Будем жить! Итоги года в украинском ритейле

Будем жить! Итоги года в украинском ритейле

28.12.2016 09:00
  1778
Іван Зайцев

Главные события 2016-го в украинском ритейле и девелопменте по мнению Ассоциации ритейлеров Украины.

Уходящий год выдался насыщенным для украинских бизнесменов сферы ритейла и девелопмента. Введение в эксплуатацию ТРЦ, строившихся несколько лет и успевших за это время сменить хозяев, анонсирование и начало строительства новых объектов, громкие покупки и продажи, сверхбыстрое развитие одних и стагнация других торговых сетей, появление новых брендов и банкротство и уход с рынка проверенных временем торговых марок. Событий было много, и выделить главное, отразившееся на всем украинском ритейле, не так уж просто.

Ассоциация ритейлеров Украины выбрала самые знаковые новости и подводит итоги года в сферах ритейла и девелопмента

Итоги года: Рост розничного товарооборота

Впервые за последние два с половиной года Госстат отчитался о росте оборота розничной торговли. Увеличение незначительное – на 3,7% за январь-ноябрь, но это без сомнения позитивный сигнал для рынка. Конечно, нужно учитывать «эффект низкой базы» — в прошлом году по сравнению с 2014-м падение оборота составило 19,8%, а в 2014-м по сравнению с 2013-м: 7,5%. Причем в этом году, в отличие от предыдущего, не было резкого обесценивания гривни, да и инфляция в разы меньше, чем почти 50% в 2015-м.

Пока что о возвращении на докризисные позиции речи не идет даже близко. Но хочется верить, что это первая ласточка – предвестник возрождения украинского рынка ритейла. Отчасти подтверждением этому служит увеличившийся интерес к помещениям стрит-ритейла: спрос на аренду площадей стабилизировался и начал понемногу расти.

Позитивные изменения на рынке также подтверждает выход новых зарубежных (хоть и в основном по франчайзинговой модели) и украинских брендов. В 2016 году в Украине появился ряд новых брендов из Италии (Tezenis, Atos Lombardini, Isabel Garcia), Германии (Steiff), США (Converse), Турции (KIWI) и Египта (Ravin jeans). В торговых центрах открылся ряд магазинов украинских брендов, таких как Kids Republic, Miracle Me, Goldi и другие.

Итоги года: Новые ТРЦ

После провального 2015 года, когда в столице не был введен в эксплуатацию ни один торгово-развлекательный центр (и вообще только один крупный объект торговой недвижимости – ТЦ NOVUS), 2016-й показался сверхактивным. Только в Киеве начали работу три ТРЦ – New Way, ЦУМ и Lavina. До их открытия арендные ставки в торгово-развлекательных центрах впервые за три года продемонстрировали рост, что также свидетельствует об оживлении рынка.

Но такой объем введенных в эксплуатацию арендных площадей способен основательно изменить ситуацию на рынке коммерческой недвижимости Киева. По крайней мере до тех пор, пока на украинский рынок не выйдут новые бренды, способные заполнить появившиеся площади.

Оживились и регионы. После нескольких лет достройки во Львове начал работу крупнейших ТРЦ Западной Украины Victoria Gardens, а в Днепре – первый в стране ТЦ, сооруженный из морских грузовых контейнеров – Кубометр.

Итоги года: Покупки и продажи

Кроме открытия новых ТРЦ, об оживлении рынка коммерческой недвижимости свидетельствуют и сделки купли-продажи объектов. Крупнейшая инвесткомпания Украины Dragon Capital закрыла сразу две знаковые сделки. В сентябре подтвердились слухи об интересе инвестбанкиров к торговому центра Пирамида, расположенному в Киеве на Позняках. Сделка оценивается в $19-23 млн, но официально сумму покупки Dragon Capital не называет.

Уже в начале октября стало известно об еще двух крупных покупках инвесткомпании: складских комплексов класса «А» East Gate Logistic и West Gate Logistic. Примечательно, что на достигнутом Dragon Capital останавливаться не собирается – управляющий директор инвесткомпании Владимир Тимочко в интервью RAU рассказал, что компания готова рассмотреть и другие объекты, «если это будут качественные ТЦ, имеющие потенциал для роста и в чьей долгосрочной успешности мы уверены».

Еще в начале года произошла еще одна сделка по покупке торгового центра – Александр и Галина Гереги купила Альта-Центр. Но если Dragon Capital приобретал объект не с целью сноса или перепрофилирования, то на месте Альта-Центр вскоре появится гипермаркет DIY Эпицентр К.

Не обошлось без громких слияний и поглощений в ритейле. Крупнейшая розничная сеть страны – концерн АТБ – резко усилила свои позиции в западных регионах. Помимо открытия собственных магазинов, для ускорения экспансии она приобрела часть магазинов сети Барвінок.

Итоги года: E-commerce

Заметные изменения произошли и в интернет-торговле. Первое, на что стоит обратить внимание: бурное развитие сегмента маркетплейс. Еще в октябре Prom.ua впервые за всю историю обогнал по траффику крупнейший интернет-магазин Украины – Rozetka.ua. Украинский рынок он-лайн торговли остается самым быстрорастущим в Европе – если в 2015-м он вырос почти на 35%, то в этом году, по расчетам группы компаний EVO, он увеличится на 50%, а его объем достигнет 38-39 млрд грн. Но маркетплейсы опережают даже такие заоблачные показатели роста: к примеру, оборот на площадках EVO за 2015-й вырос на 73%, а bigl.ua сумел за месяц утроить количество заказов.

Отдельно стоит отметить объединение большинства проектов группы Allegro-NASPERS под единым зонтичным брендом – EVO Group. Ряд проектов, ранее формально независимых, сейчас развивается в рамках единой скоординированной структуры с четким пониманием и позиционированием.

Отметим и появление в UAnet еще одного мощного игрока: портал 27.ua, также входящий в орбиту группы Эпицентр. По своему потенциалу он вполне способен потеснить традиционных лидеров рынка e-commerce, но сумеют ли Гереги полностью реализовать задумку с «убийцей Rozetka.ua» — будет ясно лишь через пару лет.

Особое внимание в этом, и, вероятно, в будущем году, ритейлеры и ТРЦ уделили продвижению в соцсетях. Такой сравнительно недорогой и эффективный способ привлечения внимания оценили многие, поэтому к концу года развернулась ожесточенная борьба за лидирующие строчки в рейтингах facebook. Так что 2017-й, скорее всего, станет годом своеобразной заочной конкуренции между SMM-специалистами конкурирующих компаний.

Итоги года: Новые форматы

Чем еще запомнится уходящий год: ритейлеры перестали бояться экспериментировать и начали активно открывать объекты в новых нестандартных форматах. В первую очередь здесь стоит говорить об обычно консервативных маркетах сегмента FMCG. Все лидеры рынка старались привлечь покупателей необычными ходами, проявляя недюжинную фантазию и креативность.

Только за этот год компании предложили украинцам и Сільпо в ямайском стиле в Броварах, и категорически обновленный АТБ в Днепре, и METRO под лозунгом «Опт для всех» в Киеве. Хватало и менее громких изменений: например, Наш Край открыл первые торговые точки с собственной пекарней, а Брусничка реконструировала сразу несколько устаревших супермаркетов. Судя по тенденции, в следующем году соревнование в креативности между торговыми сетями продолжится, что однозначно пойдет на пользу потребителям.

Итоги года: Fashion

В сегменте одежды стоит отметить продолжающееся бурное развитие сегмента made in Ukraine. Одна из главных новостей года: открытие в самом центре Киева, на Крещатике, на месте бывшей Grand Gallery, самого большого магазина украинских брендов Всі.Свої. И это не единственный подобный проект: в столичном ЦУМ открылась большая зона товаров made in Ukraine ЦУМ UA, в Днепре появился первый магазин UAmade, успешно развиваются проекты NAMES’UA и UDress.

Это примеры успешного перехода украинских производителей и ритейлеров на новый уровень и открытия традиционных оффлайновых магазинов. В то же время многие отечественные производители одежды и обуви продолжают искать клиентов и продавать товар в основном через интернет, делая упор на социальные сети. И нельзя сказать, что у них дела идут хуже. К примеру, W8less, Окно во двор, ETNODIM по охвату аудитории и объемам продаж вполне могут поспорить со многими своими коллегами из оффлайновой розницы. Так что высокий интерес к украинским одежным брендам сохраняется, и не только в Украине, что гарантирует дальнейшее развитие оригинальных и качественных производителей отечественной одежды.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка