Сложный год: сколько магазинов открыли крупнейшие сети Украины в 2020-м
Лидерами по открытию новых магазинов в 2020 году стали продуктовые сети АТБ, КОЛО и Fozzy Group, drogerie-операторы EVA и Prostor (за счет поглощения сети Kosmo), представители сегмента DIY и товаров для дома Эпицентр, JYSK и даже некоторые компании ювелирной сферы.
Портал RAU традиционно подводит итоги работы ритейл-компаний в 2020-м. Очередная итоговая публикация посвящена открытиям новых магазинов крупнейшими игроками украинского розничного рынка с разбивкой по сегментам. В материале представлены крупнейшие сети Украины, предоставившие редакции портала информацию о своей активности в прошедшем году.
FMCG-ритейл
Лидер украинского рынка продуктового ритейла АТБ в 2020 году сохранил высокие темпы роста, несмотря на пандемию коронавируса. С начала года и до 22 декабря ритейлер открыл 113 новых магазинов и планировал запустить еще 14 торговых точек до конца года. Таким образом АТБ должен закончить год с показателем в 127 новых объектов, в общей сложности объединяя рекордные для украинского рынка 1201 магазин. Как отметили в компании, больше всего новых точек открывалось в Западном и Киевском регионах – более 50-ти и около 40-ка объектов соответственно. Помимо новых магазинов, в прошедшем году АТБ также продолжила процесс реконструкции точек в «черную» концепцию. На 22 декабря компания обновила 53 торговых объекта, а до конца года планировала сдать еще 7 магазинов, достигнув отметки в 60 реконцептов за 2020-й год.
Еще один крупнейший игрок FMCG-ритейла — Fozzy Group — масштабировал сразу несколько розничных проектов. В частности, флагманская сеть группы — Сільпо — в 2020-м открыла 18 новых супермаркетов, расширившись до 272 магазинов на конец года (с учетом четырех Le Silpo). Еще пять торговых объектов возобновили работу после обновления. При этом все эти магазины были реализованы в эксклюзивных тематических концептах, которые уже стали визитной карточкой ритейлера. Что касается географии открытий, то в прошлом году большинство новых и обновленных магазинов Сільпо открылись в Киеве и городах-спутниках столицы (9 объектов), а также во Львове и Одессе (по 3). Помимо открытия новых магазинов, команда Сільпо также развивала новые проекты формата shop-in-shop: кофейни Feeltrd и магазины Offtop by Сільпо. За прошлый год в супермаркетах компании открылось шесть магазинов Offtop (один из которых отдельно в ТРЦ Проспект) и пять кофеен Feeltrd.
Высокими темпами развивались и другие розничные проекты группы Fozzy. К примеру, сеть магазинов Фора в 2020-м открыла 19 новых торговых точек, расширившись до 262 объектов. А сеть Thrash! пополнилась 23-мя новыми маркетами и на конец года объединяла 57 магазинов. Отметим, что по состоянию на 31 декабря 2020-го Fozzy Group также управляла девятью гипермаркетами Fozzy, одним премиальным маркетом Favore, а также непродовольственной розницей (магазины техники Ringoo и аптеки Біла ромашка) и рядом ресторанов.
Активно росла в прошедшем году и «молодая» украинская сеть магазинов у дома КОЛО. В 2020-м она выросла более чем в два раза, открыв 117 новых магазинов и закрыв всего два. Важным событием для компании стал выход за пределы Киевского региона и развитие сети в Одессе. В том числе за счет этого ритейлеру удалось ускорить темпы масштабирования и достичь показателя в 221 магазин к концу года. Еще более амбициозны планы КОЛО на следующий год. В 2021-м компания намерена более чем в два раза увеличить динамику роста и размеры сети, открыв 250 новых торговых точек. Приоритетами для развития сети будут Киев и Киевская область, Одесса и выход в новые регионы.
Сеть Ашан в 2020 году открыла в Киеве три торговых объекта нового формат ultra-proximity — Ашан Pick Up Point. Это самый маленький формат сети площадью около 50 кв. м и с ассортиментом 600-2000 наименований. Таким образом к концу года ритейлер объединял 27 магазинов разных форматов в девяти городах страны, в том числе гипермаркеты, супермаркеты, магазины у дома и точки pick up point. Знаковым для ритейлера в прошлом году также стал запуск сервиса Ашан Drive и общее усиление онлайн-продаж.
Компания Омега, развивающая сеть магазинов Varus, в 2020 году открыла 19 новых и два обновленных магазина. Тем самым ритейлер пошел на вторую сотню, и к концу года объединял уже 102 торговых объекта в четырех областях страны – Киевской, Днепропетровской, Донецкой и Запорожской. По словам маркетинг-директора Varus Владимира Соболева, в 2021 году ритейлер планирует продолжить активное освоение столицы, тестирование и развитие различных форматов, как это происходило в 2020-м году, а также не исключает выход в новые для себя регионы.
Один из крупнейших FMCG-игроков столичного региона Novus в 2020 году открыл семь новых магазинов в Киеве и городах-спутниках столицы. Впрочем, куда более важным событием для компании и всего рынка ритейла стало поглощение австрийской сети супермаркетов Billa. Компания выкупила 35 торговых объектов Billa, расположенных в Киеве, Киевской области и Житомире. А завершить процесс слияния и перевести все магазины Billa под бренд Novus ритейлер планирует менее чем за год.
Еще одним крупным игроком украинского рынка ритейла, демонстрировавшим высокую динамику развития в 2020-м, стал Volwest Group. В 2020 году компания вместе со своими франчайзи-партнерами открыла 34 новых магазина. В том числе 26 торговых объектов международной сети Spar и 8 маркетов под вывеской Наш Край. Таким образом общее количество магазинов Volwest Group в стране к концу года выросло до 283 торговых точек.
Drogerie & Beauty
Крупнейший в Украине drogerie-ритейлер EVA в 2020 году несколько замедлил темпы развития. В 2019-м компания расширилась на рекордные 218 торговых точек, а исполнительный директор сети Ольга Шевченко говорила, что в планах компании на 2020-й запуск еще 180 новых объектов. Однако пандемия коронавируса и карантинные ограничения в стране вынудили компанию скорректировать программу развитию. В результате в 2020-м EVA открыла 87 новых магазинов, расширившись до 1054 торговых точек на конец года. Больше всего объектов компания открыла в Киевской области (20, из которых 12 в Киеве). Также ритейлер активно рос в Харьковской (11 новых точек), Львовской (6) и Одесской (5) областях. Примечательно, что в прошлом году EVA открывала магазины во всех регионах страны – в каждой из областей был открыт по меньшей мере один новый торговый объект компании.
Значительно расширилась в прошедшем году и другая крупная сеть украинского рынка drogerie-ритейла — Prostor. За 2020-й компания открыла 129 новых магазинов, в основном в Киеве и области. Такой результат был достигнут в том числе за счет поглощения 97-ми торговых точек сети Космо, которую Prostor приобрел в мае. Благодаря этой сделке и новым открытиям к концу года сеть Prostor расширилась до 426 магазинов.
Лидер украинского парфюмерного ритейла Brocard в 2020 году активно развивал онлайн-продажи, запустив собственный интернет-магазин. Однако, не забывал и о расширении офлайн-сети. В частности, компания пополнилась магазинами Brocard в новых столичных ТРЦ Blockbuster Mall и Retroville, а также открыла бутик Brocard Niche Bar в Харькове. Таким образом на 31 декабря 2020-го сеть магазинов Brocard состояла из 98-ми торговых точек в 26-ти городах Украины.
Менее активно в 2020-м развивалась сеть магазинов корейской косметики ISEI, которая открыла лишь пять новых точек и на конец года объединяла 92 торговых объекта. Для сравнения, в 2019-м компания запустила в три раза больше новых бутиков – 16. В то же время, в прошлом году ритейлер не только открывал новые магазины, но и проводил реконцепцию действующих точек. В общей сложности за год компания обновила 9 бутиков, а в 2021-м планирует ускорить темпы реконцепта торговой сети, обновив еще 25 объектов.
Сдержанные темпы развития торговой сети в 2020-м демонстрировал и другой крупный бутиковый ритейлер косметики – сеть Yves Rocher. Компания открыла лишь два новых магазина в столичных ТРЦ Blockbuster Mall и Retroville, а также провела релокацию одного объекта, переехав из ТОЦ Silver Breeze в другой торговый центр Киева — Городок. В общей сложности к концу года украинское подразделение компании объединяло 95 магазинов в стране.
Товары для дома
Лидер украинского рынка непродовольственных товаров – компания Эпицентр К – в 2020 году не только расширяла сеть торговых центров, но и развивала новые ритейл-проекты. В частности, Эпицентр вывел на рынок два новых бренда спортивных товаров, открыв первые в Украине магазины 4F и TAF в столичных ТРЦ Retovillе и Blockbuster Mall соответственно. Кроме того, компания начала развивать собственные ритейл-концепты за пределами сети Эпицентр. В частности, были открыты три Галереи Деко в столичных ТРЦ Dream Town, Retroville и Arkadia, а также магазин детских товаров E.PIC в том же ТРЦ Retroville. Также компания продолжила расширение сети собственных ТЦ и за год открыла семь новых торговых центров: в Житомире, Виннице, Запорожье, Долине, Калуше, Мелитополе и Первомайске. Четыре из них — «оптимального формата» площадью от 4800 кв. м до 5500 кв. м.
Активно расширял свое присутствие в Украине и датский мебельный ритейлер JYSK, который в прошедшем году открыл 15 новых магазинов. Больше всего новых объектов компания запустила в Киевском регионе: четыре магазина JYSK начали работу в столичных торговых центрах Novus, Retroville и Promenada Center, а также в ТРЦ Наше NEBO, расположенном с. Крюковщина Киевской области. Помимо этого ритейлер открыл новые магазины в областных и районных центрах страны, в том числе в Павлограде, Умани, Полтаве, Днепре, Виннице, Николаеве, Мелитополе, Львове, Запорожье и Житомире. За счет масштабирования сети в 2020-м общее количество торговых объектов JYSK в Украине к концу года выросло до 72-х точек.
Единственный зарубежный представитель рынка DIY-ритейла в Украине Leroy Merlin в 2020-м открыл лишь один новый магазин: первый для украинской сети французского бренда гипермаркет на территории торгового центра — в новом столичном ТРЦ Retroville на проспекте Правды, 47. Он разместился на площади в 4805 кв. м и представил в ассортименте около 25 000 наименований товара. Таким образом компания внедрила формат магазинов средней площади, а также обновленную визуальную концепцию в навигации и мерчандайзинге. Этот торговый объект стал уже шестым для компании Leroy Merlin в Украине, пять из них расположены в Киеве и еще один – в Одессе.
Компания Zeebra, представляющая на украинском рынке немецкий бренд товаров для дома Butlers, в 2020 году завела в Украину две совершенно новых для рынка торговые марки. В частности, в марте на нулевом этаже ТРЦ Ocean Plaza открылся магазин дизайнерских аксессуаров для дома Pylones. В его ассортименте представлены кухонные принадлежности, товары для офиса, игры и развлечения для всех возрастов, декор, украшения, а также для ухода за домашними питомцами. Кроме того, компания открыла в ТРЦ Ocean Plaza первый в стране магазин женской одежды итальянского бренда Miss Sixty. В то же время, в 2020-м ритейлер не открывал новых объектов своей флагманской сети Butlers, которая к концу года объединяла семь торговых точек в стране.
Бытовая техника, электроника, гаджеты
Лидер украинского рынка бытовой техники и электроники Фокстрот в 2020-м сконцентрировался на обновлении торговых точек. В общей сложности компания провела 18 реформатов в Киеве, Днепре, Житомире, Херсоне, Сумах, Кривом Роге, Львове, Харькове, Одессе, Луцке, Тернополе, Черновцах, Ужгороде и Мариуполе. При этом компания открыла один новый магазин в столице в торгово-развлекательном комплексе Retroville и закончила год с показателем в 162 торговых объекта по Украине.
Другой крупный игрок сегмента БТиЭ Eldorado в 2020 году открыл шесть новых магазинов. В частности, компания пополнилась торговыми объектами в Киеве (ТРЦ Retroville), Кривом Роге (ТРЦ Проспект), Житомире (ТЦ ОЛДІ) и Львове (ул. Владимира Великого, 26 А), а также двумя магазинами в Харькове (пр. Рогатинский, 3 и пр. Московский, 257). Открытие этих точек позволило ритейлеру к концу года достичь отметки в 120 магазинов. Сеть компании представлена в 57-ми городах Украины.
Мультиканальный ритейлер АЛЛО в прошлом году открыл и провел реконцепты в 46-ти торговых точках, которые находятся в управлении компании. К концу года группа объединяла 249 магазинов под брендом АЛЛО в 142-х городах Украины, 31 монобрендовый магазин Mi Store (в таких городах как Хмельницкий, Полтава и Кропивницкий), а также 52 торговых объекта операторов сотовой связи (Vodafone, Lifecell, Kyivstar).
Национальная сеть магазинов гаджетов и электроники Цитрус за 2020 год открыла четыре новых магазина. В частности, торговые объекты ритейлера начали работу в Киеве (ТРЦ Blockbuster, пр. Бандеры, 34 В), Одессе (Пантелеймоновская, 64), Чернигове (ЦУМ, пр. Мира, 59) и Виннице (ул. Соборности, 22). Также компания открыла новый сервисный центр в Киеве (СЦ Петровка, ул. Вербовая, 17А). Таким образом к концу года сеть Цитрус в Украине насчитывала 62 магазина и 11 сервисных центров.
Сеть магазинов техники и электроники MOYO в прошлом году открыла шесть новых торговых точек. Как уточнили в пресс-службе компании, пять из них начали работу в киевских торговых центрах. В том числе в ТРЦ Аркадия (ул. Борщаговская, 154 А), ТРЦ Магелан (Ак. Глушкова, 13 Б), ТРЦ Европарк (ул. Соборная, 140 А) и ТРЦ Blockbuster Mall (пр. Степана Бандеры, 36). Еще один новый торговый объект MOYO открылся во львовском БЦ Доминант Плаза (ул. Угорская, 14). К концу года торговая сеть ритейлера в Украине объединяла 36 магазинов.
Fashion, Jewelry, детские товары
Турецкий ритейлер LC Waikiki в прошлом году открыл пять новых магазинов суммарной площадью в 5000 кв. м. В том числе, компания открыла первые для бренда торговые объекты в Николаеве и Сумах. Они разместились в торговых центрах City Center и Украина соответственно. Помимо этого, торговая сеть пополнилась двумя магазинами в Днепре (ТРЦ Apollo и Наша Правда) и одной точкой в Киеве (ТРЦ Retroville). Таким образом к концу 2020-го LC Waikiki объединяла 39 торговых объектов в Украине. Еще более существенное расширение и открытие 12-ти новых магазинов ритейлер запланировал на 2021 год.
Компания Intertop Ukraine, развивающая в стране целый ряд мульти- и монобрендовых fashion-сетей, в 2020 году открыла 18 новых магазинов. В том числе, ритейлер открыл новые торговые объекты брендов Intertop, Timberland, Skechers, Ecco, Geox, Vans и The North Face. Расширение торговой сети позволило компании к концу года достичь отметки в 144 магазина.
Активно открывал торговые точки в прошлом году и ритейлер спорттоваров Intersport, сеть которого в Украине по франшизе развивает группа Эпицентр. В 2020-м бренд пополнился девятью торговыми объектами, в одном из которых прошел реформат. В частности, новые Intersport открыли двери для посетителей в столичных ТРЦ Retroville и Dream Town-2, в ТЦ Эпицентр в Виннице, Запорожье и Житомире. Также компания открыла несколько небольших магазинов Intersport.ua площадью до 150 кв. м в Мелитополе, Первомайске и Калуше. А торговый объект ритейлера в Черновцах снова открылся после реформата, став аутлет-магазином. Таким образом к концу 2020-го Intersport в Украине расширился до 54-х магазинов, семь из которых расположены вне сети торговых центров Эпицентр.
Очень динамично в прошедшем году масштабировалась компания Укрзолото. В 2020-м она открыла 59 новых торговых точек в 43-х городах Украины, в том числе 51 магазин и восемь объектов островного формата. Благодаря такому росту на 31 декабря 2020-го ритейлер объединял уже 161 магазин в Украине.
Высокие темпы роста торговой сети демонстрировал и ювелирный бренд Sova. В прошедшем году он открыл 11 новых магазинов, расширившись до 34-х торговых точек. Как уточнили в компании, новые объекты в 2020-м начали работу в столичных ТРЦ Retroville и River Mall, а также в Луцке (ТРЦ ПортCity), Полтаве (ТРЦ Экватор), Херсоне (ТРЦ Fabrika), Запорожье (ТРЦ City Mall), Одессе (ТРЦ Riviera), Львове (ТРЦ King Cross Leopolis), Хмельницком (ТРЦ Оазис), Тернополе (ТРЦ Подоляны) и Ужгороде.
Сеть ювелирного бренда Pandora, входящая в группу компаний MTI, в прошедшем году открыла три новых магазина. Новые бутики известного датского бренда открылись в столичных ТРЦ Retroville и Магелан, а также днепровском ТРЦ Дафи. Кроме того, компания провела ребрендинг торгового объекта в харьковском ТРЦ Караван. По состоянию на конец 2020-го года ювелирный бренд Pandora в Украине объединял 48 магазинов и интернет-магазин e-pandora.ua.
Крупнейшей ювелирной сетью страны остается Золотой Век, который к концу 2020 года объединял уже 361 магазин. В прошлом году ритейлер не только открывал новые объекты, но и обновлял действующие торговые точки. В общей сложности в 2020-м компания открыла 13 новых магазинов и обновила еще пять.
Cеть магазинов Антошка в 2020 году пополнилась всего двумя новыми магазинами, однако оба открытия были знаковыми для компании. В частности, ритейлер открыл флагманский магазин общей площадью 1200 кв. м в столичном ТРЦ Ocean Plaza, а также первый для сети торговый объект формата аутлет в киевском ТРЦ Rive Gauche, в котором представлены только товары сегмента fashion (одежда и обувь) с постоянно действующими скидками в размере от 50% до 90%. По состоянию на конец года сеть Антошка в Украине насчитывала 43 магазина.
Торговая сеть Mikki\MYplay в 2020 году провела ребрендинг еще двух магазинов в Днепре и Никополе, а также открыла три новые торговые точки в Днепре, Житомире и Павлограде. Кроме того, ритейлер стал официальным эксклюзивным представителем американского бренда одежды Carter`s, и открыл первый корнер торговой марки во Львове. К концу 2020-го компания объединяла 16 магазинов в Украине. Уже в январе она намерена провести ребрендинг еще двух точек в Харькове и Белой Церкви, тем самым завершив процесс ребрендинга Mikki в MYplay. А в феврале торговая сеть должна пополниться еще двумя магазинами (MYplay и Carter`s) в столичном ТРЦ River Mall.
Сеть магазинов Чудо Остров в прошлом году открыла пять новых магазинов. Так, компания запустила вторые магазины в Кропивницком (ТЦ City Point) и Житомире (ТЦ Житний), а также торговые объекты в Ирпене Киевской области (ТРЦ Жираф), Сумах (ТРЦ Киев) и Днепре (ТРЦ Караван). Таким образом к концу 2020-го ритейлер объединял уже 40 магазинов по всей Украине.
Читайте также обзор открытий 2019 года —
Рекордный год: сколько магазинов открыли крупнейшие сети Украины в 2019-м