Развитие вопреки: украинский fashion-ритейл приспосабливается к новой нормальности

Развитие вопреки: украинский fashion-ритейл приспосабливается к новой нормальности

30.12.2020 12:19
  175
rau

Эксперты международной компании Colliers International, одного из ведущих консультантов на рынке коммерческой недвижимости Украины, проанализировали состояние отечественного рынка fashion-ритейла.

Читайте українською

Украинская fashion-индустрия поймала волну популярности в период после 2014 года. Для перспективных молодых брендов это стало толчком для развития собственной розничной сети. Однако обстоятельства, в которых оказался рынок торговой недвижимости в 2020 году, скорректировали планы каждого оператора, а для некоторых развернули ситуацию на 180 градусов.

Эксперты международной компании Colliers International проанализировали, в каких условиях оказались украинские бренды, и сколько из них смогут пройти этот кризис без полной потери физической сети. RAU публикует основные тезисы этого исследования.

Новые условия работы

Умеренный спад темпов развития национальные fashion-бренды начали ощущать еще до начала коронакризиса. После высокой активности в 2014-16 годах, часть украинских fashion-стартапов закрепила свои прочные позиции на рынке, а слабые — отступили. В дальнейшем выход на рынок сильных международных игроков масс-маркета, в частности H&M, усложнил их планы развития.

Карантин 2020-го стал сильнейшим ударом для всей модной индустрии в целом. Украинским брендам, в частности, пришлось скорректировать свои планы развития. Посткарантинний период сложнее переживает малый бизнес, а именно ритейлеры, развитие которых ограничивается несколькими розничными магазинами. Для отдельных операторов худшим следствием весеннего локдауна стало закрытие своего бизнеса. Более крупные сетевые операторы выдержали удар. Одни из них открывали новые магазины, но большинство планировали стабилизацию бизнеса и оптимизацию дохода в ближайшие годы.

Ставка на онлайн

Безусловно, влияние карантина ощутили на себе все ритейлеры, но часть розничных операторов, которые реорганизовали и оптимизировали бизнес, а также освоили нишу e-commerce еще до ограничительных мер, смогли сохранить свои позиции на более или менее приемлемом уровне. Лишь отдельным брендам, представленным в торговых центрах в street-ритейле / шоу-румах, удалось удержать своего клиента. Отсутствие развитого онлайн-канала стал весомой причиной, по которой украинским брендам сложно было поддерживать бизнес дополнительным уровнем продаж в новых условиях.

«Одним из ключевых трендов украинского fashion-ритейла является повышение активности онлайн. Ритейлеры испытывают все возможные каналы, в частности маркетплейсы, которые могут увеличить продажи. А также стремятся выжить и сохранить свою аудиторию, и лишь единицы — нарастить ее. Большинство украинских брендов всегда находились в режиме жесткой конкуренции, в частности со стороны международных операторов. Карантин еще больше препятствуют реализации планов. Именно онлайн сейчас для многих является приоритетным вектором развития», — отмечает Игорь Заболоцкий, ведущий эксперт Colliers International (Украина) в сегменте торговой недвижимости.

Почему украинским брендам нужны ТРЦ

К распространению пандемии бренды стремились занять локации в ТРЦ, поскольку видели в этом более активный потенциал развития по сравнению со street-ритейлом. Но, несмотря на стабильность в предыдущие годы, в результате карантина, украинский fashion-ритейл так и не смог занять прочные позиции на рынке и закрепиться на одном уровне с устойчивыми розничными сетями.

Сейчас локальные бренды составляют около 12% от общего количества fashion-операторов в лучших ТРЦ Киева (по версии RAU Awards 2020).

Владельцы торговых центров по-прежнему не видят в них приоритетных арендаторов, за исключением отдельных брендов, которые имеют достаточно широкую сеть и опыт развития в рамках ТРЦ. В основном торговые центры отдают предпочтение знаковым операторам с широкой потребительской аудиторией, которые демонстрируют более высокие показатели товарооборота и привлекают дополнительный трафик посетителей.

В современных условиях для большинства локальных игроков сегмента fashion вход в качественные торговые объекты стал финансово неподъемным из-за уровня арендных ставок и сложившейся ситуации с продажами самих операторов. Действующие ставки аренды могут позволить себе только отдельные украинские бренды, которые уже имеют функционирующую сеть.

Следует отметить, что национальные бренды в меньшей степени зависят от зарубежных партнеров, чем иностранные. Это позволяет быстрее реагировать на меняющиеся правила игры в виде введения тех или иных правительственных ограничений в существующих условиях. После завершения весеннего жесткого локдауна некоторые украинские бренды готовы были открываться и могли продемонстрировать обновленный ассортимент. В то же время представленные в Украине некоторые международные бренды имели проблемы с поставками и реализовывали остатки прошлых коллекций.

Развитие вопреки

Мировая практика показывает, что многие международные ритейлеры на старте своего развития заручались государственной финансовой поддержкой, которая помогала им расширить свое присутствие на других рынках, в том числе и в Украине. Например, ряд турецких брендов получали поддержку от своего правительства.

Украинские бренды сталкиваются с рядом ограничений для развития розничной торговли и производства качественных коллекций в больших объемах в рамках своей страны:

  • отсутствие внешнего финансирования;
  • высокие налоги;
  • отсутствие поддержки со стороны государства.

Как результат, развитие растягивается на длительные периоды, а физическая розница обычно ограничена одной торговой точкой.

При этом, как отмечает Екатерина Балакай, старший консультант департамента торговой недвижимости Colliers International (Украина), украинские fashion-бренды достаточно перспективные для развития и имеют следующие преимущества:

  • большинство коллекций высокого качества;
    доступные цены;
  • ряд производителей не зависят от международных производителей, предлагают быструю доставку и активно развиваются онлайн;
  • возможность оперативной реорганизации, оптимизации бизнес-процессов, а также умение
  • приспосабливаться к реалиям рынка, по сравнению с международными игроками, представленными на территории Украины;
  • более тонкое понимание предпочтений и потребностей украинского потребителя.

«Мне кажется, новые украинские бренды имеют прекрасные перспективы в эффективном управлении. Мы не имеем права на крупные стратегические ошибки из-за ограниченности ресурсов, но новые digital-каналы для привлечения и коммуникации с клиентами однозначно позволят сильным и активным украинским брендам быть популярными и развиваться. Совершенно точно можно сказать, что просто делать хороший продукт недостаточно, нужно уметь его продвигать и продавать», — добавляет Игорь Красный, владелец бренда The Lace.

Справка. Colliers International (NASDAQ, TSX: CIGI) — это ведущая многопрофильная компания по предоставлению профессиональных услуг, в том числе управление инвестициями в сфере коммерческой недвижимости. Офисы компании представлены в 68 странах мира с численностью более 15 000 сотрудников. В 2019 году в сегменте управления инвестициями находились активы на сумму $33 млрд.

Читайте также

Аналитика Colliers: торговая недвижимость Центральной и Восточной Европы начала восстанавливаться


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Владимир Матвийчук: В своем новом проекте GABAR я вижу большой потенциал, сеть Галя Балувана развиваем с действующими партнерами

Владимир Матвийчук: В своем новом проекте GABAR я вижу большой потенциал, сеть Галя Балувана развиваем с действующими партнерами

Соучредитель сети Галя Балувана и владелец бренда Multi Cook рассказывает о концепции своего нового проекта – сети...
time icon  
  285
Все новости рынка