Полная перезагрузка: итоги украинского e-commerce и логистики за 2020 год

Полная перезагрузка: итоги украинского e-commerce и логистики за 2020 год

11.01.2021 08:30
  1742
Костянтин Симоненко

Основные показатели украинского e-commerce в 2020 году, какие события произошли, как они повлияли на работу крупных игроков и чего ждать в 2021-м.

Читайте українською

По оценкам группы компаний EVO, в 2020 году украинцы приобрели через интернет товаров и услуг на сумму 107 млрд грн. Это на 41% больше, чем в 2019-м. В результате рост украинского рынка e-commerce превзошел прогнозы экспертов почти в три раза. При этом выросло и количество онлайн-оплат — минимум на 50%.

Причина такого невиданного ускорения очевидна. Из-за пандемии Сovid-19 через интернет начали торговать много новых игроков — от мини-производств до кофеен. Большие онлайн и офлайн-магазины и маркетплейсы усилили свои позиции. Теперь почти 9% всех покупок в Украине происходит онлайн — на маркетплейсах, в онлайн-магазинах и соцсетях. Для сравнения, в 2019-м доля e-commerce в ритейле Украины оценивалась в 7%, а вырос рынок тогда на 17% за год.

За год количество заказов на маркетплейсах EVO — Prom.ua, Bigl.ua, Crafta.ua, Shafa.ua, IZI.ua и сайтах компаний Prom.ua выросло на 42%. Средний чек упал на 10%. Компания связывает это с тем, что люди стали покупать онлайн значительно чаще и более дешевые товары — одежду, товары повседневного потребления, еду, маски.

Эксперты EVO ожидают, что в 2021 году темпы роста онлайн-торговли частично сохранятся и e-commerce вырастет еще на треть. Чему будут способствовать появление безопасных способов онлайн-оплат на маркетплейсах, удешевление доставки (в том числе акции бесплатной доставки от маркетплейсов с логистами), скорость и улучшения качества обслуживания продавцами.

Чем запомнится 2020-й игрокам отечественной электронной коммерции — в материале RAU.

Офлайн бежит в онлайн

Наибольший рывок в развитии онлайн-продаж совершили продуктовые ритейлеры. Ведь пандемия вытолкнула в онлайн традиционно офлайновые сегменты, в частности лекарства и продукты. А потребители изменили свои паттерны поведения при совершении покупок. Поэтому в несколько раз вырос спрос на доставку из магазинов и ресторанов.

В ответ крупнейшие продуктовые сети Украины стали интенсивно «оцифровываться». Сейчас практически у всех национальных и локальных сетей появились интернет-магазины и сервисы доставки. Среди первопроходцев была сеть супермаркетов Сільпо, которая за пять недель запустила интернет-магазин и собственную доставку. А уже в июле в 59-ти супермаркетах сети заработала система самостоятельного сканирования и покупки товаров «Вільнокаса» или Scan&go. Благодаря этому решению клиенты компании смогут покупать товары без участия кассира, сканируя их с помощью мобильного приложения непосредственно в торговом зале супермаркета. В августе Сільпо запустила в Киеве экспресс-доставку «Вжик-страви».

Сеть АТБ свой интернет-магазин подготовила и запустила за два месяца. С 6 апреля заработала технология click&collect, когда можно, не выходя из дому, заказать товар в интернете, выбрать временной слот в удобном для потребителя магазине и забрать заказ, оплатив его на месте. Сначала запустили сервис в Днепре и области, а с 24 апреля — по всей Украине, примерно в трех сотнях городов, где есть магазины АТБ. Однако свою службу доставки создавать не стали, воспользовавшись коллаборацией с с Rozetka и Нова пошта, когда весной во время локдауна доставляли продуктовые наборы. К лету организовали услугу адресной доставки товаров и продуктов питания в течение часа.

Varus, как и многие другие сети, организовал доставку через Zakaz.ua — сначала в Днепре, а потом в Киеве.

В рамках своей стратегии внедрения дополнительных сервисов Ашан в 2020 году сосредоточился на развитии форматов близости к покупателю и расширении цифровых услуг. Компания запустила инновационный формат ultra proximity — Ашан Pick Up Point и открыла три первых точки выдачи интернет-заказов. Также Ашан начал сотрудничество с маркетплейсами и новые партнерства с сервисами доставки, расширил ассортимент и функционал сайта auchan.ua, который покрывает все населенные пункты страны. А в конце года открыл первый Ашан Drive в Украине.

Ашан Drive — это формат, который предусматривает возможность осуществления заказов онлайн. Все товары собираются упаковщиками, и клиенту остается забрать заказ на обустроенной парковке, не выходя из машины.

За время карантина украинцы привыкли покупать онлайн, причем не только бытовую технику и детские товары, но и, например, мебель, строительные материалы, краску. По словам директора по розничной торговле сети ТЦ Эпицентр Владимира Гончарова, за время карантина онлайн-продажи с доставкой выросли на 224%, а с самовывозом — на 262%. Поэтому ритейлер открыл в новом формате центры выдачи заказов (ЦВЗ) интернет-магазина epicentrk.ua с адресной системой хранения, автоматизацией всех процессов, комфортной зоной ожидания с детским уголком, а также онлайн-витринами, с помощью которых можно найти необходимый товар, сравнить различные модели, просмотреть отзывы и заказать товар, которого нет в магазине.

Омниканальный ритейлер Фокстрот, развивающий одноименную сеть магазинов бытовой техники и электроники и онлайн-площадку Foxtrot.ua, за год нарастил долю продаж через интернет практически в два раза: с 10,2% в сентябре 2019-го до 17,4% в сентябре-2020. Этому способствовала предварительная подготовка. В 2019 году в рамках общей стратегии ребрендинга проведена масштабная работа по трансформации сайта с переходом на Amazon Web Services. Как рассказал е-commerce-директор компании Кирилл Попов-Черкасов, это позволило существенно улучшить стабильность, безопасность работы, скорость внедрения изменений, повысить качество и, соответственно – конверсию. Проведен редизайн сайта, и в январе 2020-го площадка получила новый интерфейс.

Новые сервисы для новых привычек

Фактор коронавируса преломил культуру использования онлайн. Потребители стали проводить больше времени с мобильными устройствами. Если год назад это было порядка четырех часов в день, то сейчас – в среднем пять часов. Покупатели стали более требовательными и продавцы подстроились: моментальная обработка заказов, отправка сегодня на сегодня, простое возвращение товаров уже стали привычными.

В то же время украинцы стали осмотрительными в своих расходах. Поэтому ритейлеры сотрудничают с банками, чтобы предоставлять покупателям возможность оплачивать товар частями.

К тому же коронакризис заставляет всех больше внимания уделять маркетинговым инструментам. Покупатели сегодня делают выбор не столько в пользу тех, кто дает скидки, как тех, кто предлагает очевидную выгоду, например, сashback и индивидуальные акционные предложения. Немалую роль в этом играют мобильные приложения.

По оценкам компании EVO, количество онлайн-оплат за товары и услуги в этом году выросло на 50%. На маркетплейсах уже сейчас примерно 15% расчетов — карточкой в момент покупки. С такими темпами через несколько лет наложенный платеж наличными за приобретенный онлайн товар и оплата «на карту» потеряют популярность, как менее безопасные и удобные.

Чтобы повысить безопасность покупок и расчетов, ритейлеры запускают новые платежные сервисы. Так, компания АТБ-маркет запустила в магазинах торговой сети АТБ технологию Scan&Go с помощью мобильного приложения «Скануй Купуй». Что позволяет покупателю не стоять в очереди в кассу, а самостоятельно сделать покупку: выбрать товар, добавить его в корзину мобильного приложения, просканировав штрих-код товара. Далее оплатить выбранный товар картой в приложении и показать консультанту на выходе информацию о выбранных товарах и их оплату.

Однако важный фактор, который сдерживает рост оплат уже сейчас — цена транзакций для продавца, которая в Украине в среднем более 2% от цены товара. Это в четыре раза больше, чем в Европе. Правда и в ЕС с этим есть проблемы. В исследовании EuroCommerce в сотрудничестве с компаниями CMSPI и Zephyre утверждается, что платежные системы обогащаются на незаконных комиссиях при безналичных расчетах.

Передел рынка служб доставки

Несмотря на повышенный спрос во время карантина на услуги доставки, далеко не всем улыбнулась удача. Так cервис доставки еды из ресторанов Uber Eats заявил о прекращении работы в Украине с 3 июня. Вслед за UberEats о намерении свернуть свой украинский проект сообщил владелец сервиса доставки Menu.ua Ваган Керабян. Их долю рынка поделили между собой международный сервис Glovo, который у себя на родине в Испании запустил быструю курьерскую доставку третьего поколения Q-Commerce (концепция мгновенной доставки товаров ежедневного потребления и продуктов питания, которая осуществляется менее чем за 30 минут), а также отечественный сервис доставки Raketa, который в конце 2020-го начал выход на международный рынок и проводит ребрендинг на Roket.

За два года присутствия на украинском рынке сервис Glovo доступен уже для жителей 28-ми городов. Кроме того, Glovo запустил первый «dark store» и вторую «облачную кухню» на рынке Украины.

В свою очередь Roket (бывший Raketa) запустился еще в марте 2018 года, но долгое время был доступен только в Днепре. 11 ноября 2019 года сервис Raketa запустили в Киеве, а затем всего за год сервис активно расширился, покрыв 26 городов, включая 17 областных центров. За это время было подключено свыше 3000 партнеров, среди которых — McDonald’s, KFC, Пузата Хата и многие другие. В планах на 2021 год — запустить доставку в десяти новых странах.

К ним недавно присоединилась платформа Bolt, которая запустила сервис доставки еды Bolt Food в Киеве. Украина стала 15-й страной, где представлена эта услуга.

Онлайн идет в офлайн

Точно так же, как обычная торговля стремительно пытается освоить онлайн пространство, крупные игроки онлайн-торговли наращивают свое присутствие в офлайн. Крупнейшие мировые компании сферы e-commerce уже не первый год развивают физические магазины. По их стопам пошли и украинские онлайн-ритейлеры, такие как Rozetka, Makeup, Kasta и другие.

Наиболее свежий в Украине пример выхода в офлайн классического e-commerce игрока – парфюмерно-косметический ритейлер Makeup. Недавно компания открыла свой первый физический магазин в столичном ТРЦ Атмосфера. Общая площадь магазина составила около 260 кв. м, а площадь торгового зала – более 230 кв. м. В то же время, в компании утверждают, что в этом объекте реализован концепт шоу-рума, цель которого — не столько продажи, сколько знакомство с продукцией онлайн-магазина.

Самый масштабный выход в офлайн совершает крупнейший e-commerce-ритейлер Украины – Rozetka. Недавно компания открыла уже пятый флагманский магазин в стране. В общей сложности к концу ноября она объединяла 75 магазинов и точек выдачи в 25-ти городах.

Кроме того, в 2020-м Rozetka объявила о старте продаж франшизы на розничные точки. По мнению сооснователя и СЕО Rozetka Владислава Чечеткина, емкость украинского рынка позволит компании рассчитывать на открытие около 1000 физических пунктов. Процесс активного расширения офлайн-присутствия ритейлер намерен продолжить и в следующем году.

Расчет здесь прост. Несмотря на удобство покупок онлайн, клиент всегда хочет вживую рассмотреть и потрогать товар, протестировать его с витрин. Офлайн ритейлер также может предложить клиенту распаковать свою покупку и убедиться, что она ему подходит. Наконец, в офлайн-магазинах Rozetka есть примерочные, чтобы клиент мог примерить вещи, заказанные онлайн. Таким образом потребитель либо останется доволен покупкой, либо тут же сделает возврат. Для развития в офлайне Rozetka использует сразу четыре формата: точка выдачи, мобильная точка выдачи, почтомат и магазин-флагман.

В компании Kasta отмечают, что сейчас стратегия открытия новых физических отделений в большей мере основана на кобрендинге с сильными логистическими игроками. К примеру, в декабре Укрпошта и Kasta открыли 50 отделений для доставки товаров. В кобрендинговых почтовых отделениях Укрпошта и Kasta будут установлены примерочные, где клиенты смогут проверить, подходят ли им заказанные товары на kasta.ua.

Это позволяет быстро масштабировать модель работы. В конце 2020-го функционировало 135 локаций в 75-ти городах, из которых 40 собственных и несколько десятков кобрендинговых. Однако в планах на следующий год — открыть еще как минимум несколько сотен таких отделений.

Компания пока не рассматривает возможность открытия полноценных магазинов, концентрируясь на развитии точек выдачи, в которых у клиентов есть возможность не только забрать, но и примерять заказанные на маркетплейсе вещи.

По мнению участников рынка, процесс выхода онлайн-операторов в офлайн находится на начальном этапе.

Читайте также

Тише едешь, дальше будешь: итоги украинского e-commerce и логистики за 2019-й


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка