Олеся Оленицкая, Metro Украина: Ритейл должен быть реально, а не на бумаге, частью критической инфраструктуры

Олеся Оленицкая, Metro Украина: Ритейл должен быть реально, а не на бумаге, частью критической инфраструктуры

29.12.2022 08:45
  283
Костянтин Симоненко

Директор по вопросам сотрудничества с органами государственной власти и связей с общественностью Metro Cash & Carry Ukraine о состоянии работы сети, сложностях работы в блекаут, сотрудничестве с органами власти и многом другом.

В ходе закрытой сессии членов и партнеров Ассоциации ритейлеров Украины RAU Special Event «Экономический фронт ритейла: работа под постоянными вызовами» с представителями власти и девелопмента director government relations and public affairs Metro Украина Олеся Оленицкая рассказала о том, как сеть работает в условиях блэкаута, с какими вызовами сталкивается ритейл при выполнении функций продовольственной безопасности, влияние правительственных решений на его работу и новое предложение ритейла. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами.

Об общем состоянии сети

Мы держим свой продовольственный фронт. К сожалению, из 26 наших крупных торговых центров в Украине работают только 23. Однако мы восстанавливаемся очень быстро. Исходя из того, что некоторые ТЦ остаются на оккупированной территории, в первую очередь уделяем внимание возобновлению работы Metro в Николаеве. ТЦ в Харькове на днях были открыты. Главное, что мы работаем и платим налоги в бюджет и сохраняем рабочие места. В общем, мы стараемся делать все возможное, чтобы быть партнерами с властью и протянуть руку помощи в случае необходимости. В частности, вместе с властями мы создали карту пунктов несокрушимости ответственного бизнеса. Каждый наш магазин оборудован генераторами.

О главной цели бизнеса во время войны

Своей главной задачей мы видим обеспечение наличия товаров на полках. Для достижения этой цели в первые месяцы полномасштабной войны нам пришлось полностью перестраивать логистику и искать новых поставщиков товаров. Это довольно непростая задача, учитывая масштаб наших магазинов. Пока большинство товаров на полках обеспечивают локальные украинские производители.

Это все нужно, чтобы сохранить возможность украинцев покупать необходимые продукты и основные товары широкого потребления. Кроме того, для поддержки смежных отраслей мы создали льготные условия сотрудничества с рестораторами и даже бесплатно предоставляем продукты для временно перемещенных лиц. Только бы они могли и дальше работать, пусть даже предлагая меню при свечах.

Также постоянно контролируем вопросы безопасности наших посетителей и сотрудников. Так, в Харькове на нашей локации есть планы построить бомбоубежище и в этом также надеемся на плодотворное сотрудничество с органами власти. Я уверена, что такая стратегия совместной работы приведет нас к победе.

Проблемные вопросы

В общем, работу ритейла усложняет государственное регулирование надбавки на социально значимые товары, регламентирование продажи алкоголя в определенный временной период (в каждой местности он свой). Эта фактическая регуляция рынка требует дополнительных ресурсов для администрирования, поэтому сейчас лучшее время для дерегуляции. Как известно, выживают не сильнейшие, а те, кто может быстро приспособиться к новым условиям. Украинский ритейл показывает хорошую адаптированность, но ему не нужно мешать дополнительными регуляциями.

Самым актуальным сейчас оказывается вопрос банковской комиссии (эквайринга) по каждой безналичной покупке в магазине. Предыдущие два года мы активно занимались решением этой проблемы и теперь мне не совсем понятно, почему две ключевые на украинском рынке платежные системы Visa и MasterCard хотят повысить размер платежа за эквайринг в Украине. Ведь сейчас нужно максимально поддерживать бизнес и упрощать процедуры.

Еще одна важная проблема – простой транспорта на границе. Для нас, как крупного ритейлера, торгующего импортными товарами, очень важно, чтобы машины с товаром не ждали подолгу на польско-украинской границе и потребители могли быстрее получить свежую продукцию. Пока что нам удается в тесном контакте с Министерством инфраструктуры решать эти вопросы в ручном режиме.

Украинская сторона пытается договориться об улучшении ситуации, идут переговоры с польскими таможенниками и на уровне премьеров, но, к сожалению, польские таможенники не привыкли работать в таком режиме.

О возможности планировать свою работу

Однако наиболее трудно планировать работу каждого конкретного торгового центра Metro, учитывая воздушные тревоги, а особенно отключение энергопитания. Ритейл должен быть реально, а не на бумаге, частью критической инфраструктуры. Недавно мне пришлось лично решать вопрос возобновления работы крупнейшего Metro в Днепре и области, поскольку с его склада отгружается большое количество гуманитарной помощи. Поэтому нам важно знать, что хотя бы на пару часов в день свет будет гарантирован. К счастью, благодаря помощи местных властей, нам удалось подключить этот магазин к электросети. А до этого он работал на «генераторной тяге» 12 суток без перерыва.

Об экономике автономной работы

Если говорить о стоимости организации автономной работы, то получаются немалые суммы. Поскольку генератор для крупного магазина (стандартная площадь гипермаркета Metro составляет 10 000 кв. м) – это фактически небольшая мобильная электростанция, работа которой стоит очень дорого. Расходы на обеспечение светом от генератора больше в несколько раз чем обычные коммунальные платежи. Но мы понимаем важность своей роли для населения как Пункта несокрушимости и потому сознательно идем на это. К примеру в наш ТЦ в районе станции метро Почайна люди идут отовсюду за светом, теплом и интернетом.

К тому же сеть Metro по всему миру делает акцент именно на свежесть и качество продукции и ее холодильники должны работать бесперебойно.

Нам также удалось в рамках реализации стратегии устойчивого развития заменить все лампы освещения на энергосберегающие, что нам пригодилось. Но когда генераторы работают почти две недели – это не может выдержать ни один ритейлер.

О потерях персонала

В начале войны мамы с детьми были вынуждены покинуть Украину. Компания создала специальный фонд помощи этим сотрудникам и помогла им обосноваться на новом месте. В частности, в Дюссельдорфе, где находится штаб-квартира ритейлера, а также в других местах присутствия компании: в Польше, Румынии и так далее. Но сейчас большая часть этих людей уже возвращается домой.

Я уверена, что после победы Украина станет одним из сильнейших, конкурентных государств, куда захотят вкладывать средства инвесторы, и именно тогда начнут возвращаться и те, кто сейчас нашел за границей хорошую высокооплачиваемую работу. Даже многие экспаты захотят быть причастными к этому успеху нашей страны.

Читайте также —

Елена Вдовиченко, Metro Украина: Наша цель – достичь 45% доли продаж наших ВТМ


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка