Франция атакует: Leroy Merlin бросает вызов Эпицентр К?

Франция атакует: Leroy Merlin бросает вызов Эпицентр К?

04.09.2017 09:00
  4929
Дарья Златьева

После трех лет выжидания сеть строительных гипермаркетов Leroy Merlin возобновляет развитие. 7 сентября в Киеве откроется четвертая торговая точка компании.

Читайте українською

Read in English

Об этом сообщается на официальном сайте компании, страничке ритейлера в Facebook, а также в рекламе на Youtube. Новый гипермаркет бренда, принадлежащего «Ассоциация семьи Мюльи», которая владеет также и Auchan Holding, будет открыт в Киеве, на Кольцевой дороге, 12. Ранее на этом месте работал магазин сети Prakriker, но в апреле стало известно, что торговая точка закрывается: немецкий бренд, который с 2014 года в Украине развивала Kreston Guarantee Group Алексея Мечинского, окончательно ушел из страны.

Уже тогда появились слухи, что на месте Prakriker будет открыт Leroy Merlin, но официального подтверждения до недавнего времени не было. RAU разобралась, почему французы после трех лет паузы решили открыть новый магазин, и изменит ли это ситуацию в сегменте DIY-ритейла Украины.

Разноплановый Auchan

Стоит отметить, что 2017-й стал годом активного развития всех украинских подразделений, входящих в Ассоциацию семьи Мюлье. В Украине корпорация развивает несколько направлений. Первое – продуктовый ритейл, представленный супер- и гипер- маркетами АШАН. По итогам прошлого года французская сеть заняла четвертое место по обороту среди FMCG-операторов Украины с показателем (по косвенным данным) в 11,5 млрд грн. Впереди – только АТБ, Fozzy Group и Metro Cash&Carry Ukraine.

Впрочем, уже в следующем году АШАН Украина имеет все шансы ворваться в лидирующую тройку. В январе появились слухи, что группа планирует приобрести сеть гипермаркетов Караван, ранее принадлежавшую Сергею Хрипкову и Алексею Гордиенко. В июне французы официально сообщили о сделке, мгновенно практически удвоив количество своих объектов в Украине. Само собой, что после интеграции бывших маркетов Караван в структуру АШАН Украина, показатели сети значительно вырастут, и METRO Cash&Carry Ukraine придется уступить третью строчку в рейтинге ритейлеров по обороту французским коллегам.

Кроме того, компания заявила, что готова развивать в Украине и формат «магазины у дома», который сейчас тестируется в западных странах. Пока ни одного АШАН в таком формате ритейлер не открыл, но в том, что данное направление внимательно изучается и планирование ведется – сомнений нет.

Второе направление, которое корпорация активно развивает в нашей стране – девелопмент торговой недвижимости. Помимо уже построенных торговых центров АШАН (в Киеве на Черниговской, Петровке и Беличах), девелоперское подразделение Auchan Holding – Иммошан Украина – реализует сразу два амбициозных проекта. Год назад компания подтвердила, что намерена построить первый в Украине объект формата «ритейл-парк» в Киеве на Петровке. Заявленная дата открытия – IV квартал 2017 года, и комплекс постепенно заполняется арендаторами.

Другой знаковый для группы проект – торговый центр Rive Gauche на Левом берегу Днепра в Киеве, в районе улицы Здолбуновской. Первая фаза торгового центра общей площадью 30 000 кв. м должна быть введена в эксплуатацию еще до конца года. Среди якорных арендаторов – гипермаркет АШАН на 15 000 кв. м, KFC, LC Waikiki, Эльдорадо и Чудо Остров. Вторую очередь ТРЦ планируют закончить к 2019 году, после чего общая площадь объекта достигнет 150 000 кв. м.

Как рассказала в интервью RAU коммерческий директор Иммошан Украина Анна Корягина, в планах компании – реализация еще одного проекта в Одессе. Но относительно него гораздо меньше определенности: неизвестны ни точная концепция объекта, ни дата начала строительства. Землеотвод французы оформили давно, но из-за сложной экономической и политической ситуации на несколько лет заморозили реализацию проекта.

Спорт и гвозди

Два других направления деятельности Ассоциации семьи Мюлье украинцам знакомы значительно хуже. В апреле этого года стало известно, что корпорация намерена вывести в Украину бренд спортивной одежды Decathlon. Ожидается, что первый магазин торговой марки начнет работу в конце 2017-го – начале 2018-го в принадлежащем группе ритейл-парке «Петровка» в Киеве. Следующий – в ТРЦ Rive Gauche, а о дальнейших планах французы пока предпочитают не распространяться.

И, наконец, еще одна сфера деятельности – строительные гипермаркеты Leroy Merlin. Первая информация о том, французы собираются открыть в Украине торговые точки под этим брендом появилась еще в 2007 году – об этом писала газета КоммерсантЪ. Кризис 2008-09 годов заставил компанию пересмотреть свои планы: первый Leroy Merlin появился в нашей стране только в 2010-м. Развитие сети трудно назвать бурным: до 2014 года было открыто всего три DIY-гипермаркета в Киеве, после чего ждать нового объекта пришлось более трех лет.

Почему французы именно сейчас решили возобновить развитие бренда, и есть ли у них шанс закрепиться на украинском рынке стройматериалов и товаров для ремонта?

Провальная практика

Этот сектор розничной торговли в Украине практически полностью контролируют чета Герег – Александр и Галина – которым принадлежат крупнейшие DIY-сети страны Эпицентр и Новая линия. По данным издания Delo, суммарный оборот этих сетей за 2015 год почти в 25 (!) раз (без малого 26 млрд грн против 1,140 млрд грн) превышает выручку Leroy Merlin. По прибыли они тоже вне конкуренции – если французская сеть 2015-й закончила с убытками в 113 млн грн, то Эпицентр и Новая Линия принесли Герегам более 2 млрд грн чистой прибыли. Так что вряд ли Leroy Merlin можно считать полноценным конкурентом монополистам отечественного DIY-рынка. Даже после открытия четвертого магазина географический охват и обороты компаний просто не сопоставимы.

Тем не менее, украинские бизнесмены уже показали, что не терпят даже намеков на конкуренцию. Сначала Эпицентр поглотил вторую по размеру сеть строительных гипермаркетов Украины Новая Линия, после чего занял де-факто монопольное положение на рынке, а затем приложил много усилий, чтобы выжить из страны сеть Praktiker.

Первый магазин немецкого ритейлера появился в Украине в 2007 году. В планах компании было открытие семи гипермаркетов, однако за несколько лет было открыто только четыре объекта — в Николаеве, Макеевке, Львове и Киеве. Бизнес шел не так успешно, как предполагала управляющая компания и, по данным LIGA.net, в начале 2014 года торговые точки были проданы Kreston Guarantee Group. Новый собственник открыл один гипермаркет в Днепре и закрыл два — в Макеевке и львовском ТРЦ King Cross Leopolis.

Эксперты считают, что уход немецкого ритейлера связан с финансовым кризисом и жесткой конкуренцией с сетью Эпицентр. «Рост цен на строительные материалы практически вдвое за последний год привел к сокращению продаж на 30-40%»,- комментировал LIGA.net управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий. «У ритейлера было относительно небольшое количество магазинов, а конкурировать с лидером — сетью Эпицентр — очень сложно», — добавил партнер компании Atlas Advisors Алексей Ращупкин.

Еще один некогда заметный игрок на украинском рынке товаров для строительства и ремонта – сеть OLDI – также уже не представляет угрозы Эпицентру и Новой Линии. Выручка OLDI за 2015 год составила 1,1 млрд грн, чистая прибыль – 37 млн грн. По сравнению с размахом Герег – практически незаметно.

Призрак конкуренции

Сможет ли Leroy Merlin «бросить перчатку» Эпицентру в борьбе за украинского потребителя? Опрошенные RAU эксперты этого не исключают. «По нашей информации, французы планируют открывать в Украине торговые точки в новом уменьшенном формате», — рассказал представитель одной из консалтинговых компаний в сфере торговой недвижимости, попросивший не указывать его имени. По его мнению, французы уже доказали – хотя бы сделкой с покупкой сети Караван и строительством Rive Gаuche и Ритейл парк Петровка – что рассматривают Украину как перспективный рынок, и готовы вкладывать деньги, чтобы закрепиться на нем.

«Но бороться с монополистом, особенно если его владельцы обладают значительным политическим влиянием, что в Украине значит немало, изначально тяжело – нужно или демпинговать, или инвестировать значительные средства в маркетинг и перекупку лучших локаций, — считает другой собеседник RAU. – С другой стороны, Ассоциация семьи Мюлье – один из немногих игроков, обладающих для этого достаточными средствами (по итогам 2016 года консолидированный доход группы достиг 52,8 млрд евро, чистая прибыль – 824 млн евро, — прим. ред), опытом, доступом к новейшим технологиям и другими ресурсами». Так что во многом вопрос заключается в том, захотят ли французы ввязываться в конкурентную борьбу с Эпицентр К и Новая Линия. Или же, по примеру коллег из австрийской REWE Group, сосредоточатся на развитии сети в самом платежеспособном и удобном с точки зрения логистики городе – Киеве.

Читайте также

Не только Эпицентр К: чем еще владеют Александр и Галина Герега


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка