Год реформатов: итоги 2018-го для крупнейших украинских продуктовых сетей
Что происходило в 2018 году в отечественном продуктовом ритейле, что позволяло бизнесу увеличивать показатели, как менялись украинские продуктовые сети и какие результаты им это принесло.
Читайте українською
Голые цифры — не сбавляя темпа
Оборот розничной торговли за 11 месяцев 2018 года составил 829 млрд 363 млн грн – на 6,2% больше, чем за 11 месяцев 2017-го. При этом выручка предприятий розничной торговли составила 595 млрд 675 млн грн (рост на 5,8% год к году), а остальной выторг пришелся на долю физлиц-предпринимателей.
У лидеров все идет стабильно хорошо, и они отчитываются о росте. К примеру, товарооборот торговой сети АТБ уже за первое полугодие 2018-го составил 48,4 млрд грн (с НДС), что на 32,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Чуть меньший рост показывает еще один лидер сегмента — около 6%: объем продаж Metro Cash&Carry Ukraine за 2017/2018 финансовый год, который длился с октября 2017-го по сентябрь 2018-го, составил 523 млн евро, в то время как в прошлом году продажи составили 491 млн евро.
Товарооборот Varus в 2018 году составил 12,52 млрд грн, рост составил 54% по сравнению с 2017 годом. При этом эффективность на кв. м в 2018 году по сравнению с 2017-м выросла на 15%, а средний чек — на 22%
И, если по итогам первого полугодия ритейлеры отставали по открытию новых точек от показателей 2017 года, то цифры второго полугодия говорят о том, что они догнали и перегнали их.
С января по сентябрь 2018 года сетевые продовольственные операторы Украины открыли 315 магазинов, при этом 258 объектов из них были совершенно новыми, а остальные сменили вывеску в результате ребрендинга или сделки по поглощению.
Лидером по количеству новых торговых точек в продуктовом ритейле традиционно стала сеть АТБ. По итогам 2018 года корпорацией будет открыто 80 новых дискаунтеров, из которых 34 расположены в западном и 14 — в южном регионах страны.
Не менее активно ритейлеры и закрывают неприбыльные точки. По данным исследовательской компании GT Partners Ukraine за 9 месяцев прошлого года было закрыто 203 магазина.
Главные события 2018-го: под девизом “сделки — потом”
Минувший год прошел без громких покупок и слияний. В 2018-м дискаунтеры АТБ открывались на части локаций поглощенных сетью еще в 2017 магазинов Колібріс. АТБ также купил один магазин Billa в Одессе.
Ашан Украины после масштабного поглощения в 2017-м гипермаркетов Караван в Харькове, Днепре, Житомире и Черновцах, открылся на новых локациях, а в прошлом году сеть выросла дополнительно еще на семь точек. Varus после занятия локаций Billa в регионах успел до конца 2017 года открыть свои магазины на их местах и весь прошлый год открывал уже новые точки.
Все стабильно и в Fozzy Group — компания открыла семь Сільпо в новых концепциях и 12 Фора. Компания даже зашла в логистический бизнес, став инвестором нового почтового оператора Justin и купила курьерскую службу Post.ua.
Некоторые ритейлеры приняли решение о развитии по франчайзингу: в частности об этом заявила сеть ЭКО маркет, пояснив, что ее интересует в первую очередь развитие в Западных областях.
В августе этого года Пакко Холдинг начал продажу франшизы Вопак Экспресс. Согласно стратегии развития компании, география продаж франшизы Вопак Экспресс, кроме западных областей дополнительно охватит Винницкую, Житомирскую, Киевскую области и Киев.
Франчайзинг является достаточно популярным путем развития украинских сетей: таким образом успешно развивается луцкая инвестгруппа Volwest Group (сети Наш Край и SPAR), которая в начале года заявила о новой модели — запуске возвратного франчайзинга. Такая модель бизнеса позволяет партнерам инвестировать в открытие собственного магазина и получать процент от прибыли, но при этом его управлением занимается команда франчайзера.
Выход из традиционных форматов — Ашан, Metro, АТБ и другие
Ашан — супермаркет и магазин у дома
Сделка по продаже доли в Фуршет в 2017 году позволила группе Ашан открыть супермаркеты и магазины у дома. Первый супермаркет компания открыла в днепропетровском ТЦ Дафи. Торговая точка площадью около 3500 кв. м работает в концепте superstore, что предполагает быстрое осуществление покупок, удобную навигацию, продовольственные товары в сердце предложения, а также все необходимое из непродовольственной группы. До конца года компания успела открыть еще одну торговую точку в формате superstore — во Львове.
А уже в июле первый для компании в формате магазин у дома появился в Киеве, на месте магазина Topmart. Они станут основой сети магазинов у дома Мій Ашан.
Магазины уменьшенного формата от Metro Cash&Carry Ukraine
Компания объявила, что откроет 20 магазинов уменьшенного формата. Развитие сети немецкого ритейлера возобновится в 2019 году, новые торговые точки будут открываться в формате «сателлит».
Генеральный директор Metro Cash&Carry Ukraine Оливье Лангле рассказал,что это будут магазины уменьшенного формата под брендом «Бери-Вези»: площадью от 1500 до 2000 кв. м с ассортиментом около 3000 SKU самых популярных товаров. На данный момент магазины Metro подобного формата в Украине уже работают в Луцке и Тернополе.
Компания уже экспериментировала с открытием небольших объектов в Кременчуге и Кропивницком и успела закрыть эти торговые точки. Инвестиции в открытие магазинов формата «сателлит» составляют от 150 000 до 300 000 евро.
АТБ и Varus в формате «магазин у дома»
Формат «магазины у дома» развивает Fozzy Group (Фора, Thrash!), Volwest Group (Наш Край, Наш Край Экспресс, Spar Express и другие), Retail Group (ВК Экспресс). В 2018-м в эту нишу зашли новые игроки. Магазин Varus занимает 400 кв. м, и ориентирован на потребителей, проживающих в шаговой доступности от объекта. Как выглядит этот формат в исполнении Varus можно увидеть тут.
В августе, в Запорожье, АТБ открыл первый магазин формата Express. Точка в Запорожье располагается на площади около 400 кв. м, однако форматы отличаются не этим — стандартные магазины дискаунтера также занимают в среднем 450 кв. м. В компании отмечают, что новая концепция разработана специально для спальных районов больших городов. Магазин является своего рода экспериментальной площадкой, на которой тестируются новые для компании торговые решения и сервисы.
В АТБ Express установлено холодильное и морозильное оборудование последнего поколения, новейшая система освещения, утепления, отопления и рекуперации энергии.
Тестирование экспериментального формата АТБ Express будет проходить до конца 2018 года. До конца года планировалось открыть еще несколько экспериментальных магазинов в Днепропетровском регионе, АТБ активизировалась в конце года, однако об открытиях в формате Express не сообщала.
Формат Экспресс будет развивать и Пакко. В ближайших планах компании — обновление ряда малоформатных магазинов в «экспресс-маркеты».
Открывает магазины нового формата Фора. Это не классические супермаркеты, рассказывали в компании, потому что их торговая площадь небольшая — 600-800 кв. м. «Но это точно больше стандартных Фора, средняя площадь которых 300-400 кв. м. В новых магазинах расширенный ассортимент, новые сервисы: пекарня полного цикла, пиццерия, кофемашина. Ну, и поменялся, конечно, дизайн, какие-то фишки для гостей», — рассказывала RAU директор по маркетингу сети магазинов Фора Оксана Мицкевич.
Ударились в эксперименты
FMCG-сети продолжают экспериментировать с форматом «премиум». В 2017 году были открыты Le Silpo, Favore, Gourmet House, и Фора в новом формате. А в 2018 году мы увидели еще один эксперимент ритейлера АТБ, который ближе к премиальному супермаркету, а не дискаунтеру.
Можно вспомнить и Novus, открывшийся в в киевском торговом центре Good Life на Печерске. Общая площадь супермаркета составляет чуть более 2600 кв. м, торговая – свыше 1660 кв. м. Novus реализован в обновленном формате с уклоном в премиальный сегмент.
Торговая сеть в 2018 также анонсировала громкую новость о том, что к 2020 году планирует стать якорем на 12 000 кв. м в столичном торгово-развлекательном центре SkyMall. Отметим, что стандартная площадь торговых объектов разных форматов ритейлера обычно варьируется между 800 и 7 000 кв. м.
В июне сеть минимаркетов Сім23 осуществила рестайлинг одного из магазнов и в центре Луцка появился магазин в новом формате «Сім23 to go». Новый магазин имеет площадь 50 кв.м. В ассортименте нет овощей, бакалеи и non-food категорий. Зато расширены категории продукции food-to-go. В ассортименте маркета традиционно представлены хот-доги и горячие напитки, куриные и картофельные снеки, выпечка, еда быстрого приготовления, багеты и сандвичи, фруктовый снег Slush.
А Пчелка маркет, развивающая форматы магазин у дома, супермаркет, решила увеличить площадь одного из магазинов, но при этом расширила количество предлагаемых сервисов. Киевский магазин является самым большим в сети и работает на площади более 2100 кв. м, из которых около 1000″квадратов» занимает торговый зал, здесь расположены собственный мясной цех, коптильня и цеха хлебобулочных и кондитерских изделий.
Растет количество специализированных винных магазинов, часть из которых смело уходит в ценовую категорию «средний плюс» и «премиум». Чаще всего они открываются в ЖК и на проходных местах на стрит-ритейле. Так о развитии сети в Киеве и за его пределами заявил собственник ОкWine.
Небольшие украинские ритейлеры смело смешивают форматы магазина и кафе, и открывают концептуальные точки с запоминающимся атмосферным дизайном: среди таких можно отметить Мясторию, где кроме огромного выбора свежего качественного мяса можно попробовать готовые блюда — бургеры или стейки, замариновать мясо для гриля и заказать доставку домой. Растет и сеть магазинов-ресторанов Egersund Seafood, где кроме совершения покупок, также можно попробовать приготовленные из продуктов блюда и выпить вина.
Хотя некоторые ритейлеры, наоборот, не так хорошо себя чувствуют и частично замещают премиум на сегменты средний и ниже среднего. К примеру, в Wine House наоборот, снизили долю премиум напитков и пошли в средний сегмент.
Год обновлений
Постоянный процесс обновления — абсолютно стандартный для любой торговой сети в 2018-м превратился в вал новых концепций и рестайлингов. Billa после ухода из регионов сосредоточилась на Киеве и области и приступила к экспериментам. Одним из них стала концепция Pop-Art Kitchen. Согласно идеи реконцепции супермаркета в одном магазине необходимо было объединить пространства кухни, товаров, искусства и детского мира.
Такая “игра на эмоциях”, принесла свои плоды: она увеличила продажи на треть.
Наш край в конце 2017 года анонсировал масштабный рестайлинг и концепцию торгового заведения будущего под названием «Наш Край. Формат 3.0»
Среди тех, кто преображает свои торговые точки, можно отметить и Таврию В, которая масштабно обновила киевские деликатес-маркеты Космос в ТРЦ Dream Town и Global.ua. Продолжает обновлять магазины сеть Varus. Одной из их фишек стали огромные видеостены, на которых транслируются рецепты, красивые примеры сервировки блюд, информация об актуальных акциях.
Существенно поменял дизайн и обновил один из первых своих магазинов ЭКО маркет. После капитального ремонта его дизайн больше напоминает хай-тек, полностью обновлено холодильное и другое оборудование, увеличена площадь, усовершенствовано освещение.
Совершенно серьезно к смене дизайна и концепции отнесся и такой динозавр отечественного ритейла как Фуршет: ритейлер обновил один из своих первых магазинов и анонсировал начало рестайлинга остальных точек сети. В прошлом году открывать в новой концепции и обновлять свои торговые точки стала сеть Класс.
Но опережает всех по инновационным идеям в дизайне, конечно, Сільпо с его неповторимыми дизайнами. Уже третий год компания анонсирует тематику, а затем эпатирует публику ее воплощением на открытии.
В 2018 это был супермаркет Сільпо в стиле железной дороги в Фастове, в стиле японских комиксов в Мукачево, в Античном стиле в киевском ТРЦ Европарк, харьковский Сільпо в «космическом стиле, Сільпо в стиле немецкой деревни в Одессе и супермаркет в стиле «Иллюзия» в ТРЦ Smart Plaza Polytech.
Self Checkout по максимуму
Кассы самообслуживания из дополнительной услуги превратились практически в необходимый элемент сервиса: в 2018-м их активно тестировали и внедряли все развивающиеся ритейлеры — Пакко, Пчелка маркет, Сільпо, Novus, Retail Group, Класс, ТамТам, Сім23, Фора, Ашан. Директор по маркетингу АТБ в последнем интервью рассказал RAU, что в сети тестируют кассы самообслуживания и вскоре планируют открыть магазин, где вообще не будет традиционных касс с кассирами.
А вот в Сільпо пока в необходимости касс самообслуживания не уверены: в 2018 году ритейлер тестировал этот проект и оснастил ими два магазина.
Под флагом диджитализации
Технологический год — так можно назвать 2018-й. Украинские продуктовые ритейлеры массово осваивали онлайн, персонализировали и перенесли маркетинг в digital-пространство, программы лояльности — в смартфоны. В мобильные приложения инвестировали все крупные ритейлеры.
В августе в Сільпо сообщили о запуске мобильного приложения. Пока его функционал ограничен использованием цифровой карты программы лояльности, уведомлениями об акциях ритейлера и сканером товаров. А уже в декабре ритейлер анонсировал возможность оплаты на кассах с помощью приложения.
Немецкий ритейлер Metro Cash&Carry Ukraine перешел к более глубокому использованию аналитики, Big Data и алгоритмов персонализации, а также начал развитие облачных сервисов. Благодаря этому компания сумела обновить мобильное приложение, автоматизировать ряд процессов в компании, а также предоставить клиентам возможность регистрации карточки клиента в мессенджере.
Varus запустил чат бота в Viber и назвал это началом «цифровой трансформации». Бот в мессенджере Viber оцифровывает карты Varus, показывает промо-акции, позволяет оценивать обслуживание, находить ближайшие магазины, связываться с контакт-центром и заходить в личный кабинет. В качестве следующего шага, Varus планирует сделать эмиссию цифровых карт лояльности сразу в Viber, без пластика.
Еще одним прорывом, где Varus стал действительно первопроходцем, стало открытие части API. Оно находится на market.corezoid.com. Сейчас по API можно получить список магазинов и список проводимых в сети акций. Однако в компании обещают сообщать о следующих шагах по открытию баз данных.
Наш Край запустил доставку ланчей, заказать ланч-боксы непосредственно в офис можно через страницу онлайн-магазина Наш Край. Горячие блюда можно заказать на конкретное время. Они упакованы в удобные блистеры и содержат одноразовые приборы.
А ритейлер ЛотОК поставил в магазинах почтоматы Новая пошта.
Полный онлайн
Fozzy, Ашан, Metro, Novus, Таврия В, Наш Край торгуют достаточно давно продуктами онлайн. Большинство из них работают в партнерстве с сервисом Zakaz.ua. В этом году в список партнеров добавился МегаМаркет.
Результатами сотрудничества с Zakaz.ua ритейлеры чаще всего довольны, поскольку все процессы выстраивает партнер самостоятельно. В Metro Cash&Carry Ukraine продолжают инвестировать в площадку и отмечают, что результат в этом сегменте год от года удваивается.
Некоторые из этих ритейлеров уже находятся на пути самостоятельного предоставления этой услуги. К примеру, о запуске маркетплейса объявил Ашан. Пока доставка касается товаров непродуктовой группы. С этой целью Ашан в 2018 году начал сотрудничество с Нова пошта.
В Мій Ашан будут работать пункты выдачи товаров — Click and Collect. Они позволят клиентам заказывать онлайн весь непродовольственный ассортимент, представленный в гипермаркетах Auchan, и получать покупки в своем магазине у дома
Читайте также —
На всі гроші: найгучніші угоди 2018 року в рітейлі, логістиці та девелопменті