
High level: почему у потребителей выше требования к украинским брендам, чем к международным


Каких инноваций ждать представителям ритейла в 2020 году и какие тренды станут мейнстримом — в новом выпуске программы «За рамками ритейла».
В новой рубрике Retail in detail в рамках YouTube-проекта «За рамками ритейла» глава правления Ассоциации ритейлеров Украины и автор программы Андрей Жук подобрал топ-10 трендов в ритейле на 2020 год.
С 1 октября 2020 года все субъекты хозяйствования должны применять кассовые аппараты в обязательном порядке. Поскольку до сих пор эта идея только обсуждалась в коридорах власти, но никогда не была полностью внедрена на практике, у ритейла остается немало вопросов о том, как все будет работать. Потому стоит не только внимательно следить за новостями в данной сфере госрегулирования, но и требовать от местной власти четких разъяснений.
Основной тенденцией 2020 года станет продолжающаяся экспансия магазинов у дома. Жители больших мегаполисов не хотят тратить много времени на покупки в больших магазинах. Люди выбирают удобство совершения покупок и экономию времени. Поэтому тенденция открытия торговых точек площадью до 100 кв. м в «труднодоступных» местах для классических супер- и гипермаркетов будет набирать обороты.
Крупные торговые сети будут становиться все больше, а мелких игроков – все меньше. Чтобы заметить эти изменения, достаточно вспомнить какое количество торговых сетей по продаже электроники и бытовой техники было в Украине еще десять лет назад. А сейчас можно сходу назвать только три: Eldorado, Comfy, Фокстрот. И не исключено, что в будущем останется только две сети.
Мы и дальше будем наблюдать как потребители совершают покупки в интернете и в обычных магазинах. Все зависит лишь от того, какой канал продаж в данную минуту удобнее для конкретного покупателя. Поэтому и дальше онлайн-ритейл будет проникать в офлайн-торговлю и наоборот. Например, Rozetka продолжит открывать свои офлайн-магазины, Brocard продолжит попытки покорения интернета.
Это касается не только набирающей популярности торговли экологичными и натуральными товарами. Теперь уже речь идет и об экологичности упаковки и самих подходов к бизнесу, в том числе социальной ответственности ритейлеров. Те компании, которые будут следовать этому тренду и внедрять у себя такие подходы, будут более популярны у потребителей, чем те, кто этого не делает.
Эмоции и впечатления покупателей будут «править бал» в ближайшее время. Супермаркеты перестают быть просто магазинами. Сходить в ресторан, не покидая пределов магазина – теперь обычное дело. Этот тренд будет и далее развиваться, и мы увидим новые форматы все большей интеграции еды и напитков в классический ритейл.
В ближайшее время в ритейле будут развиваться новые форматы проектов с фиксированной ценой. Наподобие того, как развиваются демократичные форматы fix-price ресторанов Димы Борисова (Белый налив, Mushlya и другие). Так будет и с магазинами, где товары будут предлагаться по одинаковой цене.
В Украине есть огромная незанятая ниша для непродуктового ритейла по аналогии с магазинами Pepco и KiK в Польше. Это неспециализированные магазины площадью 300-400 кв. м по продаже товаров для всей семьи (одежда, обувь, товары для дома и прочее). Кстати, в Украине уже есть сеть магазинов Аврора, у которой больше 500 торговых точек. В будущем таких магазинов и сетей будет становиться больше.
Со временем дисконтные карты уйдут в прошлое и покупатели будут пользоваться программами лояльности. Благодаря искусственному интеллекту ритейлер будет знать все о своем потребителе.
В соседней Польше уже более 40% торговых центров управляются консультантами по недвижимости. В Украине также есть свежие примеры передачи объектов на аутсорсинг. Так, ритейлер Kasta передал свои физические магазины под управление логистического оператора Justin. Поэтому и дальше будет наблюдаться тренд передачи в управление части бизнеса профильным специалистам.
Напомним, первый выпуск программы «За рамками ритейла» был опубликован в начале декабря прошлого года. В рамках проекта Андрей Жук встречается с лидерами рынка и первыми лицами сфер розничной торговли, девелопмента и смежных отраслей, общаясь с ними о ключевых событиях в сфере, особенностях ведения бизнеса, личном опыте и много другом. В числе гостей его программы уже были экс-СЕО девелоперской компании Arricano Михаил Меркулов, известный ресторатор, совладелец проекта Мировая Карта Майкл Дон, основатель сети обувных магазинов L’Carvari Дмитрий Подопригора, основатель сети Алло Дмитрий Деревицкий. а также украинские бизнесмены Евгений Лавренюк и Игорь Фарберов, основавшие международную сеть хостелов Dream Hostels.
Читайте также —
Андрей Жук, RAU: В прошлом году наиболее активно росли фуд-ритейл и фаст-фуды