Коронакризис, новые форматы, громкие открытия, слияние и банкротство: 10 главных событий в ритейле и девелопменте Украины 2020 года

Коронакризис, новые форматы, громкие открытия, слияние и банкротство: 10 главных событий в ритейле и девелопменте Украины 2020 года

05.01.2021 08:30
  513
Дарія Осіїк

Обзор событий 2020 года, которые, по мнению команды RAU, сильно повлияли или даже изменили развитие сегментов ритейла и торговой недвижимости Украины.

Читати українською

Вполне возможно, что 2020 год войдет в историю украинского бизнеса как самый непростой и непредсказуемый. Пандемия коронавируса и последовавший за ней коронакризис внесли свои коррективы в планы ритейлеров Украины и всего мира: многим пришлось пересчитывать бизнес-планы, сокращать штат сотрудников и отменять запланированные открытия. Но в этом году также произошло и много знаковых событий, которые задали высокую планку и ознаменовали собой начало новой эпохи для всех игроков рынка.

Ассоциация ритейлеров Украины предлагает ознакомиться с самыми значимыми события 2020 года, которые повлияют и на ход 2021-го.

“Черный лебедь” года: всемирная пандемия коронавируса

Самым неожиданным и сокрушительным ударом для мировой экономики в целом и для ритейла в частности стала пандемия коронавируса. Локдаун и карантинные меры привели к сильнейшему экономическому кризису, который, по оценке экспертов, сопоставим с Великой депрессией 1930-х годов. 

Безработица, закрытие или существенное сокращение физической розницы, ресторанов и кинотеатров — всего лишь верхушка айсберга последствий пандемии. Коронавирус все еще продолжает свое шествие по миру, а это означает, что даже после адаптации к новой реальности последствия коронакризиса люди будут чувствовать еще нескольких лет.

Но, как известно, любой кризис — это не только падение и убытки, но и огромные возможности для роста и развития. Не удивительно, что даже при обвале рынков и сокращения мировой торговли во многих сферах произошел колоссальный скачок вверх. По оценкам экспертов McKinsey&Company, за 3-5 недель мир прошел путь развития, который в обычное время занял бы около десятити лет. Свои позиции усилили такие сферы как IT, медицина, фармацевтика, ритейл и образование. 

Главными трендами этого года стали: 

  • Диджитализация и омниканальность. Почти все крупные украинские ритейлеры открыли свои онлайн-магазины, организовали доставку и запустили новые форматы, которые предусматривают бесконтактные покупки.
  • Изменение потребительского спроса. В этом году люди начали существенно экономить. Частота покупок существенно сократилась, но при этом существенно вырос размер потребительской корзины — многие начали детально планировать шопинг и покупать впрок. 
  • Безопасность и позитивные эмоции. Для потребителей на первое место вышли здоровье и безопасность. Но из-за постоянного напряжения и сильной тревоги, люди стали очень нуждаться в большем количестве позитивных эмоций. Это укрепило позиции супер-брендов, которые гарантируют качество и вселяют чувство уверенности, а также позиции локальных производителей, которые делают ставку на экологичности и постоянной прямой коммуникации со своей целевой аудиторией.

Новый формат года: Ашан Pick Up Point

17 января 2020 года состоялся запуск инновационного формата точек продаж крупной продуктовой сети Ашан — Pick Up Point. Это самый маленький формат сети — около 50 кв. м, где можно приобрести 600-2000 наименований товара. Первый Ашан Pick Up Point в уличном формате открылся в феврале и находится всего в 250 метрах от метро Почайна (Петровка) в Киеве. Второй – в концепте residence – открылся в июне в столичном ЖК Комформ Таун. Третий Ашан Pick Up Point в формате residence начал работать 5 декабря в жилом комплексе Лико-Град на улице Композитора Мейтуса, 4. 

Главные задачи формата pick up point — привлечение новых клиентов, распространение и увеличение узнаваемости бренда Ашан, информирование об услугах, программе лояльности и преимуществах сети. В компании сделали акцент на скорость и качество обслуживания как офлайн, так и онлайн — в Pick Up Point можно быстро и удобно получить заказ с сайтов auchan.ua и auchan.zakaz.ua.

Основные инновации и сервисы Ашан Pick Up Point: планшеты для онлайн-заказов товаров из магазинов Ашан, pick up зона для получения интернет-заказов, обустроенная зона для кофе-брейка, наличие кассы самообслуживания, гибкость и ротация ассортимента в соответствии запросом клиентов.

Французский ритейлер планирует и дальше открывать инновационные Pick up point рядом с другими магазинами Ашан. Также компания запустила новый формат Ашан Drive.

Открытие года: life-style центр Retroville

Сразу после весеннего локдауна открыл двери для посетителей ТРЦ Retroville — это первый в Украине life-style центр, объединяющий все востребованные форматы в одном месте: досуг, спорт, развлечения и шопинг. Полное открытие торгово-развлекательного центра состоялось 1 августа 2020 года. В этот день ТРЦ посетило более 30 000 человек.

ТРЦ и БЦ Retroville расположен по проспекту Правды, 47. Общая площадь объекта — 118 990 кв. м, арендуемая — более 91 860 кв. м. Проектом предусмотрено 3245 машиномест наземного паркинга. Якорными арендаторами молла являются гипермаркет Novus (10640 кв. м), строительный гипермаркет Leroy Merlin (4805 кв. м), первый в Киеве кинотеатр Multiplex с новой технологией ScreenX, детский развлекательный центр Fly Kids (4640 кв. м), фитнес-клуб SportLife (4436 кв. м) с бассейнами и джакузи, а также самый большой фуд-корт в городе на 725 посадочных мест, где будут представлены 8 отдельных ресторанов, а также 16 операторов, в том числе McDonald’s, KFC, Salateira и другие.

Одна из особенностей Retroville — инновационность. ТРЦ внедрил современные решения для комфорта не только посетителей, но и арендаторов. Здесь впервые в Украине запустили в действие WiFi-систему Shopster. Эта технология позволяет анализировать поведение покупателей сразу по нескольким параметрам. На основе полученных данных можно постоянно совершенствовать рекламные и другие активности для стимулирования продаж.

“Выход на рынок” года: интернет-магазина IKEA в Украине 

Шведский мебельный гигант IKEA начал экспансию украинского рынка в онлайн пространстве и этой весной запустил свой интернет-магазин www.ikea.ua, где представлено около 3600 товаров для дома всех категорий. Сейчас в Киеве работает уже три пункта выдачи онлайн-заказов IKEA — в ТРЦ Lavina Mall, ТЦ Auchan Rive Gauche и ТЦ Metro Cash & Carry.

Покупатели могут выбирать, где и как забрать свой товар — в одном из пунктов для получения заказов в Киеве бесплатно или с помощью услуги доставки на дом. Служба доставки организована в сотрудничестве с компанией DB Schenker. 

В первом полугодии 2021 года IKEA также планирует открыть свой магазин в формате city store в киевском ТРЦ Blockbuster Mall.

Ритейл-события года: RAU Expo, RAU Awards и RAU Summit

9-10 сентября в столичном НСК Олимпийский состоялась IV Международная специализированная выставка индустрии ритейла и девелопмента — RAU Expo.

Гостями RAU Expo 2020 стали топ-менеджеры и собственники практически всех ключевых компаний розничной торговли и коммерческой недвижимости, а также организаций, предлагающих эффективные решения для ритейла и девелопмента. Среди гостей RAU Expo были Дмитрий Деревицкий (АЛЛО), Вячеслав Климов (Новая Почта), Борис Марков (АТБ), Руслан Шостак (EVA и Varus), Сергей Бадритдинов (Intertop), Алексей Зозуля (Фокстрот), Дмитрий Борисов (сеть ресторанов Димы Борисова) и много других.

Кроме экспозоны, в три потока проходили деловые конференции, на которых около 80-ти спикеров из украинских и международных компаний делились своим опытом, презентовали интересные кейсы и новые проекты, обсуждали актуальные проблемы отрасли, пути их решения и ключевые тенденции рынка. В общем программа состояла из 13-ти тематических блоков, которые отображали все стороны работы украиского ритейла.

В рамках RAU Expo 10 сентября также прошла IV ежегодная церемония награждения лучших ритейлеров и девелоперов Украины — RAU Awards 2020. На церемонии Ассоциация ритейлеров Украины наградила победителей конкурсов «Ритейлер года» и «Лучший ТРЦ/Shopping Centre Awards».

Лучшие компании сферы розничной торговли боролись за победу в 14-ти номинациях, еще в 6-ти номинациях за победу боролись интернет-магазины. Особый приз вручили самому успешному человеку из сферы розничной торговли: “Персона года в ритейле”, а также человеку, сделавшему наибольший вклад в развитие украинской интернет-торговли: “Персона года в e-commerce”. Победителей определили голосованием Экспертного совета, в который вошли представители профильных ассоциаций, ритейла, девелопмента, консалтинговых и брокерских компаний, и открытым голосованием участников рынка. Ознакомиться со списком всех победителей можно по ссылке.

Еще одним важным событием в сфере украинского ритейла стал RAU-Summit, который в этом году состоялся в формате ритейл-шоу в прямом эфире.

Из-за пандемии COVID-19, в этом году крупнейшее итоговое событие года рынка розничной торговли и коммерческой недвижимости RAU Summit проходило в онлайн-формате. Зрители могли не только наблюдать за ритейл-шоу в прямом эфире, но и задавать вопросы спикерам в специальном Telegram-чате и на странице мероприятия.

Ключевой темой саммита этого года стала «Новая реальность – новый ритейл». Эксперты рынка в прямом эфире делились информацией о мировых тенденциях и направлениях развития в сфере ритейла и девелопмента, аналитикой рынка и прогнозами на ближайший год. Выступления проходили в формате презентаций, интервью и панельных дискуссий. Всего программа включала в себя пять тематических сессий, на которых рассматривались самые важные вопросы работы ритейла в условиях карантина. 

Поглощение года: ритейлер Novus приобрел 100% уставного капитала компании Билла-Украина 

Окончание 2020 года ознаменовалось крупной сделкой между двумя игроками рынка FMCG: в начале декабря компания Novus сообщила об успешной покупке Billa и начале процесса слияния торговых сетей. 

По словам топ-менеджера продуктового ритейлера Novus Алексея Панасенко, компания планирует закончить интеграцию и перевести все магазины Billa под бренд Novus до конца ноября 2021 года. Во всех 35-ти приобретенных магазинах Billa будет проведен ребрендинг, который коснется не только внешнего вида и названия, но и всех бизнес-процессов внутри торговых точек. Руководство Novus подчеркнуло, что гарантирует выполнение всех предварительно согласованных договорных обязательств перед партнерами и контрагентами Billa.

Поглощение сети Billa позволит ритейлеру существенно увеличить охват целевой аудитории, приблизиться к лидерам рынка, увеличить свое присутствие на рынке и узнаваемость бренда Novus. В целом это событие существенно повлияет не только на деятельность сети, но и на развитие продуктового ритейла Украины в ближайшие годы.

Формат года: Food Market от Эпицентр 

В ноябре 2020 сеть Эпицентр запустила новое направление FOOD Market в формате shop-in-shop. Это полноценные супермаркеты с ассортиментом продовольственных товаров от фреш-группы (фрукты, овощи) до мясомолочной продукции в бакалеи, снеков, алкогольных и безалкогольных напитков. Ассортимент FOOD Market насчитывает около 5000 позиций. 

Уже открыто десять магазинов FOOD Market — в Виннице, Буче, Киеве, Черновцах, Мелитополе и два во Львове, Запорожье, Калуше и Первомайске.

В ТЦ Эпицентр «оптимального формата» их площадь составляет 600-650 кв. м, в обычных ТЦ — от 850 кв. м. Самый большой FOOD Market во Львове на ул. Городоцкой. В некоторых из магазинов FOOD Market имеют также собственные фуд-корты и функцию «to go» (кофе и сладости на вынос).

В 2021 году компания планирует открывать в действующих торговых центрах в течение года продовольственные магазины FOOD Market.

Портал НВ Бизнес со ссылкой на собственные источники сообщал, что для активизации развития собственного продовольственного направления Эпицентр может приобрести компанию Ритейл Групп, которая управляет 63-мя магазинами разных форматов под брендами Велика кишеня, Велмарт, ВК Экспресс и ВК Select. 

Развиртуализация года: Makeup открыл первый офлайн-магазин в Киеве

Осенью 2020 года крупнейший в Украине онлайн-ритейлер косметики и парфюмерии открыл свой первый физический магазин в Киеве, а в скором времени планирует запуск собственного шоу-рума в Польше. Первая офлайн-точка компании начала работу в столичном торгово-развлекательном центре Атмосфера. Общая площадь магазина составила около 260 кв. м, а площадь торгового зала — более 230 кв. м.

Здесь компания воплотила концепт шоу-рума, представив те продукты и бренды, которые клиенту желательно увидеть и попробовать перед покупкой. В частности, представила ведущие торговые марки luxury-сегмента, нишевую парфюмерию, интересные и редкие бренды косметики по уходу за лицом, волосами и телом. В целом на старте работы магазина в его ассортименте представлено более 4000 товаров всех основных категорий — парфюмерия, косметика по уходу за лицом, телом, профессиональные продукты для волос, продукты для мужчин и аксессуары.

По информации компании, сейчас сеть работает над подобным проектом в Европейском союзе, и в скором времени планирует открытие шоу-рума Makeup в столице Польши Варшаве.

Запуск года: три новых формата от МХП

В 2020 году крупнейший в Украине и Европе производитель мяса птицы — компания Мироновский хлебопродукт (МХП) — открыл розничные магазины трех новых форматов:

1. Гастростудия «Секреты шефа» – мясной магазин с интегрированным рестораном внутри. В нем можно купить готовую еду домой, приобрести продукты для приготовления или перекусить на месте.

2. М’ясомаркет – динамично развивающаяся сеть магазинов в формате у дома (convenient store), к концу 2020 года компания успела открыть 50 торговых точек по всей стране. Основная идея таких современных магазинов – облегчить жизнь каждой семьи и подарить новый опыт гастро-шопинга. В разработку концепции Мясомаркет было инвестировано более 5 млн грн. При этом в новый формат трансформируют часть точек Наша Ряба, которые также развивает МХП. 

3.Стрит-фуд Döner Market – сеть закусочных, в которой представлен качественный, здоровый продукт. В течение двух лет вместе с партнерами МХП планирует открыть в Украине около 2000 таких точек. 

Новые форматы МХП работают исключительно по франшизе. Пороговая сумма входа в бизнес М’ясомаркет МХП — $25 000. 

По словам ритейлера, франчайзинговая схема позволяет анализировать лучшие практики со всех регионов страны, собирать их воедино и кристаллизировать в наиболее эффективную бизнес-модель. Разносторонняя экспертиза франчайзи делает розничную систему от МХП более сильной и развитой.

Банкротство года: закрытие Вопак и Пакко

В середине декабря 2020 года стало известно, что Пакко холдинг — один из самых больших ритейлеров Западной Украины — закрыл все свои торговые точки. Освободившиеся площади уже начали занимать конкуренты. А около 500 поставщиков уже подали в суд с требованиями выплатить миллионные долги. Так, Глобинскому мясокомбинату сети должны около 3,6 млн грн, импортеру алкогольных напитков Дісна — 617 000 грн, а компании Галичина — 4,7 млн грн.

В лучшие годы Пакко Холдинг руководил больше чем 80-ю магазинами в девяти областях Украины. Но со временем бурное развитие пошло на спад. В 2019 в сеть Вопак входило 56 магазинов, а в Пакко — всего 10. Некоторые из них работали по франчайзингу. Сейчас в Луцке еще работает пять магазинов Вопак, которые вскоре после ребрендинга превратяться в супермаркеты Spar. Другие же площади начали занимать конкуренты: в Ровно на месте Вопак уже работает Сільпо.

Официально сетями владеет кипрский оффшор Си Би Ритейл Инвестментс Паблик Лимитед. Но инвестиционные банкиры, ритейлеры и поставщики связывают Пакко с основателем аграрного холдинга Ukrlandfarming Олегом Бахматюком, которым уже давно интересуются правоохранительные органы. Хотя сам Бахматюк отрицал факт владения компанией.

Читайте также — 

Отчаянная девятка: какие бренды вышли на украинский рынок в 2020 году


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка