От пиццы до цветов: какие вендинговые автоматы есть в Украине и почему их популярность растет

От пиццы до цветов: какие вендинговые автоматы есть в Украине и почему их популярность растет

2 дней назад
  108
Валерія Байда

Цветоматы, автоматы по приготовлению и продаже пиццы, ликоматы и многие другие варианты, когда ритейл внедряет роботизированные решения. RAU собрала интересные примеры, какие вендинговые автоматы уже работают в Украине.

Некоторые страны мира уже двумя ногами в роботизированном бизнесе, яркий пример – Япония, где с помощью вендинговых автоматов можно приобрести немало товаров – от лапши быстрого приготовления до суши и свежих яиц. К слову, в Украине тоже есть автоматы по продаже лапши.

Дмитрий Висин, Chief Product Officer в Modern-Expo Group, говорит, что Украина – один из лидеров по темпам внедрения автоматизированных сервисов в мире. Рынок открыт к технологиям, а потребитель готов к новым форматам. Это создает уникальную среду для быстрой адаптации к инновациям. К тому же у нас новые технологии внедряются быстрее европейских стран. «Несомненно, в странах Европы некоторые направления стартовали раньше, например, кассы самообслуживания в Великобритании или активное развитие почтаматов в Польше и Чехии. Однако в Украине эти решения масштабируются поразительными темпами», — отмечает Висин.

А по словам Владимира Полищука, эксперта в ритейл-маркетинге, в Украине роботизированные решения – это скорее вынужденный прогресс, потому что из-за полномасштабного вторжения ситуация на рынке труда критическая. «Я сейчас работаю с проектом продуктового микроритейла, где в качестве магазина выступает холодильный автомат с продуктами, доступ к которым можно получить через приложение. Такие точки идеально себя чувствуют в офисных центрах, подъездах многоэтажек и т.д.», — приводит пример Полищук.

Для украинцев действительно не удивительно самокассы в супермаркетах, кофематы, автоматы по продаже снеков и разнообразных напитков или питьевой воды. Однако есть и другие интересные примеры роботизированных решений в ритейле.

Почтоматы и микромаркеты

Modern Expo активно развивает направление роботизированных решений – от касс самообслуживания и почтоматов до микромаркетов нового поколения. Сейчас есть два производственных хаба – в Украине и Польше. Основное производство сосредоточено в Луцке: это мощная индустриальная площадка площадью более 75 000 кв. м. Завод в Люблине – площадью 12 500 кв. м – стал стратегическим шагом в развитии глобального присутствия компании. Он сосредоточен на производстве почтоматов и работает как логистический и бизнес хаб для европейского рынка.

«Почтаматы сегодня – одно из наших приоритетных направлений. К 2024 году почтаматы уже формировали около 20% дохода группы, и мы имеем стратегию удвоить эти показатели в течение ближайших пяти лет. Среди наших клиентов – Allegro, Sameday, DPD, Епіцентр, Media Expert, Castorama, Rozetka, Нова пошта. А недавнее партнерство с Royal Mail – это особый маркер доверия и признания на международном уровне. Это не просто контракт, а доказательство того, что украинский продукт отвечает самым высоким ожиданиям мирового рынка», – комментирует Дмитрий Висин, Chief Product Officer в Modern Expo.

Также Modern Expo развивает проект Conveniq – модульный Grab&Go – автономная точка продаж, работающая 24/7 без привлечения персонала. Пользователь авторизуется платежной картой, выбирает продукты, варит кофе, получает посылку из почтомата – и завершает покупку самостоятельно.

«И мы уже работаем над разработкой новых модулей, которые еще больше усовершенствуют бизнес-модель. Запускаем такие локации всего за два месяца, а возврат инвестиций для клиента начинается уже с 9-15 месяцев. Встроенное ПО гарантирует клиенту полный контроль над продажами, логистикой и техническим состоянием оборудования в реальном времени. Для бизнеса это новая модель масштабирования и проникновения в новые локации – офисы, вокзалы, учебные заведения, медицинские учреждения, производства и т.д. Для потребителя новый уровень удобства, скорости и доступа к качественному сервису. А для нас – одно из перспективных направлений глобального развития Modern Expo», – говорит Висин.

Почтоматы Нова пошта и Епіцентр

Летом 2016 года Новая почта начала развивать сеть почтаматов. Тогда планировалось открыть до 50 точек в городах-миллионниках. Первые заработали в столице в ТЦ Globus и ТЦ Печерский, говорится в сообщении компании. Сначала можно было получить посылки, оплаченные отправителем, а затем добавили функцию оплаты самостоятельно. На начало 2025 года сеть Нова пошта состоит из 13 208 отделений и 24 002 почтоматов.

Самый большой почтомат в сети – на 188 ячеек, установленный в столице

Одна половина почтмататов компании расположена внутри помещений и жилых комплексов, другая – на улице. Только в прошлом году компания установила 8410 почтаматов. В планах на 2025 год – открыть еще 11 000 точек сервиса.

Компания Епіцентр также устанавливает почтоматы, хотя в компании это не комментируют. Если оформить заказ на сайте epicentrk.ua, один из способов бесплатной доставки – почтомат. И только в Киеве, по данным сайта, есть 491 почтомат и два в Киевской области.

Мама, ну купи та Turbo Pizza

Предприниматель Виктор Оношко еще до полномасштабного вторжения начал развивать сеть вендинговых автоматов с детскими игрушками «Мама, ну купи».  Этой идее предшествовала другая – автомат по продаже готовой пищи в бизнес-центрах под названием «Мама приготувала», однако планы по масштабированию изменила эпидемия коронавируса. Компании начали переводить сотрудников на дистанционную работу, в офисы никто не ходил, поэтому актуальность подобного автомата свелась к нулю. Тогда предприниматель переделал старый автомат в новый – только теперь по продаже детских игрушек. Учитывая, что компания развивается по франчайзинговой модели, очень быстро масштабируется.

По словам Оношко в сети «Мама, ну купи» 150 автоматов в пяти странах, в частности, Украине, Польше, Румынии, Австрии и Италии.

Также в сентябре 2024 года стало известно, что Оношко пошел еще дальше – запускает новый вендинговый автомат Turbo Pizza, который готовит итальянскую пиццу всего за три минуты, без необходимости привлечения пиццаолы. По его словам, уже 11 автоматов работает в столице, по три в Черновцах и Ивано-Франковске, два в Ужгороде, один в Чернигове и еще 11 готовятся вот-вот к открытию, в том числе во Львове – пять.

Также два года назад в интервью RAU Виктор Оношко говорил о мечте запуска тампономатов, которые являются абсолютной нормой для Европы. Так что следим.

Компания АНЦ инвестирует в ликоматы и цифровизацию

АНЦ – первая из аптечных сетей, установившая ликоматы в аптеках для самостоятельного получения интернет-заказов. Первая точка появилась в 2021 году в аптеке в Запорожье. По состоянию на начало осени 2024 года по всей Украине было установлено около 200 ликоматов, которыми клиенты воспользовались более 700 000 раз. Ликоматы находятся непосредственно в помещениях аптек под брендами АНЦ, Копійка и Шар@.

«Кроме того, почти 30% товарооборота сети приходится на заказ в интернете, что подчеркивает важность развития онлайн-сервисов и автоматизированных систем выдачи заказов», — сказал в интервью RAU Николай Щербина, СЕО сети АНЦ.

Чорноморка устанавливает устричные автоматы

Кто действительно в этом году смог удивить – это владелица рыбных ресторанов Чорноморка Ольга Копылова. В январе 2025 года сеть ресторанов Чорноморка установила первый и единственный в Украине автомат со свежими устрицами в заведении на Подоле.

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от КИЇВСЬКА РЕВІЗОРКА 🤌🏻 (@salamatina)

Устрицы в нем находятся в воде при температуре 8-9 градусов – так же, как хранят их в ресторанах. Всего автомат вмещает 240 устриц, а планируется, что пополнять их запасы будут ежедневно. Также автоматы хотят устанавливать не только в заведениях сети, но и других, а также на АЗС, вокзалах и в бизнес-центрах.

«Я увидела аквариум с раками в Эстонии и подумала: почему бы не сделать автомат, но с устрицами, чтобы не доставать их оттуда руками?» – прокомментировала Forbes Ukraine Ольга Копылова, владелица сети рыбных ресторанов.

Флораматы или цветоматы

Автоматы с готовыми букетами цветов уже можно найти в столице, Львове и Житомире. К примеру, компания About Flowers развивает сеть флораматов, работающих в четырех локациях: ТРЦ Victoria Gardens, Duck’s Lake, ЖК Семицвіт и ТЦ ВАМ.

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от КВІТИ ЛЬВІВ | ABOUT FLOWERS | 24/7 (@aboutflowers.ua)

А студия цветов Flower Studio разместила свои цветоматы в столичном ЦУМ, в ТРЦ Respublika Park и с. Гатном. МВК Маш – украинская компания, создавшая эти современные флораматы.

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от ТРЦ Respublika Park (@respublikapark)

Автоматические камеры хранения

Автоматические камеры хранения – это об удобстве для путешествующих. Так, на железнодорожном вокзале в Киеве есть возможность оставить чемоданы в автоматической камере хранения, оплатить картой или смартфоном. Они находятся в кассовых залах на Центральном вокзале, на переходе между Центральным и Южным вокзалами и на Южном вокзале. «За безопасность собственных вещей можно не беспокоиться: все камеры сверхпрочны и под постоянным видеонаблюдением», — говорится в сообщении Укрзалізниці.

Эти автоматические камеры хранения изготовлены украинским производителем МВК Маш. «С 2013 года компания МВК Маш изготовила и установила более 486 автоматических комплексов в 34 странах мира. Из них 46 автоматических камер хранения установлены на автовокзалах, железнодорожных вокзалах и аэропортах Украины и Европы», — говорится в сообщении.

Носкомат

Еще в 2017 году украинский бренд носков Sammy Icon установил вендинговый автомат по продаже носков у центрального входа в столичный ТЦ Globus. Тогда один из создателей компании Филипп Литвинов рассказал, что идея была спонтанной. В мире уже давно существовали автоматы, которые продают футболки или очки, поэтому решили сделать то же самое, только с носками. При использовании автомата проблем не было, украинцы быстро поняли, как и что работает. Его емкость 240 пар, однако в планах было расширить количество, как и впоследствии установить и второй автомат. Покупать в носкомате было выгоднее, ведь носки в нем стоили дешевле, чем в магазине. Однако пока RAU не нашла подтверждения, что автомат работает до сих пор. А вот носки можно заказать на сайте Sammy Icon или в социальных сетях.

Як український бренд шкарпеток Sammy Icon встановив перший в Україні носкомат і що з цього вийшло

Табакоматы

RAU стало известно, что уже есть автоматы по продаже табачных изделий с подтверждением возраста покупателя. Реальных примеров установки мы не нашли, однако, думаем, скоро украинцы это увидят. Всё должно быть в рамках законов Украины. Подобные автоматы не могут располагаться вблизи дошкольных, школьных и вузов, в больницах, на детских и спортивных площадках и т.д. д. Но могут быть в супермаркетах как кассы самообслуживания, на вокзалах, метро, ​​ТРЦ, АЗС, парковках и т.д.

Принцип их работы следующий: платежная система получает запрос от покупателя по подтверждению возраста от «Дія», он открывает приложение и сканирует QR-код загранпаспорта или водительское удостоверение, система проверяет соответствие данных, и пропускает (или не пропускает) транзакцию.

Как видим, украинский ритейл активно развивается даже в непростых условиях военного времени. «Наша сила – в способности быстро тестировать и внедрять новые модели. Украинский ритейл менее инерционный, менее зарегулированный и благодаря этому более динамичный», — заключает Висин.


К последним новостям К популярным новостям Підписатись на TG канал

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка