры рынка активно скупали активы. Эффективнее всех сработал французский ритейлер Auchan: в 2017 году группа приобрела девять торговых объектов сети гипермаркетов Караван и к концу года сеть АШАН в Украине выросла до 20 торговых точек суммарной площадью 160 000 кв. м. За счет поглощения конкурента ритейлер вышел в новые для сети города – Харьков, Днепр, Житомир и Черновцы.

Еще в декабре 2016 года сеть BILLA ушла из регионов: харьковские магазины были проданы двум местным компаниям, а три маркета — два в Днепре и один в Запорожье — стали частью сети Varus. При этом в бывших BILLA в Днепре (на проспекте Героев, 2) и Запорожье (улица Яценко, 2) Varus реализовала новый формат магазина с видеостенами. Продав объекты, компания BILLA , рассчитывает усилить позиции в Киеве и инвестирует в обновление магазинов.  

Fozzy Group открывает Cільпо на месте Амсторов, согласно договоренности со Смарт-Холдингом: осенью начали работу магазины в Северодонецке и Бердянске.

АТБ выкупило часть активов сети Колібріс, выставленной на продажу в середине года, но пока что в компании не раскрывают ни сумму сделки, ни точное количество купленных объектов и их месторасположление.

Глобальное переформатирование

Товарооборот сетей растет, они перестали “выживать” и начали экспериментировать с форматами и активно инвестировать в эти направления. «Цены в магазинах за прошлый год выросли в среднем на 15%, что привело к росту товарооборота. У ритейлеров появились деньги для развития», — говорил LIGA.net директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Во втором полугодии в киевских магазинах произвели масштабные обновления BILLA, Фуршет, АТБ, Велика Кишеня, Наш Край. К примеру, сеть Varus, как писала RAU cовсем недавно, открыла магазин нового формата, главной особенностью которого являются видеостены: торговый зал супермаркета оборудован 40 мониторами, самый большой из которых — 8,8х1,28 метров. Они установлены в мясном и рыбном отделах, гастрономии и кулинарии.

Таким образом сеть переносит маркетинговые коммуникации в digital-пространство: на экранах, помимо трансляции рецептов и примеров сервировки блюд, показываются акционные предложения и другие видеоролики.

Дополнительно экраны оборудованы над каждой из 16 касс магазина. Два магазина в таком цифровом формате открылись в декабре в Днепре и Запорожье.

Кроме этих двух с видеоэкранами, сеть в 2017 году открывает новые точки в новом формате:

Все новые объекты Сільпо отличаются друг от друга: ритейлер не экспериментирует с форматом, а создает новую концепцию под каждый объект. Например, в этом году были открыты Сільпо в стиле Арт Деко на Оболони и средневекового замка в Луцке.

В 2017 Fozzy Group открыла премиальный Le Silpo, четвертый по счету и первый за долгое время: к сети деликатес-маркетов в Днепре, Киеве и Харькове присоединился маркет в Одессе. Также компания запустила новый сайт Сільпо. итоги fmcg

Фора в этом году экспериментирует с форматами: стандартные точки работают в формате “магазин у дома”, но в 2017 году компания открыла первых четыре супермаркета: в селе Счастливое, Мила, пгт Гребенки и самый большого из них — в пгт Глеваха. Также сеть, входящая в Fozzy Group, в мае 2017 открыла премиальный food-market Favore

Favore отличается от обычной Форы – начиная от ассортимента и заканчивая спектром предоставляемых услуг. Однако как сообщают СМИ, компания пока не собирается ретранслировать премиум-формат на сеть.

АТБ продолжает открывать магазины усовершенствованного формата, первый из которых ритейлер открыл осенью 2016-го. В новых объектах в строительстве применены технологии утепления, отопления и рекуперации энергии позволяют сохранять до 70% расходов на отопление. А новая система освещения, построенная на базе LED-технологии, лучше сберегает электроэнергию и делает более приятной атмосферу магазина, а товар – более привлекательным.

Наш край открыл магазин нового формата в декабре и планирует масштабный рестайлинг всей сети. Помимо изменений в интерьере, экстерьере и ассортименте, в новом формате дискаунтера реализована и новая система лояльности.

Весной 2017 года о масштабном обновлении магазинов объявил ритейлер Фуршет — были перезапущены две точки. До конца года сеть будет тестировать новую концепцию. По словам генерального директора сети Кшиштофа Конрады, по ее результатам компания будет внедрять формат в оставшиеся 77 магазинов.

BILLA взялась за обновление своих магазинов, начав со своего первого супермаркета в Украине, открытого еще в далеком 2000-м году. В сентябре ритейлер перезапустил первый магазин в новом концепте.

Элементы нового формата Billa

Весной прошлого года также появилась информация о планах АШАН начать развитие в Украине магазинов формата «у дома». Теперь, после продажи доли в Фуршет ей ничего не мешает.

Эксперимент с продуктами питания начал drogery ритейлер Prostor: Prostor открыл тестовый магазин нового формата в центре Днепра, добавив food-категорию в ассортимент торговой точки.

Вектор на Запад итоги fmcg

Согласно данным Госстата, наибольший рост оборота розничной торговли предприятий (юрлиц и физлиц-предпринимателей) в январе-ноябре 2017 года зафиксирован в Закарпатской (на 18,1%), Одесской (на 13,7%), Львовской (на 12,2%), Винницкой (на 11,8%), Черкасской (на 11,1%), Николаевской (на 10,0%), Киевской (на 9,9%), Сумской (на 9,0%) областях и Киеве (на 8,4%).

Такая активность вызвана тем, что наиболее динамично развивающиеся сети переориентировали развитие на Запад и Центр Украины.

Лидер по количеству точек и выручке, АТБ, больше внимания уделяет развитию в западном направлении: магазины открывались во Львовской, Волынской, Винницкой областях. Делая акцент на западном регионе, ритейлер заботится и о логистике: в октябре АТБ приобрела  складской комплекс площадью 20 600 кв. м во Львове. Однако не все усилия ритейлер направляет на Запад: в 2017 году он также приобрел и склад под Киевом.  итоги fmcg

Наш Край в 2017 году открывался в Ивано-Франковской, Ровенской, Житомирской областях.  
Fozzy Group продолжает развивает сеть дискаунтеров Thrash!, в том числе и в регионах: в 2017 году она увеличилась на 10 точек в в Харькове, Днепре, Запорожье, Херсоне, Бердянске и Черкассах.

В июле Volwest Group открыла второй магазин сети супермаркетов SPAR и планирует открытие еще 15 магазинов в Волынской, Львовской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Сумской и Черниговской областях.

Совсем недавно NOVUS открыл франчайзинговый магазин в Тернополе.

Новые старые сервисы: NFC, Self-checkout и продукты онлайн

Помимо изменений в интерьере, экстерьере и ассортименте, пересмотре эффективности программ лояльности, ритейлеры стараются предложить дополнительный сервис для клиентов. К примеру, в магазинах дискаунтера Наш Край появился свободный доступ к Wi-Fi, поддержка NFC-оплат через Android Pay и карточками.

Часть ритейлеров идет ва-банк и внедряет кассы самообслуживания, делая ставку на Self-checkout.  Такие кассы давно работают в Таврия В и ВЕЛМАРТ. В 2017 году эту технологию решили внедрять и в сети NOVUS: первые кассы самообслуживания в сети недавно были установлены в одном из крупнейших магазинов ритейлера – гипермаркете на ул. Здолбуновской, 7-Г в Киеве. В ближайшее время они заработают еще в одном столичном супермаркете NOVUS, расположенном возле станции метро Лесная.

Сумму инвестиций в новое оборудование в NOVUS не разглашают, однако по информации RAU, стоимость одного терминала самообслуживания, установленного в супермаркете, может достигать $20 000 без учета затрат на разработку персонализированного решения.

итоги fmcgРост украинского e-commerce стимулирует ритейл идти в онлайн. Продажи в онлайне пока не занимают значимых долей в обороте сети, однако являются перспективнім направлением.

Совсем недавно МЕТRО Cash&Carry Украина сообщила, что доставка с Zakaz.ua теперь распространяется еще на три города Украины — Житомир, Винницу и Запорожье. Ранее сервис был доступен для жителей Киева, Днепра, Харькова, Одессы и Львова. Впрочем, если судить по опыту NOVUS, пока доля онлайн-продаж крайне мала — в среднем через zakaz.ua осуществляется около 100 заказов ежедневно. При этом самые большие продажи в таких категориях как молочные продукты, мясо, безалкогольные напитки, свежие овощи и фрукты. Доли категорий, продающихся через zakaz.ua у NOVUS распределены следующим образом: скоропортящиеся товары — 42%, бакалея — 20%, напитки — 13%, непродовольственные товары- 16%.

Стоит отметить, что Zakaz.ua, помимо МЕТRО, является партнером сетей супермаркетов АШАН , NOVUS и группы FOZZY, поэтому продукты онлайн в новых регионах смогут покупать и их лояльные клиенты. итоги

Fozzy C&C развивает онлайн-направление с помощью Zakaz.ua и собственного онлайн-магазина Fozzy Shop, который ритейлер запустил в 2014 году. Пока доставка из него работает в двух городах — Киеве и Одессе. “Только в июле 2016 года интернет-магазин начал работать в полную силу. За последний год товарооборот вырос в 2,8 раза, а количество заказов в день в 3,3 раза”, — отмечал директор департамента маркетинга и рекламы гипермаркетов Fozzy C&C и интернет-магазина Fozzy Shop Сергей Янчук.Собственные интернет-магазины есть также у Таврия В и Фуршет.

Но не все ритейлеры делают ставку на собственный канал продаж и чаще соглашаются опробовать этот сервис через Zakaz.ua. Объемы продаж через zakaz.ua показались недостаточными для активного развития данного канала для ЭКО маркета, но сейчас сеть экспериментирует с компанией «Доставка24» в Чернигове, где рынок доставки вообще новый, соответственно, других продуктовых сетей в нем нет.

Руководитель онлайн-направления сети ЭКО маркет Виталий Бачинский говорит что направление онлайн-продаж хоть и перспективное, но из-за мизерного объема заказов в настоящее время — не прибыльное. Согласно апрельскому исследованию онлайн-торговли Украины компанией GfK, за последний год лишь 10% украинцев покупали в интернете продукты питания и алкоголь. Для сравнения: технику и электронику в сети приобретали 56% опрошенных, а одежду – 49%.

Один из сооснователей Нова пошта Вячеслав Климов убежден, что продукты – одна из наиболее перспективных ниш для роста в онлайне. «Если вы задумаетесь, зачем каждую неделю покупаете в супермаркете упаковку воды, стиральный порошок, зубную пасту, и почему это не может поставлять e-commerce – то не найдете логичного ответа и сразу переключитесь на доставку», — говорил он во время одного из своих публичных выступлений в Киеве

Цена все решает итоги fmcg

Согласно последнему исследованию Nielsen, в 2017 году 70% украинцев продолжают экономить. Большинство потребителей экономит на одежде, коммунальных услугах, развлечениях вне дома и продуктах питания.

Для покупателей цена товара по-прежнему является важным фактором при принятии решения о покупках. “Мы видим эту тенденцию, анализируя отклик на ценовые акции, которые регулярно проводятся в сети. При этом клиенту важно совершать покупки в комфортном месте с продуманным ассортиментом товаров. Также хотим отметить, что в нашей сети растет доля продаж по картам лояльности VARUS PЁRFECT, участие в программе дает возможность получать дополнительные бонусы и использовать их в виде скидки для будущих покупок”, — рассказали RAU в Varus.

На рынке в основном сохраняются тенденции, которые наметились еще в период кризиса 2008 года, главная из которых — ориентация потребителей на дисконтные форматы, полагают в АТБ. В компании считают, что это причина увеличения количества покупателей.

Акцент на Fresh и эмоции для смелых

Традиционно ритейлеры делают акцент на фреш-категории, собственную выпечку, кулинарию и кафе внутри своих маркетов. К примеру, Наш Край в своем последнем формате предусмотрел специальный салат-бар, в котором покупатель может собрать свой салат из разных ингредиентов.

Салат-бар Наш край

Остальные ритейлеры давно увеличивают зоны с готовой едой и свежей выпечкой. “Сейчас доля собственного производства 9–10% в обороте магазина, хотим ее увеличить до 14%”, — рассказывал в интервью RAU CEO Фуршет Кшиштоф Конрад.

Food bar внедряют и другие ритейлеры, которые только выходят на рынок и объединяют форматы магазина и ресторана. Egersund Seafood в ЦУМ работает в формате seafood bar, в котором можно попробовать суши, роллы, запеченные морепродукты из хоспер-меню, норвежский суп, овощи гриль и фреш-салат. На 700 кв. м в фуд-холле на 3-м этаже SkyMall ритейлер объединил в себе магазин, Seafood Bar и ресторан.

Приготовить блюдо могут и в Мястории, где продают стейки, мясные заготовки, копчености, паштеты собственного производства. Сеть мясных магазинов-ресторанов представлена в Киеве тремя точками, одна из которых расположена в ЦУМ.

Производство ритейлеры стараются делать максимально открытым, чтобы посетители видели, как готовится их блюдо. “У нас много производств, которые видны из торгового зала – прямо в магазинах мы делаем сыр, коптим рыбу, печем хлеб, обжариваем кофе, создаем кондитерские шедевры. Это дает возможность гостям увидеть процессы и людей, которые создают товар, а заодно и пообщаться с ними”, — комментируют в Fozzy Group. Команда Сiльпо, отметила долю в обороте сети, которую приносит собственное производство, постепенно расширяя ассортимент блюд и выпечки, перешла от фудкорта к открытию собственного ресторана. В 2016 году открылся итальянский ресторан Positanо.

Кроме развития категорий Fresh и собственного производства внутри торговых точек, часть ритейлеров выходят далеко за их пределы с целыми городскими фестивалями. Сільпо второй год подряд организовывает пивной фестиваль – Beermaster Day. Кроме того, ритейлер анонсирует гастрономические встречи, на которых гости могут дегустировать масло, вино, сыр, хлеб.

Good wine также проводит многочисленные дегустации, тематические мероприятия посвященные культуре употребления алкогольных напитков, второй год подряд проводится фестиваль вина KYIV WINE.

Что осталось в 2017-м

2017 год запомнится и покупателям и ритейлерам. Благодаря росту платежеспособного спроса, операторы снова пошли в премиум сегмент и появились такие форматы как Favore от Фора и деликатесный Le Silpo.

Цена решает, но не все — потребитель требует сервиса, функциональности и красоты в том числе от новых торговых площадок. Поэтому в 2017 году потребитель увидел реализацию формата АТБ, полную перезагрузку BILLA, Наш Край и других.

Изменилось восприятие потребителями покупок в маркетах: они хотят больший выбор, больший комфорт, больше сервисов, вовлекаются эмоционально. Они перестали жестко экономить на продуктах питания, хотя в целом по Украине рост розничного товарооборота вполне сравним с показателями инфляции.

На первый план выходит персонификация: обычные акции «2+1», скидки и подобные им месседжи на самую платежеспособную категорию покупателей уже не действуют. Поэтому большинство ритейлеров таких как Novus, Le Silpo, Favore, Varus, или сразу делают ставку на условный «средний класс», или сразу работают в формате дискаунтера, как АТБ, или пытаются развивать оба направления параллельно (Thrash!, Фора, ВК Экспресс, Наш Край и другие)

Неизведанный 2018

Разрыв между лидерами  — АТБ, Fozzy, АШАН, METRO — и «вторым эшелоном» будет расти, в том числе потому, что лидеры рынка уже используют Big Data и могут больше инвестировать в развитие современных технологий, таких как кассы самообслуживания, персонализированные предложения, доставку, оплату смартфоном, мобильные приложения и прочее.

Прирост розничного товарооборота будет и дальше расти, если сохранится рост реальных доходов, не будет нового витка инфляции и резкой девальвации. Ритейл в своем развитии столкнется с двумя большими проблемами: нехватка персонала и нехватка свободных площадей в лучших локациях. Крупные сети продолжат открываться в регионах.

Консолидация рынка продолжится: лидеры будут поглощать мелкие сети или выкупать у них локации, а также открываться в новых ТРЦ. Уже анонсировано открытие NOVUS в Retroville, Сільпо в River Mall. Выхода глобальных международных ритейлеров не будет: ни Carrefour , ни ALDI в Украину не собираются.

Также основными рисками для украинского ритейла традиционно могут стать негативные макроэкономические и военно-политические факторы.

Читайте также —

Встигнути до курантів: в грудні FMCG-рітейлери різко активізувалися

 


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка