Пропавшая посылка: какие сервисы доставки не выдержали конкуренции в Украине

Пропавшая посылка: какие сервисы доставки не выдержали конкуренции в Украине

03.11.2022 09:00
  718
Костянтин Симоненко

Фактическое закрытие почтового оператора Justin, принадлежащего владельцам сети Сільпо, заставило вспомнить и других неудачников на этом рынке. Мы собрали истории развития и упадка наиболее известных сервисов доставки и почтовых операторов, работавших на рынке Украины, но вынужденных закрыться.

Читайте українською

Дистанционное обслуживание покупателей в последнее время было одним из наиболее динамичных направлений развития ритейла. Поэтому неудивительно, что за последние пять лет на украинском рынке успели появиться и исчезнуть многие компании – от почтовых операторов до сервисов доставки еды из ресторанов. RAU собрала наиболее известные кейсы.

Justin – почтальон Fozzy Group

В сентябре 2017-го почтовый оператор Justin, входивший в Fozzy Group, согласно амбициозным планам его владельцев, должен был потеснить Нова пошта, Укрпошта и Meest Express. Отделения и почтоматы Justin планировали открыть во всех супермаркетах Сільпо и Фора. Чтобы найти клиентов, Justin начал активно сотрудничать с интернет-магазинами. Компания открывала кобрендинговые отделения с интернет-магазинами, например, с Rozetka, Lamoda, а первым был Parfums, переведший свои точки выдачи в Justin.

Его основным конкурентным преимуществом считалась концепция занятия ниши под условным названием «Забирать посылки по дороге домой»: вечером клиент заходил в супермаркет за продуктами и одновременно мог забрать посылку, которую накануне заказал в интернет-магазине. Однако этого не произошло. Как писал Forbes.ua, ссылаясь на одного из топов логистического рынка, которому известно о ситуации вокруг Justin, компании не удалось получить всех желаемых локаций в сети Сільпо. Из 540 отделений только около 220 размещались в торговых точках Fozzy Group. А цены на аренду в существующих местах были высокими.

Также не удалось объединить логистику Сільпо и Justin, как не удалось и организовать обслуживание почтоматов персоналом супермаркетов – пришлось нанимать отдельных работников. Justin пытался привлечь новых клиентов быстрой доставкой и держал тарифы чуть ниже тарифов Нова пошта.

Но оказалось, что украинцам все равно было ближе и удобнее забирать посылки с Нова пошта, поскольку сеть торговых точек Fozzy Group (585) была примерно в 35 раз меньше, чем сеть отделений и почтоматов Нова пошта (на 28 июля 2022 года — 20 361 отделение и почтомат).

Эти факты, высокая конкуренция, неудовлетворительные финансовые показатели значительно усложнили положение Justin. Открытое вторжение России 24 февраля этого года поставило последнюю точку в истории бизнеса, который развивался пять лет подряд – рынок интернет-торговли обвалился и за месяц компания фактически перестала существовать. Она только выдает посылки, которые клиенты должны были получить до закрытия отделений.

InPost вернулся в Польшу

Интересно, что международную доставку Justin пытался организовывать с польским оператором InPost (владелец компания Integer.pl S.A), до этого уже работавшим на украинском рынке и покинувшем его в мае 2017 года, то есть за несколько месяцев до начала работы Justin. Этот оператор сделал ставку на почтоматы и захватил 45% рынка Польши, но не смог закрепиться в Украине. В пресс-релизе компания сообщала, что решение о закрытии бизнеса было принято в феврале 2017 года, учитывая «отсутствие перспектив роста без значительных вложений в увеличение числа почтоматов». И это при том, что компания сама производила оборудование и разрабатывала софт. В конце 2016 года компания вышла с рынка россии, а в 2017 году также закрыла бизнес в Малайзии, Испании, Норвегии и Бразилии.

Как рассказывала в свое время региональный директор компании OMNIC Анна Снитко, причин ухода было несколько, но основная: изменение состава акционеров и пересмотр стратегии развития. Почтоматы перевезли в Великобританию и Польшу. Эффективность их почтоматов на польском рынке очень высока – более 120% (если считать по обороту – PTD – parcel turnover per day). Для сравнения: в расчетах, которые OMNIC производит для клиентов, берут за основу доходности показатель PTD от 40%. В январе 2021 года InPost вышла на Амстердамскую биржу с капитализацией $9,7 млрд.

Напомним, InPost вышла на рынок Украины в 2013 году и сотрудничала с компаниями Lamoda.ua, Oriflame и Avon. Объем инвестиций для выхода в Украину составил 5 млн. грн. На эти деньги за три года компания установила 40 почтоматов в Киеве. Для идеального покрытия столицы, по словам тогдашнего операционного директора InPost Ukraine Ксении Эйхлер, нужно было еще установить 40-50 почтоматов, уникальность которых была в том, что они располагались снаружи зданий ТРЦ и БЦ, станций метро и супермаркетов и доступны для клиентов круглосуточно.

Эксперты среди возможных причин провала InPost называют, в частности, неприятие сервиса почтоматов украинским потребителем; нежелание основных логистических операторов отдать свой поток на почтоматы.

ПриватБанк – большой, но неудобный посредник

Одним из первопроходцев на рынке доставки через почтоматы был ПриватБанк, который начал развивать этот сервис внутри 2014 года и уже весной 2015 года оперировал более 700 аппаратами. До конца 2015-го планировалось выдавать 1 млн посылок в месяц за счет расширения сети до 1300 терминалов, сделав ее самой крупной в Восточной Европе. Отметку в 1400 терминалов пересекли уже в сентябре того же года, но дальнейшее развитие почти остановилось. В дальнейшем работало 1460 почтоматов, посылки к которым доставляли все ведущие операторы. Но две трети отправлений обеспечивала Нова пошта.

Как и в случае с Fozzy Group, быстрому росту сети способствовали синергетические возможности группы Приват. Но здесь сказались проблемы первопроходца. Сложности начались по нескольким направлениям: продукт, по мнению Анны Снитко, был достаточно сырым и управлялся в полуавтоматическом режиме. Затем ПриватБанк был национализирован, а финансовые, технологические и операционные ресурсы стали для сети почтоматов недоступны. Дело в том, что во время национализации все направления ПриватБанка были выведены на отдельные юрлица и оператор почтоматов тоже.

Практически все компании, доставлявшие посылки в почтоматы ПриватБанк стали развивать свои собственные сети, потому либо снизили объемы доставки, либо вообще отказались от работы с ним. В частности, Нова пошта заявила, что работа почтоматов ПриватБанк до 18.00 не отвечает потребностям клиентов, многие из которых в то время еще находятся на работе и не могут воспользоваться сервисом.

Впоследствии летом 2018 года эта сеть терминалов была выкуплена Meest Express и стала частью почтоматной сети компании. Как отмечали в Meest Express, купили только оборудование, а не компанию оператора.

Ін Тайм не успел за временем

Логистическая компания Ін Тайм была основана в Запорожье в 2002 году и за 10 лет работы якобы прочно заняла свое место на рынке экспресс-перевозок. Она доставляла груз от 100 граммов до 10 тонн в любой населенный пункт страны. Клиентов обслуживали 302 представительства в 215 городах Украины. Этот оператор предлагал разные схемы доставки, в частности «от склада до склада» и «от двери до двери». Список дополнительных услуг включал поставки грузов в супермаркеты и особые условия доставки для интернет-магазинов.

«За 14 лет существования компания превратилась в обычную невнятную службу доставки с устаревшими бизнес-процессами или вообще с их отсутствием», — так в 2016 году охарактеризовала оператора на тот момент заместитель директора по маркетингу Ін Тайм Татьяна Чичикова. Поэтому было принято решение о глобальных изменениях в концепции.

Летом 2018 года гендиректор логистической компании Ін Тайм Сергей Грачев рассказал журналистам, что в результате инвестирования в IT-инфраструктуру и редизайн отделений, перестановке кадров в управленческой структуре Ін Тайм удалось в 2017 году увеличить общий объем отправок на 26%. Еще активнее росла доставка к двери клиента и в отделения – на 39,6% и 22,4% соответственно. В то время было ребрендировано 40% из 648 отделений, из которых 450 были открыты по франшизе. В общей сложности количество отделений планировалось довести до 720.

Однако фокус компании на изменении концепции в 2017 году оказал негативное влияние на качество обслуживания в отделениях, и только в 2018-м удалось вернуться на необходимые показатели. Чтобы развиваться дальше, компания закупила 100 почтоматов для собственной сети, поскольку прежде сотрудничала с польской сетью почтоматов InPost и терминалами от ПриватБанк. Но первая ушла с рынка, а график работы второй сети не устраивал клиентов Ін Тайм.

Компания инвестировала в информационную систему SAP, позволившую перенести бизнес-процессы в облако. Также был разработан и внедрен новый интерфейс взаимодействия с клиентами: сайт, личный кабинет, API, запущено мобильное приложение. В 2018 году планировалось запустить международную доставку.

Но, по мнению экспертов, оператор очень долго реализовывал решение в лабораторных условиях, и поздно начал выставлять почтоматы на внешних локациях. Рынок очень динамично развивался и не разрешал разрабатывать решения так долго. Поэтому уже в 2019 году начался процесс сворачивания сети почтоматов.

В свою очередь, участники логистического рынка говорили, что агрессивное развитие — это то, что погубило Ін Тайм. Логистика – низкомаржинальный бизнес (рентабельность 5-7%, максимум 10%), где доходность достигается на масштабах, а Ін Тайм так и не вышел на нужный оборот, чтобы быть стабильно прибыльным.

Поэтому уже в начале 2020 года портал MC.today сообщил о неплатежеспособности этого логистического оператора. 1 марта того же года в Ін Тайм официально заявили об остановке магистральной логистики и закрытии части отделений. Впоследствии многие клиенты судились с оператором за потерянные грузы и неполученную плату за посылки. После банкротства Ін Тайм компания Meest забрала франчайзинговые отделения в свою сеть.

В свое время совладелец службы доставки Нова пошта Владимир Поперешнюк объяснял банкротство Ін Тайм нормальным процессом очистки рынка от слабых игроков, устаревших технологий и ошибок менеджмента.

iPOST как донор Нова пошта

Схожие процессы происходили и на рынке курьерской доставки. В частности, в августе 2020 года владельцы Нова пошта купили курьерскую онлайн-платформу iPOST. Вячеслав Климов и Владимир Поперешнюк совокупно приобрели 81,46% уставного капитала компании Айпост Прогресс, владеющей сервисом iPOST. По мнению экспертов, цель сделки – получить доступ к IT-решениям и процессам компании для того, чтобы составить конкуренцию существующим в то время сервисам доставки Glovo и Rocket.

В самой Нова пошта сказали, что инвестируют в скорость и таланты. Также в компании добавили, что совместно с iPOST они привлекли крупных клиентов – АТБ и Fozzy.

iPOST – украинская онлайн-платформа курьерской доставки, основанная в 2016 году Максимом Плющевым и Сергеем Жмуди. Платформа объединяет курьеров и отправителей. Курьеры регистрируются в приложении iPOST, где находят заказы и доставляют их за оплату. С каждой доставки iPOST взимал комиссию.

Компания iPOST сумела через два месяца организовать доставку товаров из крупнейшей в Украине сети магазинов – АТБ. Быстрая доставка была введена из 1125 магазинов в 287 населенных пунктах Украины.

Как объясняли в компании, она работает по принципу Uber, когда ближайший курьер берет доставку в работу через мобильное приложение и сразу же выполняет ее. На момент покупки сервиса значительный толчок его развитию дала пандемия коронавируса, когда многие интернет-магазины начали сотрудничать с iPOST, что позволило им в разы увеличить объемы продаж.

Взлет и падение Rocket

Украинский стартап по доставке еды Rocket считался серьезным игроком на рынке, собирался покорять мир и оценивался в $50–100 млн, но закончил свое существование гораздо хуже: закрылся в 2022 году, задолжав ресторанам миллионы.

Как и все подобные сервисы в 2020-21 годах, Rocket активно рос на волне пандемии. Он работал с 3000 ресторанами в 25 городах Украины, выходил на иностранные рынки. Из-за ареста первого инвестора Тимура Рохлина зарубежными правоохранителями уже в феврале 2022-го Rocket начал испытывать проблемы с финансированием. Полномасштабная война забила последний гвоздь в бизнес.

В марте соучредители Rocket Алексей Юхимчук и Станислав Дмитрик сообщили сотрудникам, что нового владельца найти не удалось, проект заморожен, а команде лучше искать новую работу. После чего оба фаундера перестали выходить на связь.

Напомним, сервис доставки под названием Raketa в компании Pokupon был создан в 2018 году. Первый заказ был выполнен 5 марта 2018 года в Днепре. На запуск было потрачено около $200 000. 11 ноября 2019 года сервис начал действовать в Киеве, где открыли dark kitchen (в начале 2022 года в Киеве работало уже пять таких кухонь). В 2020 году компания активно привлекала новых партнеров, среди которых были KFC и McDonald’s, а также начала доставку продуктов из супермаркетов.

23 декабря 2020 года сервис переименовали в Rocket, он начал работать на Кипре. К началу 2022 года сервис увеличил свое присутствие в Украине с 8 городов до 29. Доставка Rocket из ресторанов стала доступна в семи странах ЕС (Нидерланды, Франция, Португалия, Испания, Кипр, Греция, Венгрия). Поэтому известие о прекращении деятельности стало настоящей неожиданностью для участников рынка.

Бегство Menu.ua и Uber Eats

В 2020 году рынок покинуло сразу два конкурента Rocket. Не добившись ожидаемых показателей, в Украине закрылись американская Uber Eats и армянская Menu Group (развивала сервисы menu.ua и eda.ua). Обе решили сфокусироваться на других странах. Menu Group покинула рынок примерно через год после того как купила летом 2019 года сервис заказов eda.ua – агрегатор, не имевший собственной курьерской службы. Это сделали для ускорения выхода на рынок. По официальной информации, eda.ua предоставляла услуги доставки еды из более чем 1500 ресторанов 29 городов Украины. На тот момент Menu Group уже работала в Армении, Грузии и Беларуси. К концу 2019 года компания планировала выйти на показатель GMV в размере $35 млн и достичь планового показателя выручки в $10 млн.

Основатель Menu Group Ваган Керобян увязывал неудачу с плохим знанием местного рынка, который он оценивал в 10-15 млрд грн. За два года в развитие сервиса планировалось вложить 100 млн. грн.

В Украине компания планировала придерживаться гибридной модели бизнеса – самостоятельно доставлять заказы готовой пищи в десяти городах под фирменным брендом menu.ua, а также работать как агрегатор в 29 населенных пунктах. Однако реально запустить сервис доставки еды удалось только осенью 2019-го, да и то только в столице.

К тому времени уже более полугода работал в Украине другой международный сервис доставки еды — Uber Eats (с февраля 2019-го). Украина стала 12 страной в Европе, где представлен такой сервис. Как объяснял тогда генеральный менеджер Uber Eats Украина Игорь Ковалев, по мере загруженности каждый ресторан сможет сам выбирать между своим курьером и курьером Uber Eats. На тот момент Uber Eats в Украине сотрудничал с 700 ресторанами и тысячами партнеров. За первые шесть месяцев работы Uber Eats в Киеве (сервис запустился в феврале 2019 года) объем заказов вырос на 80%, а суммы заказов выросли вдвое. Но новые предложения не слишком заинтересовали рынок и уже с июня 2020 Uber Eats решила прекратить работу не только в Украине, но и еще в шести странах. Uber Eats очень медленно развивался и не смог наладить работу с крупными сетями, такими как McDonald’s и KFC, что явилось одним из главных факторов их рыночного поражения. А без сотрудничества с подобными компаниями конкурировать на рынке доставки сложно. К тому же, по мнению тогдашнего руководителя украинского офиса Bolt Тараса Потичного (эта компания тоже запустила сервис доставки еды), чтобы выйти в прибыль, нужно не только вливать в дело финансы, но максимально быстро захватить значительную долю рынка. Иначе все теряет смысл. Кроме того, бизнес-модель должна учесть чужие ошибки и полностью локализовать бизнес.

Читайте также –

https://rau.ua/novyni/ukrainskij-rinok/#


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка