Сам себе почтальон: смогут ли почтоматы покорить Украину

Сам себе почтальон: смогут ли почтоматы покорить Украину

21.02.2019 08:15
  1416
Іван Зайцев

Почему одним компаниям удается успешно развивать сеть почтоматов, а другие закрывают проект, на чем зарабатывают операторы и какие перспективы данного направления в Украине

Читайте українською

В начале этого года в выставочном комплексе «Экспоцентр Украины» представители Книги рекордов Гиннеса зафиксировать мировой рекорд – самая большая автоматизированная система выдачи посылок. Всего одновременно были доступны 1182 ячейки, где хранились новогодние подарки для детей. Инициатором необычного рекорда стала международная компания OMNIC, специализирующаяся, в том числе, и на развитии сетей почтоматов.

Анна Снитко, региональный директор компании OMNIC и основатель проекта OmniCampus рассказала RAU, в чем заключаются сложности и тонкости управления сетью почтоматов, как выбирать локации и партнеров, и почему в будущем почтоматы обязательно станут привычной для украинцев обыденностью.

— Уже много примеров, когда компании, открывшие в Украине почтоматы, в итоге отказывались от проекта. Почему «не взлетело»?

— Официально закрыли проект и ушли с рынка только InPost. Все остальные операторы продолжают работу с разной степенью успешности. Это говорит о перспективности этого направления, несмотря на определенные сложности внедрения.

— InPost, ПриватБанк, Lamoda, Нова пошта, ИнТайм — проанализируйте кейсы этих компаний. Где ошибки?

— InPost ушла не только из Украины, но и из России, а также ряда других стран. Причин несколько, но основная: изменение состава акционеров и пересмотр стратегии развития. Почтоматы перевезли в Великобританию и Польшу. Эффективность их почтоматов на этом рынке очень высокая — более 120% (если считать по обороту — PTD — parcel turnover per day). Для сравнения: в расчетах, которые OMNIC делает для клиентов, мы берем за базу прибыльности показатель PTD от 40%.

ПриватБанк. Первая крупная почтоматная сеть на территории Украины. Быстрому росту сети способствовали синергетические возможности группы Приват. А сложности у сети начались сразу по нескольким направлениям:

  • Продукт, на наш взгляд, был достаточно сырой и управлялся в полуавтоматическом режиме;
  • ПриватБанк был национализирован, а его финансовые, технологические и операционные ресурсы стали для сети почтоматов недоступны;
  • Практически все компании, которые доставляли посылки в сеть Приват, стали развивать свои собственные сети, поэтому или снизили объемы доставки, или, вообще, отказались от работы с Приватом.

Сейчас, как известно, сеть выкуплена одним из логистических операторов, Meest Express, и стала частью почтоматной сети компании. Будем наблюдать за их развитием. Возможно это слияние вдохнет новую жизнь.

Нова пошта к теме почтоматов подходила фундаментально и несколько раз. Сначала пытались самостоятельно разработать решение, потом привлекли производителя терминалов. После того обратились к OMNIC для разработки кастомизированного решения и запуска почтоматной сети. Сейчас сеть Нова пошта насчитывает более 1000 устройств и 200 локаций и продолжает развиваться, совместно с OMNIC и нашим стратегическим партнером Modern-Expo.

ИнТайм очень долго реализовывал решение в лабораторных условиях, и только недавно начал выставлять почтоматы на внешних локациях. Рынок очень динамично развивается, и не позволяет разрабатывать решения так долго. Как мы наблюдали, их сеть сворачивается.

— Почему почтоматы так и не стали популярными среди пользователей?

— Главный сдерживающий фактор — отсутствие клиентского опыта. Это «лечится» на этапе запуска: информирование и обучение клиентов, мотивационная программа (бонусы, подарки, промоакции).

Любая инновационная технология проходит определенный путь, который может длиться 10-15 лет. Если считать, что почтоматы в Украине стали развиваться активно с 2013-го, то пик их продуктивности мы увидим в 2023 году. А сейчас технология выходит на “наклон просветления” и движется к “плато продуктивности”.

С точки зрения удобства пользования приведем несколько инсайтов с разных рынков. Рынок США — проводили исследование вместе с группой программы MBA в Berkeley и получили обратную связь: с почтоматами знакомы хорошо и регулярно ими пользуются.

Рынок Польши благодаря активному обучению рынка компанией InPost не представляет вообще жизнь без почтоматов. Вот пример как используются технологии

— По вашим расчетам, сколько надо вложить в развитие сети почтоматов, чтобы они были экономически эффективны?

— Мы используем финансовую модель, которая позволяет рассчитывать почтомат с точки зрения юнит-экономики одной ячейки. Ведь именно это является точкой оборачиваемости и окупаемости станции.

— А если идти по пунктам: какой необходим минимальный географический охват? Со сколькими операторами надо наладить сотрудничество? Какие локации могут принести успех? Какие тарифы и что обеспечит доход?

— Тут нет единой выигрышной комбинации, вариантов множество: все зависят от долгосрочных целей компании.

— Украинцы — довольно консервативные потребители, хотя потихоньку ситуация меняется. Сколько надо времени и денег потратить, чтобы убедить их пользоваться почтоматами?

— Сейчас происходит процесс принятия технология. На Новый год запустили социальную акцию на базе самого большого в мире почтомата, чтобы показать что инновации — это просто, а почтомат — легко и удобно. Тысячи людей стали пользователями почтомата.

В каждую из ячеек положили подарки для первых 1400 детей, родители которых регистрируются на сайте. А после того как подарки были получены, станция действовала как автоматический пункт продажи, где более 1000 взрослых смогли купить новогодние подарки, книги и другие приятные мелочи. Таким образом OMNIC продемонстрировала два бизнес-процесса на одновременно работающих 1182 ячейках: процесс выдачи подарков и вендинг в почтоматах, который до этого, как мы знаем, никто не применял. Получили очень много позитивных отзывов.

— Ключевой вопрос: как решается вопрос с возвратом товаров? Для любого интернет-магазина это весьма болезненный фактор, да и потребитель тоже не понимает, как это осуществлять в случае с почтоматом. Есть ли преимущества перед курьерской доставкой или получением в отделении?

— На самом деле это один из тех сложных участков электронной коммерции, который с помощью почтоматной технологии можно заметно облегчить. Клиент выбирает интернет-магазин, номер заказа, по которому делает возврат, размер ячейки или сама система предлагает на основе автоматического измерения весогабаритных характеристик, после этого интернет-магазин и курьер получают уведомление: товар ожидает. Это процесс с2b (CustomerToBusiness).

— Насколько охотно почтовые службы и интернет-магазины используют почтоматы? Как их можно заинтересовать? И чем?

— Тут все предельно понятно по приоритетам. Первое — это экономичный канал доставки, так как e-commerce — низкомаржинальный бизнес, где логистика составляет существенную часть затрат. Второе – это экономия времени. И третье — качественный клиентский сервис c минимальным человеческим фактором (т.е. более легко прогнозируемый) и в шаговой доступности

— В целом, на основании чего базируется оптимизм столь многих операторов в перспективности этой ниши, несмотря на многочисленные негативные примеры.

— Это вопрос не веры, а стратегического видения: самообслуживание развивается, а почтомат — один из типов станции самообслуживания.

Читайте также –

Последняя миля: топ-6 трендов 2019 года в сфере доставки и упаковки товаров


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка