Zakaz.ua: Дерусификация товаров в продуктовом ритейле
Не только улицы в Украине активно меняют названия в рамках дерусификации и декоммунизации. В украинском ритейле с начала полномасштабного вторжения произошло немало интересных и положительных изменений. Коммерческий директор всеукраинского сервиса доставки Zakaz.ua Евгений Нетреба рассказал, какие именно бренды и компании изменили названия или провели ребрендинг и редизайн упаковки своих товаров.
С начала военного положения Zakaz.ua стал непосредственным свидетелем положительной тенденции исчезновения российской продукции на витринах ритейлеров, изменения русскоязычных названий брендов и отдельных товаров от производителей. Дерусификация украинской экономики и бизнеса очевидно является приоритетом экономической безопасности Украины. Поэтому неудивительно, что вслед за переименованием советских названий улиц в Украине стали менять и названия продуктов, которые ассоциируются со страной-оккупантом.
Какие известные бренды и товары изменили название
Колбасы и сыры украинизировались. Ожидаемо в первые месяцы войны производители колбасной продукции стали отказываться от названия «московская», а сыровары – от сыра «русский». Так, например, производитель Переяслав-Молпродукт сменил название сыра «русский» на «Украинский» еще в конце февраля 2022 года. В апреле «колбасная дерусификация» началась в Кропивницком – местное предприятие Ятрань переименовало колбасу «Московскую» в «Киевскую». Полтавский производитель ТМ «Глобино» сменил название колбасы «Московская» на «Украинская», а сыра «Русский» — на «Полтавский». Мясоперерабатывающая днепровская фабрика Алан переименовала «Московскую» в «Украинскую». А западноукраинские колбасные предприятия переименовали «Московскую» колбасу в «Бандеровскую».
Крабовые палочки «Водний світ». Единственный в Украине производитель крабовых палочек провел патриотический ребрендинг и оставил в прошлом старое русскоязычное название. Компанию основали более 20 лет назад в Одессе. В начале своего старта она была региональной и бренд ориентировался на жителей Одессы и области, которые тогда были в основном русскоговорящими. После начала войны «Водный мир» запустил новую рекламную кампанию бренда под названием «Мой мир, озаренный светом мирных времен» и заявил о новой миссии бренда: не только снабжать потребителей широким ассортиментом морепродуктов, но и помогать ВСУ.
Мороженое «Біла береза». Украинский бренд мороженого и полуфабрикатов, основанный в 2012 году в Днепре, до полномасштабной войны назывался «Белая Бяроза». После начала войны нейминг бренда сменили на «Біла береза» и сделали редизайн этикеток продукции. Отмечу, что ранее бренд производителя украинцы из-за названия ошибочно считали белорусским, однако с началом войны в компании четко опровергли это и заявили, что продукция ТМ «Біла береза» никогда не производилась на территории Беларуси, а есть исключительно украинский продукт.
Молоко с названиями регионов. Компания «Галичина» временно сменила название для поднятия патриотического и несокрушимого духа украинцев. Теперь продукция известной львовской компании выпускается под названиями 14 разных этнографических регионов Украины. Производитель этот проект воплотил, чтобы оказать поддержку украинцам во всех областях, особенно тех, которые сейчас берут наибольший удар на себя, сдерживая врага. На полках супермаркетов можно найти молоко «Галичина» и вместе с тем упомянуть о Крыме, Подолье, Донбассе, Запорожье, Волыни, Таврии, Закарпатье и т.д. Если вы покупаете продукты онлайн через сайт или мобильное приложение Zakaz.ua и хотите получить бутылку вкусности с конкретной надписью, об этом можно сообщить в комментариях под товаром профессиональному шоперу сервиса, который, собирая заказы, обязательно учтет все пожелания клиента.
Хлеб «Киевская Русь». Топонимический бойкот среди украинцев коснулся и союзников России. В частности, хлебокомбинат «Кулиничи» заменил название популярного темного заварного хлеба — был «Белая Русь», а стал «Киевская Русь». В стороне не остался и производитель «Киевхлеб», который также переименовал свой хлеб «Белорусский» в «Отаманский».
Новые товары с патриотическими названиями в продуктовом ритейле
Помимо смены нейминга товаров, на полках ритейлеров от многих производителей и поставщиков появилась совершенно новая продукция с яркими патриотическими названиями. Найти можно все: сладости, сувениры, носки, чашки, напитки и т.д. Приведу пример нескольких интересных товарных позиций от известных поставщиков, уже успевших полюбиться украинцам.
Энергетический напиток «Воля». Группа компаний IDS Ukraine, производящая минеральную воду под ТМ «Моршинская» и «Миргородская», в начале 2023 года вышла на новый для себя рынок энергетических напитков с бодрым продуктом с патриотическим названием «Воля». Энергетик компания решила создать для наших героев, ведь такой напиток сейчас необходим защитникам, волонтерам и людям, вынужденным работать ночью и сверхурочно из-за войны.
Конфеты «Пес Патрон». Кондитерская фабрика LUKAS начала выпускать конфеты подобные уже популярным вкусностям этого производителя — конфет «Тузя», однако посвятив название героической собачке Патрону и изобразив его на обертке. С началом полномасштабной войны Патрон стал самой известной собакой страны. У него есть государственная награда, собственная страница в соцсетях и вышиванка. Отныне его именем еще и увенчали грильяжные конфеты из семян подсолнечника в шоколадной глазури. Кроме конфет с Патроном, на полках ритейлеров можно найти новое лакомство от LUKAS из нежного суфле в шоколаде «Лукася» в патриотической упаковке. На сине-желтых обертках сделали надписи «Молимся за Украину», «Берегите себя и Украину», «Украина превыше всего», «Все будет Украина».
Конфеты «Стефанія». В прошлом году кондитерская фабрика Конти выпустила конфету «Стефанія» в честь песни украинской фольк-рэп группы Kalush Orchestra, с которой группа победила на конкурсе Евровидения-2022. Это помадная конфета с добавлением коньяка и желейной начинки из какао. Дизайн упаковки выполнен в патриотических желто-голубых цветах.
Многие примеры такого креатива от производителей и поставщиков достаточно удачны и помогают поддерживать веру украинцев в победу. Кроме того, такой подход увеличивает внимание к продукции бренда и, соответственно, к продаже товара. В целом, сегодня ситуация с ассортиментом товаров на прилавках ритейлеров по сравнению с довоенным периодом безусловно выглядит лучше, чем до 2022 года. Из магазинов полностью исчезла продукция страны-оккупанта, а появилось немало товаров от отечественных производителей, что в свою очередь помогает развивать украинское производство и экономику страны даже в условиях кризиса.