Кого больше: как менялось за пять лет количество магазинов у топ-10 продуктовых сетей Украины

Кого больше: как менялось за пять лет количество магазинов у топ-10 продуктовых сетей Украины

08.02.2022 08:30
  1599
Костянтин Симоненко

Среди нынешних лидеров по количеству торговых точек осталось не более двух третей тех, кто фигурировал в рейтинге еще пять лет назад. Часть из них купили конкуренты, часть закрылась, остальных обогнали другие игроки. Неизменна пока лишь первая тройка: АТБ, Fozzy Group и VolWest Retail (Наш Край, SPAR).

Читайте українською

Кто в топе

Если взглянуть на отчет исследовательской компании GT Partners Ukraine о рынке FMCG-ритейла Украины за 2016 год и сравнить его со свежим списком, нетрудно заметить, что в топе есть три ритейлера, чьи сети развиваются не меньше 20 лет и за это время они смогли значительно расширить свои сети, оставив далеко позади ближайших конкурентов. Это АТБ-маркет, Fozzy Group и VolWest Retail (Наш Край, SPAR). Которые начинали свой путь соответственно на востоке (Днепр), в центре (Киев) и на западе (Луцк) страны.

Помимо того, что они фактически были первопроходцами организованной розницы, у каждой из сетей была своя «фишка». Так, АТБ с 2001 года стал открывать стандартные магазины самообслуживания формата «дискаунтер», сократив ассортимент до 800 позиций, что позволило оптимизировать затраты при их запуске. С 2003 по 2007‑й выручка АТБ‑маркет росла на 25% ежегодно. Компания открывала в год по 30–50 магазинов в восточных, центральных и южных регионах. Рекордным стал 2012-й, когда сеть выросла сразу на 156 магазинов. В результате уже к октябрю 2013-го количество торговых точек увеличилось с 53 до 800. К началу 2017-го было 898 магазинов (и это с учетом потери контроля над примерно двумя сотнями торговых точек в Крыму и на Донбассе).

В 2017-м АТБ несколько замедлил темпы развития, открыв «всего» 78 новых магазинов, что гендиректор концерна АТБ Борис Марков объяснил ужесточением требований, которые компания предъявляет к объектам, которые покупаются или берутся в аренду для открытия новых магазинов.

Возможно, поэтому планку в 1000 магазинов сеть преодолела не в 2018-м, как планировалось, а в марте 2019 года. Этот рубеж до сих пор недосягаем для конкурентов, а сеть АТБ пошла дальше: как сообщили RAU в компании, на конец 2021 года сеть насчитывала 1314 магазинов. То есть росла примерно по 120 магазинов в год.

Разные форматы

Ближайший конкурент – Fozzy Group — стартовав в столичном регионе с форматом Cash&Carry в далеком 1997 году, довольно быстро перешел от опта к рознице и стал развивать магазины различных форматов, что сделало бизнес компании более устойчивым. Первыми в 2001 году открылись пять супермаркетов Сільпо в Киеве, а уже в 2002-м появились первые точки нового для Украины формата «магазин у дома» Фора. Ускорить развитие этих сетей помогла покупка 38 гастрономов Днепрянка, а также других менее удачливых конкурентов. В год появлялось по 15-25 новых магазинов, а позднее темпы прироста увеличились до 25-50 точек.

В 2012 году Fozzy Group выходит в премиальный формат, открыв два деликатес-маркета Le Silpo в Харькове и Днепропетровске. В 2016 году Fozzy Group вывела на рынок ритейла Украины сеть «жестких дискаунтеров» Thrash! И уже за первый год было открыто 29 точек — как правило, на месте самых маленьких по площади супермаркетов Сільпо. Однако в 2019-м от формата жесткого дискаунтера отказались, и стали открывать магазины Thrash! Траш! в новом формате — Маркет Super, расширив ассортимент и изменив дизайн.

Пять лет назад общее количество продуктовых магазинов Fozzy Group достигло 530-ти, что было почти вдвое меньше, чем у АТБ. Так, в 2016 году эти ритейлеры запустили соответственно, 59 и 111 магазинов. При том, что еще в 2015-м они шли наравне: по 54 новых торговых точки. Вырваться вперед АТБ смог в том числе за счет покупки части западноукраинской сети Барвінок. Кроме того, Fozzy Group не только открывала, но и закрывала магазины, например, Фора ушла из Харькова.

2017-й стал для Fozzy Group годом качественных, а не количественных улучшений. Ритейлер открыл (впервые за долгое время) еще один Le Silpo в Одессе, премиальный food-market Favore в Козине Киевской области, два дизайнерских Сільпо в столице. Всего открылось 35 магазинов, но фактический прирост сети был совсем незначительным. Аналогично прошел и 2018 год.

Прорывными годами по наращиванию сетей ритейлера стали 2020-21 годы. Например, за три квартала прошлого года было открыто 74 магазина – это самый высокий показатель за все время существования сети. Успех Fozzy Group можно объяснить покупкой магазинов Фуршет, место которых теперь занимают новые супермаркеты Сільпо. Также в 2021 году активизировались открытия магазинов жесткого дискаунтера Тhrash!Траш!, который также развивает Fozzy Group.

Как сообщили RAU в компании, всего в прошлом году открылось 57 супермаркетов Сільпо (всего в сети 329 Сільпо и 4 Le Silpo), а также 14 магазинов Фора (всего 276 Фора и один Favore). Кроме того, активно открываются магазины Trash! – 31 за год и теперь в сети работает 88 торговых точек. C учетом девяти гипермаркетов Fozzy Cash&Carry общее число продуктовых магазинов достигает 707.

Развитие по франчайзингу

Замыкает тройку лидеров волынская компания Volwest Group – одна из немногих компаний продуктового ритейла Украины, выбравшая развитие сети по франчайзингу. Первый собственный супермаркет Наш Край открылся в Ровно в октябре 2001 года, а в следующем году – в Луцке. С 2004 года ритейлер развивается по франчайзингу в двух форматах: «магазин у дома» и «экспресс» (с 2008 года). И с тех пор регулярно наращивал количество магазинов. Так, за 2016-й было открыто 50 торговых точек, из которых только три – собственных, а 47 запущены по схеме франчайзинга. С 2017 года компания Volwest начала развивать еще и сеть супермаркетов Spar. В Украине она развивается в двух форматах: Spar Express («магазины у дома» торговой площадью до 200 кв. м), Spar (супермаркеты 200-800 кв. м). Причем компания чуть ли не первой в Украине стала применять схему работы по обратному франчайзингу.

По итогам 2017-го в активе Volwest Group уже было 245 торговых точек разного формата Наш Край и Spar. По числу открытых магазинов группа оказалась на втором месте после АТБ: 46 и 78 точек соответственно. Для сравнения: у Fozzy Group в этот год было всего 35 открытий.

Впрочем, такими темпами удавалось расширять сеть недолго. Несмотря на большое количество открытий (как правило, ритейлер попадал в топ-5 по темпам открытий) часть магазинов закрывалась, а потому общий прирост был невелик. Заметный всплеск случился в 2019 году, когда число открытых магазинов (56) оказалось значительно больше, чем закрытых и в итоге под брендами ритейлера работало на 26 точек больше (274). По словам руководителя ритейл-направления VolWest Group Виктора Мольченко, большинство открытий приходится, как правило, на второе полугодие. Это так называемые «волны открытия» и чаще запускаются магазины Spar. Поэтому, если к результатам трех кварталов 2021-го прибавить 13 новых Spar и два Наш Край, в итоге выходит 287 торговых точек по итогам года.

Активные новички

Если еще пять лет назад достаточно было преодолеть отметку в 100 магазинов, чтобы попасть в десятку лучших, то теперь эта цифра достигается многими локальными игроками за несколько лет развития. Разумеется, проще запускать небольшие по площади торговые точки с ограниченным ассортиментом, чем супер- или гипермаркеты. Поэтому в последние годы в рейтинге стали появляться локальные операторы, открывшие много маленьких торговых точек в формате «магазин у дома» или «экспресс».

Лучший пример тому – сеть КОЛО, которая работает в формате небольших магазинов у дома с торговой площадью от 40 до 100 кв. м и ассортиментом до 2000 SKU. Магазины сети открывались в Киеве и столичном регионе, а также в Одессе. Первый магазин КОЛО появился в мае 2017 года в Киеве и до конца года было открыто уже 15 точек. Через год КОЛО открыл 53 магазина и вошел в тройку лидеров украинского рынка FMCG-ритейла по темпам развития, уступив лишь АТБ и Volwest Group. Отметку в сто новых магазинов продуктовый ритейлер прошел менее чем за год — 100-й магазин КОЛО открылся 30 ноября 2019-го. А 8 октября 2020-го состоялось официальное открытие уже 200-го магазина ритейлера. Всего в 2020 году сеть запустила 119 торговых точек. Летом прошлого года была взята отметка в 250 магазинов, а по итогу трех кварталов — 266. Но из-за постоянных карантинных ограничений и падения трафика в некоторых локациях часть неэффективных магазинов пришлось закрыть. Поэтому сеть завершила 2021 год на отметке в 252 магазина. Об этом RAU сообщила исполнительный директор сети КОЛО Марина Сергиенко.

Такой же успех продемонстрировала сеть магазинов М’ясомаркет, которую развивает аграрный холдинг МХП. Первые гастрономические бутики М’ясомаркет начали появляться в июле 2020 года, и до конца года их уже было 52. По словам директора по развитию бизнеса клиентов МХП Дмитрия Морозова, М’ясомаркет не является прямым конкурентом для крупных супермаркетов, и в отличие от классических крупных сетей, МХП делает акцент на эмоциях покупателей, уникальном сервисе, кулинарном опыте, заботе и внимании к проблемам клиентов – как гостей магазинов, так и партнеров-франчайзи. Развитие по франчайзингу позволило уже в ноябре 2021-го открыть 150-й магазин, а по итогам года, как сообщили в компании, работало уже 178 точек. И это без учета гастростудии Секрети Шефа, 1705 магазинов Наша Ряба и 49 заведений стрит-фуда Döner Market. Наиболее сильно М’ясомаркет представлен в Кировоградской, Сумской и Киевской областях, а также в самой столице.

Крепкие середняки

Новые игроки активно потеснили по числу магазинов других участников рынка. Так, сеть ЭКО маркет, которая в 2016 году входила в пятерку самых крупных FMCG-операторов, теперь лишь на восьмом месте. Один из старожилов рынка, который открыл свой первый магазин в Чернигове еще в 2003 году, наращивал сеть по 6-12 магазинов в год, в том числе поглощая небольших локальных игроков. В 2016 году общее число магазинов выросло до 114. И в течение трех лет ритейлер поддерживал эту стабильность. Лишь после того, как в 2018 году компания приобрела розничный бизнес торгового дома Avanta Group, в который входили 43 магазина Колибрис и 15 франчайзинговых торговых точек АВС маркет, ее сеть расширилась до 148 точек в 19 областях. Что позволило ритейлеру удержаться в топ-5, но после этого процесс пошел в обратном направлении и в 2021 году у ритейлера было только 137 магазинов в 15 областях страны. Тем не менее, менеджмент сети полон решимости снова развернуть эту тенденцию.

Еще один ритейлер, преодолевший рубеж в 100 торговых точек в 2015 году – сеть Рукавичка компании Львовхолод. Тогда же она вышла за пределы Львовской области. Первый супермаркет был открыт в городе Перемышляны, Львовской области в 2003 году, а в 2016-м сеть также состояла из 114 магазинов в Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях. В 2020-м она расширилась до 179-ти магазинов в семи областях, открывая по 18-20 магазинов. Что позволяет ритейлеру по-прежнему входить в топ-5 самых крупных сетей Украины, пропустив вперед сеть КОЛО.

Подающие надежды

Среди топ-10 продуктовых ритейлеров Украины есть и сравнительно молодая (основана летом 2015 года) сеть семейных супермаркетов Делві. Первые магазины под вывеской Делві появились в мае 2015 года в городе Днепр, а уже в начале 2016 года сеть насчитывала 45 заведений в городах Днепр, Кривой Рог, Павлоград, Кропивницкий и Черкассы. По итогам 2016-го сеть выросла сразу до 120 магазинов. В 2017 году компания перевела свой офис в Киев и открыла распределительный центр в Кривом Роге. Правда, ее планам до конца 2017-го довести количество торговых точек до 200, а к 2021-му – до 1000 маркетов, не суждено было сбыться. Несмотря на то, что было открыто 36 новых объектов, в 2017 году общее число магазинов сократилось. Только в 2020-м наметилась позитивная тенденция и Делві вошла в топ-5 сетей по количеству открытых точек вместе с АТБ-маркет, КОЛО, Fozzy, М’ясомаркет. В прошлом году к началу октября число магазинов достигло 149-ти и до конца года было открыто еще восемь торговых точек.

В прошлом году в топ-10 попала также сеть экспресс-маркетов Сім23, которая возникла в Луцке в конце 2012 года. Сеть развивает концепцию convenience store — минимаркет с акцентом на food-to-go. Торговая площадь объектов колеблется в пределах 70-200 кв. м, с двумя-тремя кассами. Компания также имеет собственный распределительный центр в Луцке и фудцентр по производству готовой пищи (сандвичей, печенья и т.д.). В 2016 году сеть насчитывала всего 52 торговые точки и прибавляла каждый год по 5-10 магазинов, что было обусловлено дефицитом подходящих мест для открытий. Перелом случился в 2020-21 годах, когда карантинные ограничения привели к изменению поведения покупателей и магазины возле дома стали пользоваться особой популярностью. Так, на конец 2019-го сеть насчитывала 72 магазина, расположенных в 4 областях Украины, а уже 1 июля 2021 года был открыт сотый магазин и до конца года общее количество торговых точек выросло до 123-х.

Наконец, замыкает десятку самых крупных ритейлеров по числу магазинов сеть львовских магазинов Близенько. Первый магазин этой сети открылся 29 мая 2013 года во Львове. Сеть продуктовых магазинов Близенько работает в формате «магазин у дома». В основу бренда заложено намерение быть ближе к потребителям, чтобы удовлетворить потребность в товарах первой необходимости — продуктах питания и непродовольственных товарах. Динамика открытия магазинов площадью от 100 до 250 кв. м впечатляет: сначала 4 новых точки, потом 15, а в 2020-21 годах открывалось по 26 и 29 магазинов соответственно. В июле 2021-го ритейлер преодолел отметку в 100 магазинов и вышел за пределы Львовской области. Теперь их уже 119.

В то же время не исключено, что кого-то из них вскоре сменит в рейтинге сеть Файно маркет из Кропивницкого, которая приобрела летом 2021 года черкасскую сеть Абсолют и тем самым может увеличить свою сеть сразу до 120 магазинов.

Также высокие темпы роста показывает сеть Домашний маркет. Так, за три квартала 2021-го она открыла 45 магазинов. Как сообщили RAU в компании, по состоянию на конец 2021 года работает 114 магазинов (из которых 79 – магазины самообслуживания, остальные – прилавочного типа): Домашний маркет – 54, PRO – 19, Osnova – 6. Для сравнения: год назад была всего 71 торговая точка. Также в 2021 году по разным причинам было закрыто 11 магазинов. Большая часть торговых точек сети находится в Виннице и Винницкой области, Киеве, Житомире и Житомирской области.

Сошедшие с дистанции

Любопытно, что примерно треть торговых сетей, которые еще пять лет назад входили в топ-10 по числу торговых точек, покинули рынок. Так, в 2018-м уже упомянутые магазины Avanta Group были куплены сетью ЭКО маркет, магазины Фуршет в прошлом году перешли к Fozzy Group, в конце 2020-го прекратили свое существование торговые сети Пакко и Вопак волынского Пакко Холдинг, а за год до этого обанкротилась торговая сеть Брусничка, которую развивала компания Украинский ритейл Рината Ахметова.

Читайте также —

Осенний набор: топ-10 украинских продуктовых сетей по числу магазинов и темпам открытий


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка