Дмитрий Борисов: Вложили в Белый налив $100 000, а окупили его за 54 дня
Дмитрий Борисов рассказал о первых деньгах, работе в рекламном бизнесе и недвижимости, а также наиболее успешных ресторанах своей сети.
Основатель клуба молодых предпринимателей Young Business Club Андрей Остапчук провел интервью с известным украинским ресторатором Дмитрием Борисовым. Редакция MC Today выбрала все самое интересное из разговора. Портал RAU публикует адаптированную версию материала.
О первых деньгах и рекламном бизнесе
Меня часто просят рассказать о моем ресторанном бизнесе, как я его строил. Я говорю, что надо начинать с 11 лет. В 1995 году я был лучшим мойщиком машин на всем бульваре Леси Украинки в Киеве. Так я зарабатывал пару сотен долларов в месяц.
В 15 лет я начал подрабатывать рекламным агентом и через полгода зарабатывал $500-1000.
Я пришел к будущему шефу в широком пиджаке и в очках без диоптрий, чтобы казаться старше. Мне сразу начали давать задания: идешь по улице, заходишь в магазин, продаешь им услугу – адресная e-mail-рассылка.
Тогда я мог продать по восьми адресам из десяти. На что все смотрели как на феномен, а для меня это было легко: зашел, позитивно пообщался – и готово. Этот опыт меня научил тому, что можно поручать человеку сложную работу вне зависимости от его пола, возраста и других характеристик. Тогда я заработал первые $30 000, в то время как квартира на Печерске стоила $10 000.
В 18 лет открыл свое рекламное агентство. Мы занимались разработкой комплексных рекламных кампаний и брендингом. Наш средний чек был $100 000.
Это было смело, но мы не знали, как работать иначе. Сетевые агентства только стали появляться, а Procter&Gamble, Tefal, Rowenta и другие иностранные бренды уже зашли в Украину.
Об инвестициях в недвижимость и первом ресторане
В 2004-05 годах, когда произошла революция и к власти пришел Ющенко, к нам наконец пошли инвестиции, начался банковский бум. Соответственно, масштабирование было очень простое. Условно говоря, у нас было 10 гектаров земли, мы ее разбили по 10 соток и строили на них дома.
В 26 лет я продал свой рекламный бизнес и инвестировал в недвижимость, которую в итоге сдавал в аренду.
У меня было $300 000 своих денег. Я шел в банк и говорил: «Смотрите, у меня есть $300 000, а мне нужно 900 000. Дайте мне еще 600 000».
Проблем не возникало: у меня были предприятия, агентства и большие обороты, а значит, хорошая кредитная история.
Потом случился кризис 2008 года. В результате я вышел из кризиса с долгом в полтора миллиона долларов.
Я все время находился в гастропутешествиях, а в голове складывалась картинка: на старости лет открою маленький гастрономический бар. С открытой кухней, маленьким космополитичным меню и на 50 посадочных мест. Без интерьера, без ремонта, чтобы все было сконцентрировано на еде, и за честную цену. Это стандартный подход во всем мире.
Свой первый ресторан Барсук я открыл в 30 лет. Вложил в него $50 000 и окупил за полгода. Сегодня семья ресторанов Димы Борисова насчитывает около 24 заведений в Украине и Польше.
Оборот Барсука тогда и сейчас составлял 1-1,5 млн грн в месяц, рентабельность иногда доходила до 30%, поэтому мы окупились очень быстро.
20% — это плановая рентабельность, заложенная в бизнес-модель каждого ресторана. Тут есть сезонность, поэтому по месяцам она меняется, но в год выходит 20%.
О самых успешных ресторанах
Ресторан Охота на овец обошелся мне в 600 000 евро. Ресторан мы открывали с партнером и он окупился быстро, года через два, наверное. Сейчас его оборот составляет 4,5 млн грн.
Ресторан Канапа занял у нас чуть больше времени — примерно 1,5 года. Вложили мы в него 800 000 евро. Мы год искали помещение под ресторан современной украинской еды.
С окупаемостью сложнее, мы, по-моему, даже ее не считали. Мы открыли Канапу в мае 2013 года. Ровно через 9 месяцев «навернулся» курс.
В Baby Rock вложили немного, ведь там нет сложной ресторанной инфраструктуры. Все обошлось нам где-то $10 000-20 000, окупилось очень быстро, где-то за полгода. Из всех наших заведений он самый рентабельный: на уровне 50%.
В абсолютных деньгах он, конечно, генерирует меньше, ведь, по сути, это детское кафе. Но поскольку там нет больших затрат, он рентабельный. Оборот там тоже небольшой, около 500 000 грн.
Ronin — это ресторан перуанской и японской кухни. В запуск вложили около $700 000.
В зимний период, когда наши террасы не работают, оборот там примерно 3 млн грн в месяц. Летом, когда у людей будто бы есть мотив поехать за город, оборот составляет 5 млн грн.
Белый налив — это сегмент fast-casual, где ты получаешь тот же уровень гастрономии, что в ресторанах средний и высокой категории. Ключевое здесь – скорость, доступная цена и качество, превышающее ожидание. У нас 1500 гостей в теплое время со средним чеком в $5.
Вложили в Белый налив на Крещатике около $100 000, а окупили его за 54 дня. Это наш рекорд. Годовой оборот — где-то $3,5 млн.
Рентабельность больше 30%, потому что это очень выгодная бизнес-модель. Нет технологии, нет персонала, очень мало затрат. Я думаю, «Белый налив» зарабатывает больше миллиона гривен в месяц.
Источник: MC Today
Читайте также —
Даря эмоции: как создавался и развивался ресторанный холдинг !FEST