Борис Марков, АТБ: По темпам роста уступаем лишь показателям 2012-13 годов
Председатель совета директоров, генеральный директор корпорации АТБ Борис Марков о планах развития сети, потребительских предпочтениях украинцев и экспансии на запад и юг Украины.
Сеть АТБ – самый быстрорастущий ритейлер Украины в продуктовой рознице. Практически каждую неделю появляются сообщения об открытии все новых и новых торговых точек днепровского ритейлера. Более того – помимо количественного роста, АТБ продолжает заниматься и качественными изменениями: в октябре в Днепре начал работу первый супермаркет сети в новом формате. О том, что еще предложит украинским потребителям торговая сеть, где ожидать появления новых дискаунтеров, и когда будут открываться маркеты в новом формате RAU рассказал генеральный директор корпорации АТБ Борис Марков.
— Сколько всего магазинов сейчас в сети АТБ?
— На начало декабря – 825 торговых точек.
Юго-Западный ветер
— Сейчас все чаще сообщается об открытии магазинов в западных областях. Это стратегическое направление расширения сети?
— Да, это решение связано с развитием логистической инфраструктуры. Мы передали функции складской и транспортной логистики на аутсорсинг предприятиям-партнерам. Есть договоренность об открытии логистического центра в Львовской области, который будет полностью соответствовать технологическим требованиям компании АТБ-Маркет и обеспечит эффективную доставку товаров в наши магазины на Западной Украине. Сейчас магазины Львовской области снабжаются товаром благодаря технологии кросс-докинг.
— Когда планируется открытие центра?
— Сейчас идет подбор необходимой площадки, поэтому точной даты не скажу. По планам открытие состоится в конце 2017 или начале 2018 года.
— Какие еще области обозначили приоритетными для развития?
— Юг Украины. В наших планах – активно открывать магазины в Одесской области. В ближайшие два года, как и в Львовской области, в Одесской будет построен новый распределительный центр и создана автоколонна, чтобы обеспечить быстрые поставки продукции в торговые точки сети АТБ.
— Как сейчас проходит развитие в южном регионе?
— Даже лучше, чем мы ожидали. Одесский регион удивил нас даже больше, чем львовский.
Показатели товарооборота одесских магазинов превышают наши прогнозы.
В Южной Пальмире есть платежеспособный спрос, и хотя мы начали там развиваться не так давно, АТБ уже завоевал своих поклонников.
— Но ведь в Одессе уж давно работают локальные магазины: Копійка, Таврия-В и другие. Удается с ними конкурировать?
— Вполне успешно. Наш формат востребован одесситами и выручка постоянно растет. Мы выбрали правильный сегмент и жители города это оценили. Одесса – портовый город с большими возможностями, и мы надеемся на активное развитие в этом регионе.
Конкуренции со старожилами местного рынка мы не боимся – АТБ отлично встроилось в торговую инфраструктуру.
Рост вопреки
— А что будет с традиционными ключевыми для АТБ регионами – центральными областями страны?
— Наша торговая сеть продолжает развитие и в центральном регионе. Но в первую очередь мы учитываем экономическую целесообразность.
— На основании каких факторов принимаете решение об открытии новых маркетов?
— Изучаем, какие площадки и в каких локациях доступны для строительства или аренды. Эксперты компании анализируют потенциальный товарооборот будущего магазина, его технологичность.
— АТБ, несмотря на все сложности в экономике, сохраняет очень высокие темпы развития: практически каждую неделю сообщается об открытии новых магазинов. Где берете необходимые для экспансии ресурсы?
— В сравнении с прошлым или позапрошлым годом мы активно открываем новые торговые точки. Но до 2014 года сеть АТБ росла даже быстрее.
В 2012-м мы открыли 156 новых магазинов, в 2013-м – 143. В этом году будет открыто порядка 120 торговых объектов.
То есть мы только возвращаемся к прежним темпам развития, преодолев спад 2014-15 годов.
— В недавнем выпуске журнала топ-100, подготовленном порталом Delo.ua, указано, что ваша компания резко увеличила прибыль в прошлом году, при том, что 2014-й закончила с убытком. Благодаря чему удалось достичь таких показателей?
— 2014 год был сложным для всех, не только для нашей сети. Тогда все ритейлеры только привыкали работать в новых условиях. АТБ предприняло много шагов, чтобы смягчить последствия кризисных явлений и потери активов на Донбассе. Мы снижали затраты, конечно, подходя к сокращениям взвешенно и продуманно, повышали эффективность бизнес-процессов. Велосипеда не изобретали: просто оптимизировали работу и использовали внутренние резервы.
АТБ в новом формате
— Расскажите о новом формате АТБ. Первый обновленный магазин уже начал работу в Днепре, планируете обновлять и другие торговые точки?
— Это логичный этап развития. Мы внимательно следим за всеми новациями, последними тенденциями, изучаем опыт других торговых сетей, как украинских, так и зарубежных.
Это относится не только к оформлению торговых объектов, но и к логистике, работе складов, выстраиванию различных бизнес-процессов. В одном формате мы работаем достаточно давно, и пришло время обновляться.
Тем более, что есть идеи и решения, которые можно внедрять и повышать эффективность работы. Выбрали самые интересные и перспективные идеи и решили провести эксперимент. К тому же выбранная для экспериментального внедрения нового формата торговая точка – один из самых старых магазинов сети, и его в любом случае пора было ремонтировать и обновлять.
— В обновленном магазине изменили ценовую политику и ассортимент?
— Цены не меняли. В торговой точке установили мини-пекарню, чего раньше в наших магазинах не было. Причем это именно наша пекарня, а не стороннего оператора. Расширили предложения мясной группы, продуктов категории фреш, овощей и фруктов.
— Как покупатели восприняли новацию?
— Отзывы позитивные. Но кроме эмоциональных оценок надо подождать результатов работы обновленной торговой точки. И тогда уже будет понятно, насколько новый формат перспективный и будем ли реконструировать и другие магазины. Ряд технологий, в том числе энергосберегающих, будет внедряться по итогам эксперимента, а вопросы относительно интерьера и экстерьера обсуждаются.
— По вашим наблюдениям, что сейчас определяет выбор потребителей: цена, ассортимент, удобное месторасположение, маркетинговые акции?
— Цена, прежде всего. Но при этом также не менее важны качество и безопасность продуктов. АТБ регулярно проводит системные исследования всей продукции, предлагаемой в нашей сети, причем контроль начинается еще на этапе производства. Наши эксперты регулярно посещают производственные цеха, анализируют образцы. Перед тем, как товар попадает на полку магазина, он проходит несколько этапов контроля.
Мы работаем в формате продуктового дискаунтера, поэтому одним из ключевых параметров выбора АТБ остаются низкие цены.
Каждую неделю в сети проводятся ценовые акции. Аналитика показывает, что такие предложения очень востребованы: потребители ждут акций и охотно покупают товар на более выгодных для себя условиях.
— Ваша компания активно развивается, увеличивает представленность в регионах. Есть ли планы поглощение более мелких и не таких процветающих конкурентов?
— Мы рассматриваем такие возможности, изучаем рынок, но пока до конкретики далеко. (В конце ноября стало известно, что АТБ выкупает часть торговых точек сети Барвінок, — прим.ред.)
Заплатил налоги — …
— АТБ входит в топ налогоплательщиков страны. Почему в этом рейтинге так мало представителей сферы ритейла?
— АТБ-маркет входит в двадцатку крупнейших налогоплательщиков Украины и является лидером торговой отрасли по налогоотчислениям. Своевременность и полный объем уплаты всех налогов и сборов мы считаем неотъемлемым принципом работы ответственного бизнеса. В этом году АТБ перечислит в бюджеты разных уровней и целевые фонды более 4 млрд. грн. Конечно, можно понять и конкурентов: в нынешних условиях вести бизнес очень непросто и желание любым образом обеспечить себе возможности для развития вполне объяснимо. С другой стороны, хочется видеть не только постоянный и бдительный контроль со стороны государства, но и поддержку реального сектора экономики.
— Как решаете вопрос с подбором и обучением персонала в условиях постоянного роста сети?
— Сейчас в АТБ работает более 35 000 сотрудников, в том числе переселенцы из Крыма и Донбасса. Стараемся поднять престиж торговых профессий, обучаем персонал в своих учебных центрах. Предоставляем возможность получить первую профессию после школы, пройдя обучение в наших центрах. Сказывается и трудовая миграция: многие трудоспособные украинцы уезжают на работу в Венгрию, Польшу, другие страны Центральной и Восточной Европы. Это создает дополнительное давление на рынок труда. Но с этим ничего поделать нельзя: нужно просто привыкать к нынешнему положению дел, вырабатывать новые принципы работы и быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства.