
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Какие принципы и инструменты помогают строить лидирующую компанию и почему в условиях большой войны очень важно принимать решения, объединять людей и делегировать.
В материале Forbes 14 руководителей компаний поделились, как выводили свой бизнес в лидеры. В расчетах принималась во внимание динамика выручки 2021-22 годов, рентабельность, а также результаты работы в первом полугодии 2023 года. А RAU выбрала тех, кто связан с ритейлом.
Люди хотят работать в «человечных» компаниях, поэтому в войну важно фокусироваться на поддержке коллег, делать частые встречи с персоналом (в начале войны они были каждый день, сейчас – дважды в неделю) и больше доверять, тогда сотрудники пытаются оправдать это доверие.
Первый вызов – обеспечить безопасность труда. Сеть Аврора обслуживает 600 000 человек и очень нужна в Донецкой области и Херсоне. Когда сети в этих местах не было, цены умножились на три. Но важно найти баланс между безопасностью и бизнесом.
Второй вызов – работа над сплоченностью людей, поэтому в войну нужно больше работать именно с персоналом.
Важно, чтобы вся команда была на связи 24/7, при этом обсуждения общие, а ответственность – персональная. Мне одинаково важны и темп принятия решений, и глубина проработки. Еще мое правило военного времени – делегируй, но сохраняй контроль. И каждый менеджер получил столько полномочий, сколько способен взять.
Вопрос не в количестве людей, а в качестве и производительности персонала. Поэтому первое правило – диджитализация сервисов (кассы самообслуживания, мобильное приложение и т.п.) и минимизация зависимости от линейного персонала. Второе – для центрального офиса правило «меньше, но лучше».
Обычно проблема – это задача, поэтому решения должны приниматься, а не откладываться, решенная проблема – это новый алгоритм действий, чтобы больше не совершать ошибок. А еще следует помнить, что каждый менеджер имеет право на ошибку.
Стратегия на будущее – дать лучший сервис, форматы и продукты.
Переориентация логистики с посылочной на грузовую была удачным решением. Как результат – стали перевозить гораздо больше коммерческих грузов: запустили услугу фрахтов, а также 3PL-логистику.
Основная проблема – слишком долгое прохождение таможен грузовиками 10–20 тонн. Это занимает до пяти дней.
К 2024 году в планах ускорить доставку по Украине на два часа, увеличить количество точек сервиса в городах и селах по всей стране, построить не менее 10 сортировочных центров в тех городах, где увидим увеличение спроса на наши услуги, чтобы сохранить скорость. В общем, планируем рост минимум на 10% в объемах отправлений. Также продолжим выходить на рынки новых стран, чтобы к 2025 году покрыть 30 стран Европы.
Возобновили свою работу всего через три дня после начала полномасштабного вторжения. За последние 18 месяцев мы выполнили и вовремя доставили клиентам 98% заказов.
А положительные результаты достигались потому, что сильная команда. После полномасштабного вторжения почти все остались на местах и продолжили работу. А еще – диверсификация по рынкам. Наши производственные мощности и логистические хабы (крупнейший – в Люблине) расположены как в Украине, так и за рубежом. Еще есть развитая партнерская сеть, многие заказчики – представители европейского рынка, с которыми продолжаем работать по действующим контрактам и получаем новые заказы.
Лучшим решением стали инвестиции в партнерскую сеть. За последние три года оборот Modern Expo от сотрудничества с партнерами вырос на 100%. В настоящее время это более 40% оборота предприятия. Также не пожалели, что остались в Украине, вместо того, чтобы переносить часть производства на территорию ЕС. Пока планируем умеренный рост показателей продаж на уровне 2021 года.