Первый Decathlon, открытие Blockbuster Mall, банкротство Брусничка и другие: 10 главных событий в ритейле и девелопменте Украины за 2019 год
Ассоциация ритейлеров Украины представляет свой вариант событий, наиболее сильно повлиявших на отечественную розничную торговлю за минувшие 12 месяцев.
Читайте українською
Read in English
Уходящий год запомнится появлением в Украине долгожданных брендов и открытием давно обещанных мега-моллов. Также характерной чертой 2019-го стала реконцепция старых ТРЦ и смещение акцентов при проектировании новых объектов в сторону максимального улучшения потребительского опыта для привлечения посетителей. Схожие тренды отмечаются и на ресторанном рынке, где активно развиваются сервисы доставки еды и новые концептуальные форматы фуд-площадок. События этого года будут определять тенденции и в 2020-м и далее.
Ассоциация ритейлеров Украины решила вспомнить самые значимые события 2019 года.
Выход Decathlon на украинский рынок
Важным событием для украинского рынка в этом году стало появление еще одного бренда Ассоциации семьи Мюлье — магазинов французской сети спортивных товаров и снаряжения Decathlon. Торжественное открытие первой торговой точки крупнейшего в мире производителя спорттоваров в Киеве состоялось 23 марта 2019 года. Магазин площадью 2500 кв. м в Ритейл Парк Петровка – средний по меркам сети, открывающей торговые точки с площадью от 500 кв. м до 12 000 кв. м. Но этого вполне достаточно, чтобы представить 26 собственных брендов компании для 70-ти видов спорта.
Через восемь месяцев французский ритейлер открыл второй магазин площадью 3000 кв. м, что сделало его крупнейшим объектом компании в стране. Среди новых видов спорта, товары для которых ранее не присутствовали в ассортименте Decathlon в Украине, добавились сквош, гольф, сноубординг, хоккей и хоккей на траве, а на весну анонсируют поставки снаряжения для игры паддл и пляжного тенниса.
Ассоциация семьи Мюлье комплексно развивает свои торговые сети в Украине – Ашан, Leroy Merlin и Decathlon. Поэтому в ТРЦ Lavina Mall новый Decathlon занял часть бывших площадей Ашан. В ближайшие два года Decathlon планирует развиваться в Киеве, а затем заходить в крупные города — Львов, Одесса, Днепр.
IKEA откроет в Украине интернет-магазин
Шведская компания IKEA, крупнейший в Европе ритейлер мебели и товаров для дома, в очередной раз отложила дату и обновила план выхода на украинский рынок, решив до открытия физических точек запустить интернет-магазин. Ожидаемая дата начала работы портала — весна 2020 года.
При этом компания подтверждает намерение открыть физический магазин в Киеве. Летом IKEA даже объявила о наборе персонала для работы в первом магазине городского формата в Киеве (около 100 сотрудников), собираясь запустить его в конце 2019 года.
Впрочем, не исключено, что и эти планы будут подкорректированы. Напомним, история с выходом этой сети в Украину длится более 14 лет. Еще в сентябре 2018 года IKEA официально заявила об открытии первого в Украине магазина в формате city store в 2019 году — в киевском ТРЦ Ocean Mall. Однако позже ритейлер заявил, что в связи с задержкой строительства ТРЦ (что в целом типично для украинских девелоперов, в том числе и Mandarin Plaza Вагифа Алиева), компания рассматривает альтернативные пути запуска бизнеса в Украине. В итоге магазин шведской группы в Украине не открылся и в 2019-м.
Банкротство Бруснички, уход Monton, закрытие Поляны и WOG Cafe
Самый богатый украинец Ринат Ахметов вышел из продуктовой розницы. О массовом закрытии магазинов Брусничка стало известно в конце лета, а в ноябре дело о банкротстве продуктовой сети официально начали рассматривать в Хозяйственном суде Днепропетровской области. Сеть на начало года насчитывала более 100 магазинов, из которых успели закрыться десятки торговых точек. Общие долги перед банками, поставщиками и сотрудниками составляют рекордные 1,1 млрд грн. При этом активы Бруснички оцениваются всего в 223 млн грн.
Свернуть свой бизнес пришлось и сети виномаркетов Поляна – последняя точка закрылась в начале лета. На пике развития в 2013 году компания управляла 35-ю магазинами в Киеве и некоторых областных центрах, но в последние годы теряла позиции на рынке и закрывала свои объекты.
Также в начале лета закрылись киевские кафе WOG, работавшие отдельно от АЗС. Планам на открытие 200 таких точек не суждено было сбыться. В компании решили сосредоточиться не на городских кафе, а на работе в инфраструктурных проектах — в 16 поездах Intercity и трех аэропортах — киевских Борисполе и Жуляны, а также львовском им. Данилы Галицкого.
Не повезло и fashion-бренду Monton, который не выдержал конкуренции с более сильными иностранными игроками, которые зашли в Украину в 2018 году. Речь идет, прежде всего об H&M, DeFacto и Koton.
Большие форматы в FMCG
Несмотря на растущую популярность формата «магазин у дома», ритейлеры продолжают открывать крупноформатные объекты. Так, этой осенью самый большой Сільпо открылся в столичном ТРЦ Blockbuster Mall. Его общая площадь — почти 9500 кв. м. На втором этаже маркета будет работать «Академия вкуса Сільпо», где планируется проводить лекции, дегустации и мастер классы.
В декабре в Харькове состоялось открытие ТЦ РОСТ с одноименным супермаркетом на 10 000 кв. м, что стало рекордным по площади открытием года в продуктовом ритейле Украины.
После восьмилетнего перерыва украинское подразделение немецкого концерна Metro AG снова начало открывать торговые точки. Правда, на сей раз сеть открыла новый магазин в Чернигове под брендом «Бери-Вези» общей площадью 1560 кв. м, а торговой – 1155. Что разительно отличается от привычных потребителям гипермаркетов Metro площадью 20 000 кв. м и больше. Нынешняя стратегия Metro во всех странах ориентирована на сегмент b2b, а не на продажу товаров конечным потребителям. Соответственно, новый магазин в первую очередь нацелен на покупателей из HoReCa и дистрибьюторов.
Также в сентябре Novus открыл самый большой магазин сети в киевском ТРЦ SkyMall. Магазин занял рекордную для компании площадь – около 12 000 кв. м, из которых 6300 кв. м отведено под торговый зал, где удалось представить рекордный ассортимент продукции – более 50 000 наименований.
Знаковые открытия торгово-развлекательных центров: Blockbuster, River Mall и Spartak
В этом году наконец-то состоялось долгожданное открытие ТРЦ Blockbuster Mall, где 20 ноября первым начал работу самый большой Сільпо, а остальные магазины торговой галереи будут открываться по мере готовности. Напомним, ранее владелец объекта Вагиф Алиев анонсировал открытие ТРЦ на 31 мая 2019 года. Площадь первой очереди объекта составила 190 000 кв. м. Всего же площадь ТРЦ должна превысить 450 000 кв. м.
В августе первых посетителей также принял столичный ТРЦ River Mall. Это объект с арендной площадью в 64 000 кв. м, что сделало его крупнейшим торговым объектом столицы на Левом берегу Днепра. Среди якорных арендаторов здесь опять Сільпо, а также 10-зальный кинотеатр Планета Кино, третий в Украине магазин H&M, ZARA и другие.
Но знаковые открытия проходили не только в столице. Весной во Львове открылся специализированный торгово-развлекательный центр Spartak. Общая площадь двухэтажного ТРЦ составила 35 000 кв. м, арендная — 23 000 кв. м. Якорными арендаторами стали Сільпо в стиле «Джаз», 7-зальный кинотеатр Multiplex с детской зоной и Sportlife с бассейном олимпийского стандарта.
Покупка-продажа крупных ТРЦ в Киеве и регионах
Малоизвестная компания Солтекс Капитал приобрела киевский ТРЦ Respublika за более чем 777 млн грн, и готовится возобновить работы по достройке одного из самых крупных ТРЦ столицы. По информации СМИ, завершить работы можно за 18 месяцев. Respublika — один из крупнейших ТРЦ Киева площадью около 300 000 кв. м, строительство которого началось в 2012 году и заморожено в 2015-м. Права требования по кредитам, где ТРЦ Respublika выступил залогом, продавали несколько лет.
Наиболее активным инвестором в объекты коммерческой недвижимости продолжает оставаться компания Dragon Capital, которая в августе акцептовала сделку по покупке у Arricano Real Estate запорожского ТРЦ City Mall и криворожского Солнечная Галерея. В апреле инвесткомпания сообщила о покупке ТРЦ Smart Plaza Obolon в Киеве общей площадью около 15 000 кв. м, из которых 10 000 кв. м – арендная. В марте было закрыто соглашение по покупке столичного ТРЦ Аладдин площадью 16 466 кв. м у компании Meyer Bergman.
Также Dragon Capital стремительно наращивает свой портфель складской недвижимости: в декабре получила разрешение АМКУ на покупку складского комплекса класса А площадью 12 000 кв. м под Харьковом через участие в уставном капитале компании UC Real Estate. А начала год с приобретения у Ощадбанка логистического комплекса Арктика площадью 21 500 кв. м под Киевом.
Первые тысячники: АТБ открыла 1000-й дискаунтер, вплотную к рубежу приблизилась EVA
Сеть дискаунтеров АТБ 4 марта 2019 года открыла свой юбилейный 1000-й магазин в селе Крыжановка Одесской области. Уже через неделю торговая сеть АТБ насчитывала 1002 торговых объекта, расположенных в 256-ти населенных пунктах 22-х областей Украины.
Приоритетными регионами развития по-прежнему являются Западный и Южный регионы Украины.
В следующем году заветный рубеж в тысячу торговых точек готовится пересечь другой ритейлер – крупнейшая в Украине сеть drogerie-магазинов EVA. Сейчас EVA насчитывает уже 943 торговые точки в стране, а до конца года их должно быть 970. Задача на следующий год — еще, как минимум, 180 магазинов по Украине. Для сравнения: в прошлом году EVA открыла 178 магазинов, в 2017-м — 168.
Еда на дом: бурное развитие служб доставки
6 февраля 2019 года Uber официально объявил о начале работы в столице Украины своего приложения для заказа и доставки еды Uber Eats. Позднее сервис стал доступным во Львове, а в декабре Uber Eats начал работать в Одессе.
Первым из международных сервисов доставки в Украину пришел испанский Glovo – в октябре 2018-го. За год компания сумела закрепиться в 12-ти городах Украины, включая столицу. Недавно к ним присоединился Житомир, став 13-м регионом охвата.
Третий международный игрок – компания Menu Group, представленная в Армении, Грузии и Беларуси, запустила службу доставки в Киеве этой осенью. Чтобы ускорить выход на украинский рынок, международный оператор летом приобрел один из первых отечественных сервисов по доставке готовой еды из ресторанов: eda.ua, который доставлял еду из более чем 1500 ресторанов 29-ти городов Украины. Но международный оператор создает свой собственный сервис, который в течение года планируется запустить в Харькове, Днепре, Одессе и Львове.
С 11 ноября 2019-го в Киеве начал работу новый сервис экспресс-доставки Raketa. Конкурировать с именитыми игроками компания из Днепра намерена за счет организации сети собственных кухонь, так называемые dark kitchen, а также оказанием телефонной и онлайн-поддержки для оперативного решения любых вопросов. Первая dark kitchen в тестовом режиме уже работает в районе Бессарабского рынка. В 2020 году сервис намерен зайти еще в 15 городов, после чего начнется покрытие всех украинских городов с населением более 200 000 человек.
Также примеру Uber решил последовать еще один сервис заказа такси Bolt, который заявил о планах запуска услуги по доставке еды. В этом году сервис запустится в ряде стран, а в Украине появится в 2020-м.
Первый фуд-холл в Киеве и новые форматы общепита
В этом году также появился ряд новых форматов заведений общественного питания. В мае в Киеве около Речного вокзала открылась БУХТА Food Station, которая стала крупнейшим open air фуд-кортом в столице. Основатель проекта — автор фестиваля Ulichnaya eda Роман Тугашев. Площадь фуд-корта составила 1500 кв. м, на которых разместились 17 морских контейнеров с уличной едой, барами и лаунж-зоной.
Осенью в столице начал работу KyivFoodMarket – необычный для столицы объект – фуд-холл на территории здания бывшего завода Арсенал. Здесь разместились два с половиной десятка различных заведений на почти 2000 кв. м площади. По концепции заведение схоже с одесским Городским рынком еды, который открыл ресторатор Алекс Купер.
Новая жизнь старых ТРЦ
В 2019-м сразу несколько украинских ТРЦ объявили о планах провести масштабную реновацию и смену концепции, а также обновить состав арендаторов. Заметно изменится киевский ТРЦ Dream Town. Как обещает один из руководителей ТРЦ — Гарик Корогодский — будут новые арендаторы, мировые лидеры и полный ребрендинг. В администрации Dream Town уверены, что улучшение пула арендаторов повысит лояльность постоянных покупателей, а в долгосрочной перспективе обеспечит устойчивую конкурентную позицию ТРЦ.
В начале декабря уже после обновления открылся столичный ТРЦ Караван Outlet, который был частично закрыт с лета этого года. Управляющая компания пошла на этот шаг ради увеличения посещаемости объекта и улучшения его бизнес-показателей. Всего за полгода DCH Infrastructure & Real Estate обновила внутреннее пространство, изменила конфигурацию секций, осовременила экстерьер здания, благоустроила прилегающую территорию. Но, самое главное, что произошло: изменилась концепция: Караван перешел к работе с магазинами в формате аутлет. После реконструкции торговых галерей и офисного пространства площадь Караван Outlet составляет около 58 000 кв. м, в том числе 15 000 кв. м торговых галерей, бизнес-центр, развлекательную и фуд-зоны.
Чтобы не отставать от современных требований рынка, столичный маркет-молл Дарынок также проводит масштабную реконцепцию и меняет якорного арендатора. Прежде всего, в 2020 году здесь обновят зону фуд-корта, общая площадь которой составит 1477 кв. м. Во-вторых, состоится открытие нового коворкинга Platforma Office Club от Coworking Platforma на 800 посадочных мест. Первый шаг в реализации новой стратегии маркет-молла – смена продуктового якоря. Им стал лидер украинского рынка розничной торговли – Сільпо. Общая площадь нового супермаркета составит 3000 кв. м, из которых 1650 кв. м – площадь торгового зала.
Впрочем, реконцепция затронула и регионы. Так, 14 декабря после реконструкции в Днепре открылся ТРЦ NEO PLAZA. Его общая площадь 24 505 кв. м. В состав якорных арендаторов вошли ведущие национальные и мультинациональные торговые сети, которые представили свои торговые точки в новой концепции: супермаркет VARUS, фирменный магазин EVA Beauty, японский дизайнерский бренд MINISO и другие.
Харьковский ТРЦ Французский Бульвар в октябре открыл два новых этажа: Food Hall площадью 1263 кв. м и детскую галерею «Kid’s бульвар» площадью 1208 кв. м. После открытия новых локаций площадь торгово-развлекательного центра увеличилась почти на 2500 кв. м.
Поменял якорного арендатора и львовский ТРЦ Роксолана – в комплексе начал работу продуктовый супермаркет Сільпо с оригинальными дизайном, а также магазин сети детских товаров Антошка в обновленном формате.
Также меняется винницкий ТРЦ Sky Park – управляющая компания объекта Dragon Capital Property Management – открыла в торговом центре супермаркет Сільпо в новом формате, а также привлекла еще ряд новых операторов. Эта же группа обновляет и столичный ТРЦ Аладдин, привлекая украинских и международных ритейлеров с оригинальной концепцией и уникальными предложениями.
Читайте также —