
Олег Антоненко, Айсберг: Об эффективной кастомизированной технике для ритейла и инженерном творчестве


Генеральный директор одного из крупнейших украинских производителей торгового холодильного оборудования об актуальности кастомизированной техники, внедрении инноваций и особенностях разработки нового оборудования под требования ритейлера.
Ритейл – одна из тех сфер, где перемены происходят постоянно. Покупатели становятся все более требовательными, все чаще обращают внимание не только на цену и качество товаров, но и обстановку в магазине, уровень сервиса, удобство оборудования и многое другое. О том, как ритейлеры и инженеры вместе работают над новыми модификациями торгового оборудования, чтобы отвечать растущим запросам своих клиентов, RAU рассказал Олег Антоненко – основатель и генеральный директор одного из крупнейших украинских производителей холодильной техники – компании Айсберг.
— Насколько актуальны для современного украинского ритейла индивидуальные разработки коммерческого холодильного оборудования? Какие форматы магазинов или заведений питания в основном заказывают кастомизированное оборудование?
— Ритейл развивается многими форматами, и в зависимости от того, насколько формы продаж и группы товаров представлены в конкретном формате, возникает необходимость в тех или иных индивидуальных технических разработках. В магазине малого формата такой необходимости нет. Такие магазины открываются с минимальными вложениями и стандартным набором оборудования.
В специализированных магазинах (мясных, рыбных), а также деликатесных и магазинах среднего и большого формата возникает необходимость создавать особенные экспозиции некоторых групп товаров с целью их более эффективной продажи. Некоторые торговые сети предпочитают комбинированные формы продажи продуктов — и через продавца, и в самообслуживании, и для этого нужны специальные дисплеи. Многие ритейлеры имеют свое особенное видение презентации продуктов, и хотят выгодно отличаться от конкурентов. Тогда начинается настоящее инженерное творчество, и нам нравится создавать новую технику вместе с нашими партнерами.
Комбинированная витрина с тремя охлаждаемыми объемами – разработка для США
— На чем базируется эффективность индивидуальных технических разработок? Есть ли преимущества кастомизированного оборудования перед серийным?
— Эффективность новых технических разработок состоит в решении задач качественного поддержания температуры и влажности. А также эффективности экспозиции продуктов. В магазине самообслуживания товар продает себя сам. И эффективность продаж в системе самообслуживания напрямую зависит от того, как организована презентация товара. Сюда относятся принципы хорошей обзорности продуктов, качественного освещения. Также важны вопросы эксплуатации, особенно для витрин со встроенными агрегатами, которые используются для продажи продуктов без упаковки.
Промовитрины Promo Meat для продажи мяса в режиме самообслуживания (разработка для Таврия В) и Promo FV для овощей и фруктов (разработка для Daas, Румыния)
Холодильная витрина Medusa Meat с вентилируемыми полками для свежего мяса – разработка для Велмарт
Комбинированная витрина с выдвижными ящиками для продажи мяса – разработка для Varus
Новая техника проходит испытания в лаборатории. Второй этап – испытание уже работой в магазине. Практически никто из наших заказчиков не делится полной информацией о том, насколько удачным оказалось то или иное техническое решение. Если модель подтвердила свою эффективность при эксплуатации, ее обязательно будут заказывать снова. Поэтому эффективность новой модели равна количеству новых заказов.
Обычно наши партнеры создают новые модификации оборудования вместе с нами. Затем вводят их в стандарт для своей торговой сети. Так индивидуальное становится серийным.
Холодильные автономные витрины Orange Plug-in с максимальным обзором овощей и фруктов – разработка для Carrefour
Холодильная витрина для шоколада с системой контроля влажности 40-50% и температуры +15 °С – разработка для Сільпо
Холодильные острова Butterfly Plug-in с автономной системой охлаждения и системой орошения для овощей и фруктов – разработка для Сільпо
Холодильный остров для продажи фруктов – разработка для Армении
— Для каких продуктовых категорий в основном заказывают кастомизированное оборудование?
— Индивидуальную разработку холодильной техники заказывают практически для всех продуктовых категорий – овощи, фрукты, кулинария, соленья, мясные и рыбные продукты, оборудование для продажи вина. Даже пристенные регалы, которые все воспринимают как чисто серийное оборудование, разрабатываются под конкретный проект – со специальной шириной полки, корпуса, позицией и конструкцией испарителя, температурой, отделкой и т.д.
Панорамные холодильные витрины с прозрачной задней стенкой – разработка для городского магазина морепродуктов
Холодильная витрина Medusa с полукруглыми полками для овощей и фруктов – разработка для Delicate
В магазинах сейчас зачастую организовывают производство свежих продуктов. И не только для продажи непосредственно в торговых отделах, когда технологическое оборудование интегрируется в торговую линию. Сейчас один из трендов – это небольшие кафе в супермаркетах и торговых центрах. Для этого мы производим специальные комплектные линии оборудования, которые всегда кастомизированы, хотя могут состоять из уже разработанных узлов. Индивидуальность этих линий зависит от меню, разработанного владельцами для своего кафе. И поскольку нет одинаковых меню, линии, соответственно, всегда имеют свои особенности.
Комплектная линия оборудования для приготовления и продажи еды — разработка для Велмарт
Сервисная линия для кафетерия Ultramarket
— Какие принципы в разработке оборудования вы используете? Насколько кастомизированная техника дороже серийной?
— Принципы разработки техники Aisberg заложены в концепции компании. Конструкция и дизайн оборудования, система охлаждения и энергосберегающие технологии должны обеспечивать увеличение продаж и сокращение расходов магазина – Техника Эффективной Торговли. Важнейшие принципы нашей работы – эффективность сохранности качества продуктов, энергоэффективность, эффективность продаж. В этом списке нет одного – стоимости. Стартовая стоимость техники – важный параметр, но не главный, поскольку эффективный холодильник с малым энергопотреблением и качественным холодом в эксплуатации гораздо более выгоден, чем его дешевый аналог.
Линия витрин Cube с системой орошения «туман» для рыбы – разработка для Велмарт
Угловой модуль с системой орошения «туман» для рыбы встроен в остров гастрономических витрин – разработка для гастрогалереи ОнDe
Полукруглая холодильная витрина с радиусом изгиба по заказу Galmart, Узбекистан
— Как возникают инженерные идеи? Вы используете опыт других производителей и их разработки? Сколько времени уходит от размещения заказа до установки оборудования в магазине?
— Мы принципиально не копируем и не воруем чужие конструкции. Мы создаем свои. В основном идеи разрабатываются вместе с заказчиками. Но иногда это чисто инженерное творчество Aisberg, как например, линия витрин в дизайне Diagonal. И здесь приходится заглядывать в будущее, опираясь на собственную интуицию и видение перспектив.
Холодильные витрины в дизайне Diagonal на выставке EuroShop-2017, Германия
Остров холодильных витрин Comfort Diagonal со встроенной низкотемпературной комбинированной витриной и модулем для обхода колонны — разработка для Велмарт
Специализированная холодильная витрина Diagonal для продажи оливок – разработка для Grand Majidi Mall, Ирак
Линия витрин Diagonal для продажи выпечки с модулем для приготовления пиццы на заказ – разработка для Grand Majidi Mall, Ирак
Инженерами Aisberg наработан значительный опыт разработки индивидуальных технических решений. На 90% нам удается создавать оборудование, не требующее значительных корректировок после изготовления опытного образца. Срок изготовления зависит от сложности изделия, иногда это 1.5-2 месяца, иногда дольше.
Все новое оборудование проходит испытания в лаборатории. Безусловно, мы наблюдаем за эксплуатацией первых экземпляров такой техники. При необходимости улучшаем ее уже в рабочих условиях. Все зависит от того, насколько точно сформулирована эксплуатационная задача и соответствует ли она реальности.
Холодильные и тепловые кулинарные витрины с наклонной экспозиционной поверхностью – разработка для Сільпо
— Кастомизированная техника – это именно холодильная мебель или еще и системы охлаждения?
— Айсберг разрабатывает по специальным заказам не только витрины, но и индивидуальные системы охлаждения, оттаивания и утилизации тепла. Многие разработки запатентованы как изобретения и полезные модели – евразийский патент 012195, патенты Украины 114635, 105207, 25036, 77925, 23288 и т.д.
Станция охлаждения с ресиверной группой и системой утилизации тепла в контейнерном исполнении – для Ultramarket
Система охлаждения супермаркета с системой жидкостного оттаивания – для Carrefour
— Какие проекты для вас наиболее интересны?
— Самые интересные проекты – это те, которые впереди.