Дождались: кто из украинских модных брендов сохранил свои позиции на рынке после первой волны массовой моды на made in Ukraine

Дождались: кто из украинских модных брендов сохранил свои позиции на рынке после первой волны массовой моды на made in Ukraine

17.05.2023 09:00
  1580
Костянтин Симоненко

Спрос на украинское снова в тренде. Отечественный бизнес имеет уникальный шанс интегрироваться с мировым ритейлом благодаря большому спросу на made in Ukraine: в 2022 году из-за уничтожения многих украинских предприятий словосочетание «Сделано в Украине» стало на вес золота.

Сейчас некоторые украинские поставщики, следуя за клиентом, выходят за пределы национального рынка, в частности, в Польшу. В то же время, в прошлом году в Украине иностранные ритейлеры, такие как Usupso и O!Some, а также бренд бьюти-маркетов ISEI, предложили свои полки украинским производителям. Как отмечают ритейлеры, запрос на украинское стал очень большим и этой стремительной тенденцией стоит воспользоваться. Тем более когда ряд иностранных конкурентов приостановили деятельность в Украине или вообще покинули наш рынок. Это позволяет украинскому бизнесу заявить о себе и занять собственную нишу в Украине и за ее пределами. RAU представляет подборку отечественных брендов в сегменте fashion, которые одними из первых «оседлали» эту волну еще после 2014 года и смогли удержать свои позиции.

Всі. Свої

Маркетплейс украинских брендов, сделавший ставку на открытие физических мультибрендовых магазинов, перед полномасштабным вторжением россии оказался в тяжелом финансовом положении. В 2021 году Всі. Свої задолжали средства за реализованный товар 223 поставщикам из 320, с которыми работала последние годы. Однако уже через шесть месяцев после российского нашествия на Киев и, несмотря на финансовые проблемы из-за пандемии, на Крещатике снова открыли двери оба магазина Всі. Свої.

Напомним, первый магазин Всі. Свої открылся на Крещатике, 27 в сентябре 2016 года – через год после того, как основательница Анна Луковкина запустила ярмарки (маркеты) на Андреевском спуске, на которых продавали только украинские товары. Тогда многие отечественные модные бренды закрыли свои шоу-румы, чтобы эксклюзивно быть представленными на Крещатике, 27.

В 2018 году на Крещатике, 34 открылся магазин «Всі. Свої | Дім та декор». Позже появились магазины в ТРЦ Lavina Mall (2019 год) и ТРЦ Retroville (2020 год). Однако магазин в ТРЦ Retroville так и не стал рентабельным, поэтому его закрыли через год еще во время пандемии.

Сейчас, в отличие от других похожих проектов типа мультибрендовых магазинов U Dress и универмага украинских брендов Names’UA в ТРК Проспект, которые не пережили период падения интереса потребителей к отечественным брендам, сеть Всі.Свої продолжает работать и готовиться к летнему сезону.

VOVK

Авторский бренд женской одежды VOVK в 2012 году основали супруги Татьяна и Виталий Семенченко. Сейчас их компания – один из самых быстрорастущих украинских ритейлеров.

Первый магазин площадью всего 7,5 кв. м открылся в Вышгороде Киевской области. За 10 лет компания превратилась в известный по всей Украине бренд с 47 студиями в 20 регионах страны. В 2023 году, как указано на сайте компании, студии расположены в 24 городах. Только в Киеве открыто 11 точек, по четыре во Львове, Одессе и Харькове (в настоящее время работает две), по три – в Виннице и Полтаве, а также магазины почти во всех областных центрах и некоторых городах районного масштаба. Всего из 50 локаций открыто 46.

В 2018 году компания запустила новый бренд – VOVK Accessories, но, как показал опыт работы этих небольших торговых точек площадью до 30 кв. м, лучше реализовывать аксессуары в одном помещении с одеждой.

Также компания удачно сочетает производство на собственных фабриках с ритейлом, что позволяет делать все быстро и качественно, реагируя на потребности рынка. Расположение фабрик в разных регионах страны увеличивает устойчивость бизнеса.

Must Have

Национальный бренд женской одежды MustHаve работает на рынке с 2010 года. Владельцы компании – Анастасия Дзюба и Анна Бец (Коваленко). Кроме сети магазинов, в которую входит 10 торговых объектов в Киеве и Львове (из них восемь в ТРЦ), соучредители развивают интернет-магазин и собственное производство в городе Бердичев.

В 2019 году изменили расположение трех магазинов (в частности, закрыли магазины в Харькове и Одессе) и добавили два новых, но вернуть инвестиции до локдауна не успели. Чтобы выжить, пришлось перейти на «бережное производство», сократив большие коллекции (по 150 артикулов) и разбив их на маленькие партии по 8–12 артикулов в неделю. Специально для онлайн продаж запустили демократический бренд Zoe для Instagram. Перед войной компании удалось превзойти показатели 2019 года, но война снова заставила менять все. Первоначально примерно 70% загрузки производства пришлось на изготовление балаклав и тактических жилетов для военных. Затем компания запустила новые актуальные товары, например, дроп с патриотическими надписями, вышиванки, впервые запустили коллекцию мужских футболок. Все это хорошо продается и помогает бизнесу оставаться на плаву.

Arber

В ноябре 2022 года украинская сеть Arber открыла свой первый магазин вне Украины – в Грузии. Площадь торговой точки в ТЦ East Point в Тбилиси составляет 176 кв. м. В Украине сейчас работает 71 магазин в столице и 15 областях.

Основатель компании Григорий Арбер начинал в 1990-х с собственного ателье по пошиву мужских костюмов в Одессе. По состоянию на 2019 год компания имела уже четыре фабрики, расположенные в Одессе, Вознесенске и Тульчине. Тогда же заявлялось о работе 107 магазинов. Нынешний владелец компании – одесский бизнесмен Юрий Шпирт.

За три десятка лет компания превратилась в вертикально-интегрированный fashion-холдинг в Украине и активно экспериментировала с разными форматами торговли и брендами. Хотя еще в 2006 году была создана линия женской одежды Arber Woman, к 2020 году бренд работал исключительно с мужчинами. Но в год пандемии, когда спрос на деловую одежду упал, женская коллекция вышла на проектный уровень и 45% покупок уже совершали женщины.

В 2020 году запущен новый формат Arber Megastore, который планировался как замена F’91 с ориентацией на одежду для всей семьи.

Giulia

История бренда Giulia началась с Новомосковской трикотажной фабрики, основанной в 1998 году в Днепропетровской области. Долгое время профессиональный производитель колготок, бесшовного белья и чулочно-носочных изделий ориентировался преимущественно на экспорт, отшивая изделия по итальянским технологиям для многих мировых брендов. Однако в 2013 году была запущена собственная розничная сеть, которая к 2021 году выросла до более 70 торговых точек в 16 городах страны. В частности, в 2018 году Giuliа поглощает торговую сеть Gatta из десяти магазинов. При этом владелец компании Михаил Ющенко намерен открыть 250 магазинов в Украине. В настоящее время работает 66 магазинов в 12 городах Украины.

Во время пандемии в 2020 году ритейлер открыл интернет-магазин giulia.com.ua и запустил магазины нового формата, значительно расширив ассортимент Giulia и запустив собственное производство домашней одежды. Даже в трудные времена российского вторжения компания продолжает развиваться и открывать новые торговые точки, в том числе – первый магазин в Австрии в торговом центре Westfield Donau Zentrum (г. Вена).

Goldi

Бренд Goldi в 2013 году учредила семейная пара Олег и Галина Червонюк. За пять лет до этого они приобрели Ровенский Льнокомбинат, на мощностях которого начали производить женскую и мужскую одежду. В 2014 году предприниматели приняли решение масштабировать сеть Goldi и на волне роста популярности украинских брендов эта идея полностью себя оправдала. Розничная сеть сумела не только успешно закрепиться на украинском рынке (29 магазинов в 14 городах), но и выйти за границу, открыв в 2017 году два торговых объекта в Польше. Однако во время локдауна руководители не могли попасть в Польшу, коммуникация с польским отделом была минимальной и поэтому это направление было закрыто.

Также в 2014 году расширились производственные мощности за счет покупки двух фабрик в городах Нетешин и Шепетовка. В 2016 году добавилась новая фабрика в городе Волочиске Хмельницкой области. В результате Goldi является одним из немногих производств полного цикла, с собственными швейными фабриками и цехами по производству тканей и собственной розничной сетью. И само производство приносит половину дохода компании.

Yanser Group

Yanser Group – крупная украинская компания в области дистрибуции и производства нижнего белья, трикотажа и чулочно-носочной продукции в Украине. Компания принадлежит украинскому бизнесмену Сергею Клименко. Сначала предприниматель занимался производством в Польше и импортом в Украину чулочно-носочной продукции (в том числе и других производителей). Свой первый специализированный магазин под брендом К-Маркет открыл в 2001 году. Затем последовали магазины под брендами 75В (2004 год), L’etude (2007 год), Білизна.Street (2010 год) и Kleo (2015 год). Во время мирового экономического кризиса 2008 года компания первой в Украине реализовала в торговле бельем систему cash&carry: открыли семь оптовых центров Янсер Market4Pro по всей стране. Эта стратегия успешно работала в 2009–17 годах. В 2018 году все оптовые центры закрыли и инвестировали в развитие B2B-платформы (b2b.yanser.com), переведя в онлайн все заказы, оплаты и отгрузки. От фабрики в Польше тоже отказались, увеличив производство в Киеве и в Харькове. До войны в портфеле компании было только три розничные сети магазинов: магазины женского белья и домашней одежды Kleo (38 торговых точек в Украине), магазины чулочно-носочной продукции для женщин и мужчин Legs (К-Маркет, 25 точек) и Білізна.Street (20 точек), где среди прочего представлена продукция под брендом Naviale. Всего 83 магазина (против более 200 торговых точек в 2017 году).

Estro

Бренд Estro работает на украинском рынке с 2012 года и представлен 29 розничными магазинами в 11 регионах Украины и интернет-магазином estro.ua. Больше всего торговых точек компании работает в Киеве (8 локаций), Луцке (5) и Львове (4). Кроме разнообразной линейки обуви для мужчин и женщин, бренд Estro известен коллекциями сумок и портфелей, кошельков, ремней и солнцезащитных очков. В последние годы компания активно развивала направление создания одежды, преимущественно для женщин. Существует отдельная спортивная линейка для активной аудитории.

RicaMare

Развитие украинского бренда женской одежды RicaMare началось в 2004 году с небольшого семейного бизнеса – дизайнерского бюро. В 2012 году компания начала развитие собственной розничной сети, первый фирменный магазин RicaMare был открыт в ТРЦ Караван в Харькове. В 2015 году компания запустила продажу франшизы. Самый большой скачок в развитии производства был в 2014-15 годах, когда только появилась мода на все украинское. В этот период производство выросло в четыре раза.

В настоящее время сеть фирменных магазинов насчитывает только четыре торговых объекта в Харькове, Кропивницком, Каменце-Подольском и партнерский магазин в столичном ТРК Проспект. С 2019 года ритейлер сосредоточился на развитии онлайн-коммерции, в том числе на польском рынке.

RITO Group

Бренд основан в 1991 году. Первые изделия основательница фирмы Татьяна Абрамова с подругой шили с помощью маленькой вязальной машинки Brother, а теперь RITO управляет собственной фабрикой в Броварах. Кроме трикотажной одежды с 2016 года выпускаются подушки, пледы и другой домашний текстиль. У компании два собственных магазина в Киеве и сеть оптовых и розничных покупателей в Украине и за рубежом. Кроме того, в 2018 году RITO запустила новый премиальный бренд дизайнерского трикотажа 91 LAB, ориентированный на мировой рынок.

W8less

W8Less – это украинский бренд женской и мужской одежды и аксессуаров. Его основали Анна и Даниил Шаш в 2014 году. Вся одежда бренда создается и производится в Киеве на собственном производстве, а продается в интернет-магазине и в нескольких офлайновых точках. Предприниматели начинали с небольшого шоу-рума, затем открыли аутлет на Воздвиженке, а в конце 2017-го – торговый объект площадью 420 кв. м на столичном ВДНХ. Кроме этого, продукция бренда представлена в магазине Всі.Свої на Крещатике. Сейчас работает шоурум на ВДНХ, Воздвиженке и ул. Большая Васильковская, 27

Promin

Долгое время Promin выпускал на Львовской трикотажной фабрике в основном масс-маркет: футболки и белье, которые реализовывались оптом. Однако в 2015 году совет директоров компании решил выводить на рынок собственный бренд одежды. Первый магазин розничной сети был открыт в столичном ТРЦ New Way. Сейчас большинство торговых точек компании работают в Киеве (12), две во Львове и три в Виннице. Еще по одной – в Борисполе и Чернигове. В них теперь продают и другую одежду брюки, куртки и т.д.

Week

Week – относительно молодой украинский бренд женской одежды, вся продукция которой производится на собственном производстве в Днепре. Ассортимент представлен в фирменном интернет-магазине week.life, а также в сети розничных дресс-маркетов. Производство началось в 2015-м, а развитие магазинов стартовало в марте 2017 года. В 2019 году сеть управляла восемью торговыми точками. Они работали как в street-формате, так и в больших ТРЦ. Открыто только два магазина в Днепре и по одному в Киеве и Львове. Соучредители и совладельцы компании – Елена Семенова и Андрей Терещенко.

Mida

Запорожская обувная фабрика Mida была основана в 1992 году. Сейчас это один из лидеров украинского обувного рынка. Первые фирменные магазины появились в 2003 году в Запорожье. Владеют компанией запорожские предприниматели Сергей Зубов и Виктор Прит. До войны сеть фирменных магазинов Mida состояла из более чем 100 торговых точек в разных регионах Украины. В настоящее время сеть насчитывает 12 фирменных торговых точек в Киеве и Запорожье.

A.Tan

Бренд Andre Tan – детище одного из известнейших дизайнеров Украины Андре Тана. Первый фирменный магазин бренда приступил к работе в 2010 году в Киеве. На начало 2019 года в 23 городах Украины работало 50 магазинов бренда общей площадью более 3000 кв. м. В 2014 году компания также запустила свой интернет-магазин atan.ua. Однако сейчас на сайте компании указано только 24 торговых точки в 15 городах, из которых работают всего 20 магазинов.

OLKO

Украинский бренд женской одежды и аксессуаров OLKO основан в 2002 году. Компания отшивает продукцию на фабриках Украины, Польши, Турции и Китая, реализуя ее в собственной розничной сети. Первый магазин бренда открылся в Киеве, а в 2019 году сеть OLKO была представлена уже 41 торговым объектом общей площадью более 7000 кв. м в 14 городах страны. В настоящее время на сайте ритейлера указано только 33 локации, из которых после начала войны открылись только 23 точки в 13 городах. Как указано на сайте сети, онлайн-заказы временно не принимаются.

Kacho Group

В 2015 году Kacho Group, основанная Алиной Качоровской, запустила серийную линию готовой обуви. С тех пор компания Kachorovska с семью сотрудниками превратилась в полномасштабное производство в Житомире с сотней специалистов и собственным дизайн-бюро. Колодки для обуви по спецзаказу начала изготавливать одна из фабрик Италии. В январе 2021 года был создан fashion-холдинг Kacho Group и запущен новый бренд обуви Melly и бренд одежды K.everywear. Сейчас в структуру бизнеса Качоровской входят три офлайн-магазина (два в Киеве и один в Одессе), два онлайн-магазина, три бренда одежды и обуви, а также кафе.

Gepur

Gepur – украинский бренд женской одежды, созданный в Одессе в 2010 году как первый на украинском рынке, работающий в формате Fast fashion. Такой формат подразумевает быстрое обновление продукции бренда, что позволяет постоянно подстраиваться к меняющимся тенденциям мира моды. Соучредители бренда Екатерина и Олег Садовские сначала отшивали вещи в других цехах, затем открыли собственное производство, где работали десять швей. Первый магазин открылся в столичном ТРЦ Lavina Mall в 2016 году. До войны бизнес рос в геометрической прогрессии, и за четыре года планировалось открыть 30 торговых точек. На 24 февраля 2022 года было открыто семь магазинов в Киеве и Одессе. Сейчас работают пять магазинов сети в Киеве и один в Одессе. Все они расположены в ТРЦ.

Anabel Arto

Anabel Arto – это известный украинский бренд, производящий белье, купальники и домашнюю одежду. Был создан в 2008 году, а уже с 2009 года компания развивает одноименную монобрендовую сеть магазинов в Украине и за рубежом. Основатели компании – супруги Андрей и Анастасия Дулины. В 2021 году была выпущена дочерняя торговая марка OBRANA.

На октябрь 2016 года в стране работало более 30 торговых точек Anabel Arto, а до войны сеть насчитывала более 100 собственных и франчайзинговых бутиков по всей Украине. А также пять бутиков Anabel Arto в Польше (г. Варшава) и четыре бутика в Болгарии (г. София и Пловдив). В настоящее время осталось работать 76 магазинов дилеров в 21 городе Украины и семь магазинов за рубежом.

К тому же из-за войны компания была вынуждена во второй раз за время своего существования перенести производство: в 2014 году мощности перевозили из Луганска в Харьков, а в 2022 – из Харькова в Винницу и город Червоноград Львовской области. В Харькове также еще производят домашнюю одежду, купальники и военную форму.

Cat Orange

Модный дом Cat Orange был основан в 2004 году в Киеве с первым бутиком на Подоле, в котором представили первую коллекцию коктейльных и вечерних платьев. Сейчас сеть магазинов бренда насчитывает всего 5 торговых точек в Украине из 11, которые сеть насчитывала в 2019 году, все они работают в столице. Основатели компании – Сергей и Елена Азаренко. Помимо розничной сети в структуру их бизнеса также входит собственный дизайнерский центр, производство одежды и интернет-магазин.

VD One

История VD One берет свое начало на заре 90-х, когда два украинских бизнесмена – Дмитрий Мороз и Валерий Родин – основали компанию Vuldi, которая занималась производством и розничной торговлей одежды. После расставания партнеров в конце 90-х Родин основал VD One и стал владельцем Барской швейной фабрики. На пике своего развития сеть магазинов бренда объединяла более 50 торговых точек в Украине. По состоянию на 2019 год сеть сократилась до 26 магазинов в 18 городах страны, а сейчас на сайте указано всего 14 локаций. Причем две точки в столице – магазины Lookraine.

Tuto Vzuto

Производство обуви марки Tuto началось на семейной мануфактуре в 2013 году. Были открыты четыре монобрендовых магазина в Киеве и Броварах, также были планы открытия фирменных магазинов в Одессе, Львове и Днепре. Но что-то пошло не так и осталось работать только два магазина: один в киевском ТРЦ Lavina Mall, а второй – в городе Бровары.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка