Тише едешь, дальше будешь: итоги украинского e-commerce и логистики за 2019-й

Тише едешь, дальше будешь: итоги украинского e-commerce и логистики за 2019-й

13.01.2020 08:15
  1354
Костянтин Симоненко

Как развивался украинский e-commerce в 2019 году, какие события произошли, как они повлияли на работу крупных игроков и чего ждать в 2020-м.

Читати українською

Если еще в 2018 году украинский рынок e-commerce вырос на 30%, показав второй результат в Европе по темпам роста, то уже в 2019-м, согласно данным группы EVO, объединяющей маркетплейсы Prom, Bigl и ряд других проектов, рынок электронной коммерции вырос на 17%, до 76 млрд грн (данные за 11 месяцев). При этом размер среднего чека одной покупки снизился на 7-10%, а стоимость доставки выросла и составляет 5-15% от стоимости товара.

В 2020 году эксперты группы EVO ожидают еще меньший рост: примерно на 15% — до 87,2 млрд грн.

Тем не менее, онлайн торговля демонстрирует более быстрое развитие, чем обычная розница.

Поэтому в развитие онлайн-канала инвестируют не только продавцы одежды и обуви, но и продуктовые супермаркеты. Что стимулировало развитие рынка доставки товаров, продуктов и готовой еды. Есть и встречное движение — из онлайна в офлайн. В той или иной мере инвестируют в офлайн-присутствие Rozetka, открывающая собственные магазины, Kasta, развивающая сеть точек выдачи товара и другие. Попутно растущие потребности онлайн-продавцов в более гибкой и быстрой системе доставки трансформируют рынок логистических услуг.

Чем запомнится 2019-й игрокам отечественной электронной коммерции — в материале RAU.

Онлайн идет в офлайн

Прошлый год был отмечен активными действиями крупных игроков онлайн-ритейла по открытию своих офлайновых торговых точек. Так, крупнейший международный онлайн-ритейлер AliExpress открыл первый «кирпичный» магазин за пределами Китая в мадридском торговом центре Intu Xanadu.

Торговая точка работает по принципу сочетания физических и онлайн-продаж. Компания открыла магазин совместно с компанией D.Phone — китайским продавцом мобильных телефонов и аксессуаров. Магазин площадью в 740 кв. м разделен на пять различных зон, где можно купить около 1000 товаров более 60-ти брендов.

В Украине — такая же тенденция. В частности, 22 ноября 2019 года Rozetka открыла юбилейный – 10-й магазин. Новая офлайновая торговая точка ведущего интернет-супермаркета Украины — и первая в Броварах — была открыта 22 ноября 2019 года в ТЦ Markt Mall.

В офлайн-сети ритейлера шесть точек работают в Киеве (Главпочтамт, ТРЦ Smart Plaza Politech, пр-т Степана Бандеры, ул. Киото, ул. Декабристов, ТРЦ Аладдин), а еще три — в Одессе.

Помимо традиционных магазинов и мобильных пунктов выдачи, Rozetka совместно с почтовым оператором Justin начала развивать сеть мини-отделений, где также можно забрать заказанный в интернет-супермаркете товар, а также получить ряд дополнительных услуг. На данный момент работают 26 мини-отделений такого формата: во всех городах-миллионниках, а также в Чернигове. Подробнее об особенностях партнерских отделений Rozetka и Justin можно прочитать тут.

Отдельно стоит отметить, что новый для нашего рынка сервис по подбору туров Rozetka Travel тоже получил свое физическое представительство. В конце декабря первая такая точка появилась в киевском магазине Rozetka, который находится рядом со станцией метро «Почайна». В будущем планируется открыть офлайн-точки и в других магазинах Rozetka.

1 ноября 2019 года маркетплейс украинских брендов Shoppingmall.com.ua также открыл свой первый офлайн-магазин под брендом Love&Live на первом этаже ТРЦ Lavina Mall. На площади в 84 кв. м представлено свыше 500 моделей украинских брендов модной одежды и обуви Love&Live и Katarina Ivanenko. Открытие объекта стало возможным благодаря привлеченным компанией инвестициям в $400 000, которые направлены на увеличение онлайн-продаж и открытие офлайн-магазина.

В начале октября книжный интернет-магазин Yakaboo открыл свой первый офлайн-магазин на территории Главпочтамта по адресу ул. Крещатик, 22, созданный к 15-летию компании. Как сообщается в блоге Yakaboo, в магазине можно приобрести топы продаж и новинки Yakaboo, а также забрать свой заказ с сайта yakaboo.ua.

Наконец, этой осенью интернет-гипермаркет мебели и люстр Dybok.ua также начал внедрять новый формат офлайн-магазинов. В отличие от существующих двух гипермаркетов мебели и люстр (в Ровно и Луцке) и двух салонов – во Львове и Нетешине Хмельницкой области, новый формат офлайн-магазинов будет открываться в помещениях площадью около 100 кв. м, преимущественно в ТРЦ. Салоны будут работать в формате шоу-рума, то есть в них будет проходить постоянно действующая мини-выставка люстр и освещения — все хиты продаж интернет-магазина.

Развитие служб доставки

В 2019 году в Украине бурно развивались службы доставки еды. 6 февраля 2019 года Uber официально объявил о начале работы в столице Украины своего приложения для заказа и доставки еды Uber Eats. Позднее сервис стал доступным во Львове, а в декабре Uber Eats начал работать в Одессе.

Первым из международных сервисов доставки в Украину пришел испанский Glovo – в октябре 2018-го. За год компания сумела закрепиться в 12-ти городах Украины, включая столицу. Недавно к ним присоединился Житомир, став 13-м регионом охвата.

Третий международный игрок – компания Menu Group, представленная в Армении, Грузии и Беларуси, запустила службу доставки в Киеве этой осенью. Чтобы ускорить выход на украинский рынок, международный оператор летом приобрел один из первых отечественных сервисов, работающих в этой нише: eda.ua, который доставлял еду из более чем 1500 ресторанов 29-ти городов Украины. Но международный оператор создает собственную службу, которую в течение года планирует запустить в Харькове, Днепре, Одессе и Львове.

С 11 ноября 2019-го в Киеве начал работу новый сервис экспресс-доставки Raketa. Конкурировать с именитыми игроками компания из Днепра намерена за счет организации сети собственных кухонь, так называемые dark kitchen, а также оказанием телефонной и онлайн-поддержки для оперативного решения любых вопросов. Первая dark kitchen в тестовом режиме уже работает в районе Бессарабского рынка. В 2020 году сервис намерен зайти еще в 15 городов, после чего начнется покрытие всех украинских городов с населением более 200 000 человек.

Также примеру Uber решил последовать еще один сервис заказа такси Bolt, который заявил о планах запуска услуги по доставке еды. В прошлом году сервис запустился в ряде стран, а в Украине появится в 2020-м.

Доминирование маркетплейсов

Согласно прогнозам, к 2022 году 67% всех онлайн-покупок в мире будут осуществляться через маркетплейсы. За три последних года в Украине все лидеры рынка стали частично или полностью маркетплейсами; каждая пятая из первой двадцатки e-commerce-витрин.

Например, доля продаж маркетплейса Kasta достигла 40% от общего оборота компании после того, как в 2017-18 годах компания изменила бизнес-модель, добавив маркетплейс и внедрив на сайте постоянный каталог. Параллельно с запуском маркетплейса компания также развивала и другие направления, выстраивая целостную эко-систему. Уже сейчас Kasta объединяет два фулфилмент-центра, обрабатывающих около 25 000 заказов в день, курьерскую службу с более чем 100 отделениями в 41-м населенном пункте страны, финансовую компанию KastaPay (платежи, кредиты, CashBack), контакт-центр (50+ операторов), продакшн и другие направления.

Прошлой весной также стало известно, что MD-Fashion.com.ua становится маркетплейсом. Компания отдала в управление компании Omnicore свой интернет-бизнес: сайт MD-Fashion.com.ua. Помимо MD Fashion, Omnicore занимается онлайн-направлениями таких ритейлеров, как Ultrashop, New Balance, Saks 85, Symbol. MD Fashion — группа компаний, управляющая в Украине более чем 150-ю магазинами, работающими под брендами Tommy Hilfiger, Under Аrmour, Diesel, Gant, Oodji, Replay, G-Star Raw, Pepe Jeans, Walker и STEM.

Модернизация логистики

Еще одним ярко выраженным трендом 2019 года стало наращивание компаниями логистических мощностей. По мере развития рынка скорость доставки товара к конечному потребителю, контроль цепочки поставок и сокращение издержек на логистику может сыграть ключевую роль в конкурентной борьбе.

Как свидетельствуют данные Kyiv Warehouse Market Report, основным трендом на столичном рынке можно считать повышенный спрос на гибкие складские помещения (хранение и обслуживание) в связи со стремительным развитием e-commerce в Украине. Кроме того, спрос на складскую недвижимость был вызван преимущественно ростом розничного товарооборота, который в свою очередь дал импульс росту числа омниканальних магазинов.

В частности, новый логистический сервис Justin, который развивает Fozzy Group с середины 2018 года, начал осваивать направление международной доставки с Amazon, eBay, Aliexpress и других интернет-магазинов. В рамках этого проекта Justin планирует тесно сотрудничать с логистическими гигантами: американским UPS, китайским SF Express и польским InPost.

Аналогично в 2019 году развивалась сеть мини-отделений Meest Express, которые заработали в торговых сетях Космо, ЭКО маркет, АТБ и других. Только в июне было открыто 163 отделения и установлено 27 почтоматов. По состоянию на 1 июля сеть насчитывала 2736 пунктов приема и отправки посылок, в том числе 131 отделение, 2049 мини-отделений и 556 почтомата. География покрытия сети продолжает расширяться. Meest в данном проекте также сотрудничает с известными потребительскими сетями Подорожник, ЖЖУК, ПлюсМаркет, KF.UA, центрами обслуживания Укртелекома, а также с АЗС ОККО.

Группа компаний Нова пошта, управляющая примерно 5700 отделений по всей Украине, планирует открыть еще тысячу отделений в 2020 году. И построить за пять лет еще 6 инновационных терминалов. Сейчас такие терминалы есть в Киеве, Хмельницком и Львове. В 2020 году автоматическая обработка посылок стартует в Харькове и Днепре.

Кроме того, уже в 2020 году компания собирается запустить прямую авиадоставку из Львова в Киев. Напомним, что с 10 октября компания запустила в коммерческое использование новую услугу – «Авиадоставка» по маршруту Львов-Днепр-Львов.

Также Нова пошта стала партнером украинского онлайн-ритейлера Rozetka для доставки в Молдову. Доставку за рубежом осуществляет Nova Poshta Moldova. Доставляется товар со складов в Киеве, поэтому стоимость заказа стартует от 156 лей (8 евро), сроки доставки – от трех рабочих дней.

Наконец, логистический оператор Zammler Group открыл офис в аэропорту «Борисполь», чтобы осуществлять более гибкое и оперативное управление грузоперевозками для своих клиентов. Это новый этап реализации стратегии международного логистического оператора по развитию и активизации грузовых авиаперевозок, во все страны мира, и прежде всего, в США, Китая, ОАЭ, Индии, Германии. Теперь компания может быстро обрабатывать дополнительные запросы клиентов, самостоятельно готовить грузы к отправлению и оперативно реагировать на различные незапланированные ситуации.

Читайте также —

Семимильными шагами: итоги украинского e-commerce и логистики за 2018-й

 


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка