Итоги 2021 года в FMCG: поглощения, автоматизация, новые форматы, открытия в регионах

Итоги 2021 года в FMCG: поглощения, автоматизация, новые форматы, открытия в регионах

04.01.2022 08:30
  2670
Костянтин Симоненко

Обзор главных событий года в FMCG: ритейлеры продолжают покупать торговые сети, запускают новые форматы, инвестируют в новые технологии продаж, делают ставку на магазины у дома и развитие в регионах.

Читайте українською

2021 год для украинского продуктового ритейла снова был связан с карантинными ограничениями, однако в этот раз торговые сети были лучше подготовлены. Большим вызовом для них стало повышение требовательности клиентов к удобству совершения покупок. Однако не только этим запомнился уходящий год. RAU собрала главные события 2021 года в FMCG-ритейле.

Поглощения: сделки, планы, версии

Если прошлый год был ознаменован большой сделкой по покупке сети Billa и началом процесса ее слияния с Novus, то в 2021-м главной новостью на рынке стало известие о том, что ООО «Сільпо-Фуд» получило разрешение Антимонопольного комитета (АМКУ) на приобретение активов сети супермаркетов Фуршет. Этому предшествовало появление информации о банкротстве последней.

В феврале сеть Сільпо получила контроль над объектами недвижимости, оборудованием и товарными остатками в магазинах Фуршет, которых к началу года оставалось не более 39-ти.

Впрочем, не все из них стали частью Сільпо. Входящая в состав торгово-промышленной корпорации Fozzy Group компания ООО «Сільпо-Фуд» отказалась приобрести контроль над активами группы Фуршет в шести городах, чтобы не ограничивать конкуренцию там, где у нее уже есть собственные торговые точки. Это Васильков, Белая Церковь, Барышевка, Житомир, Львов и Фастов. Также участники частично отказались от концентрации в Каменец-Подольском (Хмельницкая область).

По данным СМИ, инвестиционные банкиры оценили сумму сделки в $8-10 млн. Первые семь Сільпо на месте Фуршет открылись уже в апреле.

Часть магазинов Фуршет досталась новому игроку на рынке – торговому оператору «За Так», который работает в концепции жесткого дискаунтера и предлагает покупать товары по сниженным ценам при оплате «клубных» взносов за каждый чек. Первый гипермаркет появился в Житомире в октябре прошлого года, а второй открылся в Виннице в марте 2021-го.

Также в начале года группа компаний Digma Business Group сообщила о финальном этапе закрытия сети продуктовых супермаркетов Digma Food Market – в январе прекратили работу последние 10 торговых точек.

Начиная с февраля 2021-го, сеть Novus начала ребрендинг супермаркетов Billa после поглощения этой сети. Первым открылся магазин в Киеве на ул. Маршала Конева, 10/1. До конца года, согласно планам компании, должны быть реформированы все три десятка магазинов Billa, а еще две торговые точки откроются в 2022-23 годах после капитальной переделки.

Некоторые локации Billa заняли другие операторы, например, недавно в Киеве по адресу ул. Андрея Малышко, 3 А открылся новый супермаркет Мій Ашан.

Однако на этом процессы поглощения не закончились. В июле стало известно о том, что сеть Файно маркет поглотила черкасскую сеть Абсолют — одного из старожилов отечественного ритейла (сеть работала в Черкасской области с 2001 года). За счет этого до конца текущего года ритейлер из Кропивницкого планировал открыть около 30-ти новых торговых объектов в Черкасской области. Однако освоение нового региона стало для компании «Вересень плюс» (управляет сетью Файно маркет) настоящим испытанием: дымовые шашки, поджоги и вандализм.

Хватало в 2021-м и громких слухов. Например, о том, что Fozzy Group заинтересовалась возможностью покупки сети ЭКО маркет, которая состоит из 137 магазинов. Однако эту информацию в сети ЭКО маркет и в Fozzy Group четко и однозначно опровергли.

В то же время информация о планах продажи сети КОЛО, в которую входит более 250-ти магазинов формата «у дома», оказалась правдой. Переговоры велись с сетью автозаправок ОККО. Forbes Украина оценил стоимость сделки в $15-20 млн. Однако в итоге сделка не состоялась. Как сообщил сооснователь ведущей украинской сети магазинов у дома Сергей Войцеховский, стороны не смогли договориться и каждый будет дальше развивать свой бизнес.

Страх иностранной экспансии

Также немало шума наделала новость о том, что немецкая компания ALDI Einkauf SE & Co. oHG — владелец дискаунтера Aldiзарегистрировала в сентябре товарный знак в Украине. Правда, информации о том, что Aldi планирует выход в Украину, пока нет. Напомним, Aldi — немецкая сеть магазинов-дискаунтеров, насчитывающий более 10 000 магазинов в 20-ти странах мира.

Буквально через месяц после этого известия появилась информация в СМИ о том, что другой немецкий дискаунтер – сеть Lidl – проявляет интерес к украинскому рынку и уже назначил регионального менеджера Lidl Украина, им стал Адам Мищишин. Это международная сеть дискаунтеров, одна из первопроходцев этого формата, которая управляет более чем 12 000 магазинов в Европе и США.

Напомним, оба иностранных ритейлера стали примером для подражания сети АТБ, которая использовала идею создания магазинов-дискаунтеров.

Впрочем, как справедливо заметил менеджер по инновациям сетей Наш Край и SPAR Роман Корсак, это совсем не означает, что международные ритейлеры немедленно начнут поглощение украинских конкурентов. Тем более, что эти события пока говорят лишь о повышении доверия инвесторов к Украине, которые видят наш рынок не только интересным, но и более безопасным и более цивилизованным.

Зато ритейлер Mere из РФ (там она носит название Светофор), напротив, активно пытался зайти в Украину и даже открыл один магазин в ТЦ Гулливер по адресу ул. Шевченко,128, в городе Павлоград. Как ранее писали многие СМИ, 14 июня стало известно, что сеть Mere до конца июня 2021 года хочет возобновить работу магазина в Николаеве, который был закрыт в 2020 году, а также запустить новые супермаркеты в других городах, в частности, в Белой Церкви, Черновцах и городах Днепропетровской области. Всего Mere планировала открыть 40 магазинов до конца 2021 года. Но после введенных в октябре санкций СНБО, судя по всему, этим планам не суждено сбыться.

Внедрение новых технологий и автоматизация

Чтобы выиграть в конкурентной борьбе, торговые сети не только меняют внешний вид своих магазинов, но и активно применяют новые технологии в обслуживании покупателей. Так, недавно Ашан открыл первый в Украине автономный магазин. Чтобы попасть в автономный магазин, нужно иметь приложение Ашан. На него покупатель получает QR-код, который является ключом к магазину. Далее клиент самостоятельно совершает покупки и расплачивается на кассе самообслуживания. Магазин формата Pick up Point в новом концепте residence расположен на территории жилого комплекса Комфорт Таун в Киеве по адресу ул. Регенераторная, 4. Площадь магазина составляет 45 кв. м.

В ноябре сеть Metro Cash&Carry Ukraine запустила бесконтактную систему сканирования и оплаты товаров. С помощью бесплатного мобильного приложения Mеtro Fast Line на смартфоне или специальных сканеров, размещенных на входе в ТЦ, клиенты смогут самостоятельно отсканировать свои покупки прямо с полки в торговом зале, провести быструю (менее минуты) валидацию тележки с товарами на специальной весовой платформе, не выкладывая товар на кассовую ленту, и сразу оплатить покупку на стойке самооплаты.

Наконец, Retail Group открыла в декабре новый круглосуточный магазин ВК Экспресс в Киеве, где есть только кассы самообслуживания. Магазин площадью 260 кв. м находится на Печерске по адресу ул. Николая Соловцова, 3. Магазин стал 16-м в сети.

В сентябре Fozzy Group первой в Украине запустила полностью роботизированную складскую зону. Проект по роботизации складской зоны стартовал в распределительном центре в с. Квитневое (Киевская обл.). Роботы будут заниматься перемещением товаров в пределах склада для дальнейшего хранения, отбора и загрузки товаров. Это позволит компании увеличить производительность труда в 2-3 раза и на 99% обеспечена безошибочность сделок. Пока 31 робот в тестовом режиме занимается перемещением товаров в пределах отдельной складской зоны. С января 2022-го начнут масштабировать роботизацию и на другие логистические центры, которые работают с компаниями группы.

Юбилейные открытия

Этот год был также богат юбилейными открытиями торговых сетей. Так, львовская сеть минимаркетов Свій Маркет преодолела рубеж в 50 торговых объектов. Интересно, что свой путь ритейлер начинал по развитию франчайзингового бренда Наш Край, но в 2016 году в компании произошел ребрендинг, магазины были переименованы и началась эволюция магазинов Свій Маркет. Теперь Свій Маркет является одним из лидеров сегмента продовольственных минимаркетов во Львове.

Еще одна западноукраинская сеть маркетов Сім23 открыла юбилейную 100-ю торговую точку в пгт Маневичи (Волынская область) по адресу с символическим названием ул. 100-летия Маневич, 14. Сеть удобных маркетов, развивающаяся с 2012 года, работает в популярном формате convenience store.

Запорожская компания ООО «ТК «Эконом Плюс», развивающая, в частности, сеть магазинов у дома Эконом, также достигла показателя в 100 торговых объектов. Открытие нового маркета состоялось 17 июля в родном для ритейлера Запорожье. Также Эконом плюс в начале 2021 года запустила новый проект дискаунтеров Грошик. По словам гендиректора сети Владимира Матяша, эти магазины стали ответом на запрос рынка — дать людям возможность быстро совершать покупки, чтобы все было функционально, и покупатель мог приобрести все необходимое по привлекательно низкой цене.

Активное развитие упоминавшейся сети Файно Маркет также позволило достичь ей отметки в 100 торговых точек. Торжественное открытие 100-го магазина состоялось 17 июля 2021 в селе Дубиевка (ул. Богдана Хмельницкого, 27 А) неподалеку от Черкасс.

Наконец, сеть магазинов КОЛО расширилась до 250 магазинов. 26 июня компания открыла сразу четыре новых магазина. Об этом сообщил соучредитель сети КОЛО Сергей Войцеховский. «Стали сетью номер три в стране по количеству магазинов (у нас их сейчас 254) и сетью номер один по темпам роста. Все это сделали менее чем за 3,5 года», — написал он.

Агрохолдинг МХП, для которого ритейл не является профильным бизнесом, также отпраздновал в ноябре открытие 150-го гастрономического бутика М’ясомаркет в городе Кропивницкий. По состоянию на конец ноября уже работало 152 магазина в 81-м населенном пункте в 23-х областях Украины. В МХП отмечают, что не делают упор исключительно на крупных городах. В областных центрах сконцентрировано только 50% магазинов, остальные расположены в городках, поселках и селах, что делает сеть доступной для людей по всей стране

Ставка на провинцию и малые форматы

Как отмечается в отчете Colliers ExCEEding Borders Retail Report 2021, рынок розничной торговли Украины восстанавливается после вспышки пандемии, реагируя на улучшение покупательной способности и общественных настроений. В стране продолжает активно развиваться рынок дискаунтеров продовольственных и непродовольственных товаров. Пока он насыщен только местными операторами. Учитывая тот факт, что большинство украинских городов имеют более низкий уровень доходов, чем столица, украинский рынок благоприятен для дискаунт-ритейлеров. Сети дискаунтеров открываются в основном в региональных и небольших городах, приближенных к целевой аудитории.

«По сравнению с другими операторами объем инвестиций в открытие торговой точки тут ниже на 20-30%, а иногда и на 50%. Как результат, дискаунт-операторы могут позволить себе более плотное покрытие районов и располагаются ближе к своему потребителю», – отмечает Игорь Заболоцкий, ведущий эксперт консалтинговой компании Colliers Ukraine в сегменте торговой недвижимости.

Так, компания Fozzy Group планирует масштабную экспансию супермаркетов Сільпо до конца 2021 года в небольших райцентрах Украины (от 50 000 жителей). Об этом заявил директор по развитию сети Сільпо Андрей Шутко во время пресс-конференции по поводу открытия харьковского ТРЦ Nikolsky. Всего сеть планировала открыть около 60 супермаркетов.

Кроме обычных супермаркетов Fozzy Group начал активное развитие сети жестких дискаунтеров Thrash! Траш. Практически каждый месяц открывалось по несколько торговых точек. Так, в сентябре, когда бренд отмечал свое пятилетие, было открыто пять новых магазинов. К началу декабря их число достигло 85-ти. Также собственник Сільпо начал развивать мини-маркеты FoodPod, один из которых открылся в начале осени в районе метро «Позняки» по адресу ул. Вишняковская, 17.

Другие крупные игроки также не обходят своим вниманием такой формат. К примеру, французский ритейлер Ашан уже запустил как магазины у дома под брендом Мій Ашан, так и мини-маркеты/точки выдачи онлайн-заказов Ашан Pick up Point. В октябре Ашан открывал новые магазины в таком формате чуть ли не еженедельно, в частности, крупнейший магазин в Киеве.

Компания Metro Cash&Carry Ukraine 22 мая открыла в Тернополе на улице Объездная, 32 новый ТЦ смарт-формата вместо «Бери Вези». Площадь ТЦ Metro в Тернополе составила 1346 кв. м, из которых 1111 кв. м отведено под торговый зал. Смарт-ТЦ в Тернополе будет работать согласно обновленной концепции торговых центров малого формата Metro. Ассортимент в новом Metro сформирован в соответствии с потребностями HoReCa-клиентов: в магазине представлены более 2700 наименований товаров с фокусом на бакалейную группу товаров, продукцию собственных торговых марок и эксклюзивных позиций собственного импорта Metro. В течение 2021 года компания планировала обновить также два других ТЦ малого формата в Луцке и Чернигове под брендом Metro.

Днепровская сеть Varus экспериментирует с форматом Varus To Go. Этот формат характеризуется уменьшенной торговой площадью (около 300 кв. м) и предложением товаров (более 2500 SKU). Важное место в ассортименте занимают готовая к употреблению еда и снеки. Уже открыто четыре магазина формата To Go в Киеве и Днепре. Последнее открытие супермаркета в таком формате состоялось 26 октября 2021 года по адресу Крещатик, 13.

Аналогично сеть Таврия В запустила магазины нового формата – жесткие дискаунтеры Пюре. Первый магазин нового суббренда известного одесского ритейлера открылся в начале октября этого года в Николаеве. В самой компании концепт жесткого дискаунтера, который будет работать под брендом Пюре называют “стоковые магазины”. На осень 2021 года было запланировано открытие первых трех торговых точек под этим брендом.

Новые форматы старых брендов

В этом году на рынке продуктового ритейла появились также новые игроки. Так, супермаркет новой сети Ultramarket Олега Вишнякова, совладельца МегаМаркет начал работу 20 мая в Киеве в жилом комплексе по адресу пр. Победы, 67, у станции метро «Нивки». Магазин площадью 2850 кв. м с собственным кафе паназиатской кухни оформлен в тематическом дизайне и концепции Health, Craft, Farm, Local. Акценты формата сделаны на фреш-зону, органическую и крафтовую продукцию, здоровое питание и фермерские деликатесы.

Следующий магазин под брендом Ultramarket начнет работу на ул. Глыбочицкая, 44 на месте закрытого Эльдорадо. Напомним, Ultramarket — новая украинская сеть продовольственных магазинов, которая возникла после разделения активов сети МегаМаркет с Виктором Юшковским. В рамках новой концепции уже провели ребрендинг и реформат гипермаркетов в Киеве по адресам ул. В. Гетьмана, 6 (ТРЦ COSMO multimall) и ул. Богдановская (Сурикова), 3 А. Таким образом, после очередного открытия на Глыбочицкой сеть будет насчитывать уже четыре супермаркета.

Другой крупный ритейлер Эпицентр открыл инновационный Food Market с собственным фуд-кортом. В торговом центре Эпицентр на ул. Берковецкая, 6 В, открылся продуктовый магазин Food Market площадью 3000 кв. м с собственным фуд-кортом в формате eat&go. В новом Food Market представлены три вида кухонь — итальянская, испанская и японская. Также для посетителей будут работать собственные кондитерская, пекарня полного цикла, энотека с коллекцией вин со всех уголков мира, а также сыроварня, зона мясопродуктов собственного производства. «Главная наша идея, которая легла в основу концепции нового Food Market — к нам покупатель приходит не за продуктами, а за готовой пищей», — прокомментировал руководитель проекта Food Market сети Эпицентр Олег Шкаровский.

Читайте также –

Итоги 2020 года в FMCG: поглощения, новые форматы, открытия, взлеты и падения


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка