Фуршет по-новому: сеть начинает масштабное обновление магазинов
Зачем ветеран FMCG-рынка Украины начал обновление супермаркетов и сможет ли Фуршет вернуть утраченные рыночные позиции.
Первое за долгое время открытие обновленного супермаркета Фуршет прошло 8 апреля в Киеве, на улице Вышгородской, 21. В комментарии rau.ua директор по маркетингу сети Фуршет Наталья Литвинчук отметила, что нынешние реалии требуют постоянных изменений, а торговая точка на Вышгородской по всем параметрам требовала обновления. Кроме того, она подчеркнула, что вследствие нестабильной финансовой обстановки в стране покупатели стали более разумно тратить деньги, отказываясь от ряда товаров. «Мы это видим по сокращению потребления по некоторым категориям, так что соответствующим образом корректируем ассортимент: в обновленном магазине ставка делается на более широкую фреш-группу, товары собственного производства, выпечку и кулинарию», — детализировала топ-менеджер.
В ходе реконструкции в маркете также установили новое современное оборудование. «Сразу после открытия мы собрали отзывы покупателей, и можем сказать, что обновление удалось, хотя еще есть над чем работать», — добавила Наталья Литвинчук.
Лучше поздно, чем никогда…
Стоит отметить, что Фуршет – далеко не первая сеть, решившаяся на масштабное обновление и/или реконцепцию своих объектов. Крупнейший FMCG-ритейлер Украины АТБ еще в прошлом году начал открывать магазины в новом формате, постепенно обновляют торговые точки ЭКО Маркет и Брусничка, а еще два крупных игрока решили параллельно со сменой концепции провести и ребрендинг супермаркетов. Ритейл Групп постепенно заменяет часть маркетов Велика Кишеня дискаунт-супермаркетами ВЕЛМАРТ, а Fozzy Group активно открывает на месте Сільпо дискаунтеры Thrash! Экспериментируют с форматами даже такие глобальные сети, как АШАН и METRO Cash&Carry Украина. Теперь присоединился и Фуршет.
В то же время, если остальные операторы решаются на кардинальные изменения, то об отличиях обновленных и старых супермаркетов Фуршет в компании предпочитают говорить достаточно аккуратно. «Мы понемногу экспериментируем с форматами, — рассказала Наталья Литвинчук. – Фуршет – магазин доступных покупок, к этому мы прикладываем много усилий и почти все для ежедневного потребления у нас можно купить по лучшей цене». Также неопределенно в сети отвечают и на вопрос о планах дальнейших обновлений: «В этом году запланирован ряд реконструкций, следите за нами. Все впереди!» Но ни бюджет проекта, ни даже примерные сроки и точное количество обновляемых объектов называть в компании не захотели.
Фуршет под прицелом
В последние годы Фуршет демонстрирует не самые лучшие показатели, и чаще оказывается в центре внимания из-за информационных атак и споров с кредиторами (достаточно вспомнить «вброс» о якобы попытке вывести из компании активы, инициированный, по мнению собственника Фуршета Игоря Баленко, Альфа Банк Украина), чем в связи с открытием новых магазинов или отличными финансовыми показателями.
Более того – сокращается и количество торговых точек сети (по данным GT Partners, 2016 год компания закончила с 81 супермаркетом против 97 годом ранее), и общая торговая площадь – за 2016-й Фуршет «похудел» на 28 000 кв. м торговой площади. Но эти неутешительные итоги отчасти связаны с признанием потери контроля над магазинами в Крыму и отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Финансовую отчетность компания не публикует, поэтому о росте или падении выручки можно судить лишь по отдельным комментариям руководителей Фуршет. В октябре прошлого года в интервью журналу Новое Время Игорь Баленко утверждал, что в денежном выражении доходы сети растут, но в единицах проданной продукции показатели становятся хуже. При этом точных цифр он не называл, ограничившись уклончивым «все сети год к году растут одинаково – в пределах 7-12%».
Так что стремление переломить неприятные тенденции и улучшить результаты сети более чем объяснимо.
…но лучше рано, чем поздно
Но как бы не оказалось, что Фуршет пытается запрыгнуть на подножку уже ушедшего поезда. Опрошенные rau.ua эксперты практически единодушны в том, что ритейлер упустил время. Теперь ему придется потратить намного больше времени и денег, чтобы вернуть покупателей, ушедших в более проактивные и современные сети.
«Это решение запоздало на несколько лет: последние три-четыре года, когда сеть стагнировала, были явно лишние, — категоричен основатель и генеральный директор компании IDNT Николай Чумак. – Сейчас перед Фуршетом стоит очень большой вызов: любое обновление сети требует значительных инвестиций, и тем больших, чем дольше откладывается обновление». Эксперт подчеркивает, что в последние годы food-ритейл развивался очень быстро, и отставание сети Фуршет от конкурентов значительно выросло. «А вернуть клиентов – всегда сложнее и дороже, чем удержать, — размышляет СЕО IDNT. – Другие ритейлеры поменяли даже не концепцию супермаркетов, а поведенческую матрицу потребителей, и нынешние предпочтения клиентов значительно отличаются от того, как они воспринимаются Фуршет – как маркет образца 15-летней давности».
«Перспективы сети очень туманные», — кратко прокомментировал глава одной из компаний, много лет работающей на рынке. Косвенным признаком проблем ритейлера может служить даже то, что французский АШАН, имеющий долю в Фуршете, в планах развития больше ориентируется на открытие новых объектов в других локациях, а не на выкуп площадей у своего партнера.
«Проблема не в качестве торгового оборудования, ассортименте или внешнем виде супермаркетов Фуршет, — считает Алексей Дорошенко, директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей. – Проблема в глубинных процессах, принципе построении бизнеса в компании, прежде всего, во взаимоотношениях с партнерами». По его мнению, сейчас в гораздо более выгодном положении оказываются те сети, которые выстраивали долгосрочную стратегию работы с поставщиками и компаниями-партнерами. Те ритейлеры, что постоянно стараются откладывать выполнение обязательств, живут одним днем – оказываются в незавидной ситуации и вряд ли смогут конкурировать с более прозорливыми коллегами.
Достаточно спокойно относятся к инициативе Фуршета и конкуренты. «Мы с большим уважением относимся ко всем конкурентам, постоянно мониторим их активности и решения, — говорит Максим Попов, директор по продажам сетей Велика Кишеня и ВЕЛМАРТ в Киеве. – В нынешних экономических условиях вполне понятно желание других сетей предложить потребителям товар по наименее возможным ценам. Но здоровая конкуренция не мешает, а наоборот, стимулирует развитие. На наши планы по росту товарооборота и другим показателям это не повлияет».
Читайте также –
Перспективи-2017: з чим великі торгові мережі входять в новий рік