Один из трех: история совладельца сетей АТБ и Коло Геннадия Буткевича

Один из трех: история совладельца сетей АТБ и Коло Геннадия Буткевича

13.05.2024 09:00
  833
Костянтин Симоненко

Как совладелец крупнейшей продуктовой сети Украины, начинал свое дело в ритейле, какие управленческие решения принимал и зачем ему разработка полезных ископаемых и атомная энергетика.

Известный украинский бизнесмен Геннадий Буткевич занял 15 место среди 100 самых богатых украинцев в 2021 году по версии Forbes Ukraine, имея на тот момент состояние в размере $530 млн. Он говорит, что не помнит свой первый заработанный миллион, не умеет долго отдыхать и считает, что нужно жить правильно. Потому не брал взяток на службе в милиции, и бизнес построил тоже честный – участники рынка признают, что сеть АТБ ведет дела жестко, но свое слово держит. О своих принципах Буткевич, которому скоро исполняется 66 лет, говорит: «Чужое я никогда не возьму, но свое не отдам. И рука не дрогнет, если будет произвол». Совладелец и член Наблюдательного совета корпорации АТБ вместе с партнерами создал крупнейшую продуктовую сеть Украины, а затем занялся инвестициями в девелопмент, добычу, переработку и гуманитарные проекты через собственную компанию BGV Group Management. В частности, успешно запустив собственную продовольственную сеть маркетов формата «возле дома» – Коло. RAU предлагает ознакомиться с основными фактами развития бизнесов при непосредственном участии Геннадия Буткевича, которые сейчас оцениваются в несколько миллиардов долларов.

Силовая подготовка

Неформальный лидер и главный стратег корпорации АТБ Геннадий Буткевич родом из Днепропетровска. Там же окончил в 1980 году Днепропетровский инженерно-строительный институт. Имея офицерское звание после института, сначала прошел службу в советской армии на Дальнем Востоке, а затем вернулся в Днепропетровск и пошел работать в милицию. «У меня была мечта – раскрывать убийства, навеянная серией книг братьев Вайнеров «Эра милосердия». Плюс у меня обостренное чувство справедливости», — позже вспоминал бизнесмен. Возможно, это также побудило его получить второе высшее образование на юридическом факультете ДНУ им. О. Гончара по специальности правоведение. Однако вместо уголовного розыска Буткевич сразу попал в отдел борьбы с хищением социалистической собственности (ОБХСС). Перед развалом СССР, в 1991 году стал руководителем новосозданного отдела по борьбе с организованной преступностью в Днепропетровске. По словам Буткевича, эта работа у него хорошо получалась. «Взяток я не брал. Можно сказать, поэтому я и ушел из милиции чуть раньше», — объяснял будущий долларовый мультимиллионер.

Счастливый случай

Уйти из МВД побудило выгодное предложение: за $4000 в месяц предоставлять услуги по безопасности учредителям ООО «Корпорация «Содружество» Юлии Тимошенко и Виктору Пинчуку. Напомним, эта компания поставляла российский и туркменский газ в Украину в обмен на продукцию украинских трубопрокатных заводов. Спустя почти три года (в 1995-м) Пинчук вышел из совместного бизнеса, а Буткевич остался строить «с нуля» службу безопасности в компании «Единые энергетические системы Украины» Юлии Тимошенко. За свою работу попросил большой бонус к зарплате. Эти деньги пошли на закупку оборудования для переработки мясной продукции и запуск в работу мясокомбината Юбилейный (в пгт. Слобожанское Днепропетровской области), что в последующие годы позволило иметь стабильный денежный поток для развития других направлений, в том числе розничной торговли. Так, в свои 37 лет Геннадий Буткевич начал путь в большой бизнес. Он считает, что случай играет огромную роль в жизни человека. И такой счастливый случай произошел в его жизни.

Судьбоносное партнерство

До работы в ЕЭСУ (1995-97) Геннадий Буткевич уже имел собственное кафе и трех друзей — Евгения Ермакова, Виктора Карачуна и Сергея Тарасюка. По одной из версий, пока Буткевич занимался безопасностью газовых трейдеров, Евгений Ермаков и Сергей Тарасюк вместе с Ярославом Корчевским создали в ноябре 1993 года компанию Агротехбизнес, занимавшуюся оптовой торговлей топливом, агропродукцией и запчастями для сельхозтехники. Виктор Карачун работал там наемным топ-менеджером. Затем Ярослав Корчевский вышел из бизнеса, а Геннадий Буткевич стал акционером. В то же время, сам Геннадий Буткевич утверждал, что с самого начала их было только четверо и «до АТБ, возможно, были и другие партнеры, но в других бизнесах».

Так же по причине непубличности основателей теперь трудно понять, кто и когда купил или взял в аренду первые шесть небольших гастрономов в Днепре в том же 1993 году (как свидетельствует официальная история компании). Магазины имели названия «Клен», «Каштан», «Тополь», «Ясень», «Калина», «Березка» и т.д. По воспоминаниям CEO компании АТБ-Маркет Натальи Шаповаловой, была даже «Зіронька». А потом название упростили до «Продукты» и перешли на нумерацию торговых точек. В компании шутили, что смена вывесок связана с тем, что закончились виды известных горожанам деревьев. После запуска мясокомбината, официально открывшегося 19 декабря 1996 года, партнеры смогли больше вкладывать в развитие торгового направления и покупать магазины.

Запуск АТБ

В начале деятельности «распределение» обязанностей между партнерами было следующим. За производство отвечал Ермаков, торговую деятельность вел Карачун, строительство и развитие – Тарасюк. Буткевич занимался в основном стратегическими вопросами и безопасностью бизнеса и GR. «Без Ермакова не получилось бы сделать производство, а без Карачуна ничего не реализовалось бы. Потому что он покупал дешевле, продавал дороже – это купец с большой буквы», — говорил Геннадий Буткевич. Каждый нес в семью по $3000-4000, а остальное вкладывали в развитие бизнеса, в том числе – в развитие сети магазинов. К концу 1990-х насчитывалось уже три десятка торговых точек, на базе которых в июле 1999 года была создана компания АТБ-Маркет (сокращенно от АгроТехБизнес).

Начало нового тысячелетия сеть встречала с 45 гастрономами. Первые супермаркеты АТБ начали открываться с 2001 года. Тогда магазины с отделами и прилавками последовательно трансформировались в точки самообслуживания (53 к концу года). Первые два десятка супермаркетов запустились в Днепропетровском регионе, в 2002 году началось освоение Запорожской и Черкасской областей, а в начале 2003 года – Полтавской. В октябре 2004 года в Днепре открылся 100-й АТБ, сеть зашла в Черниговскую, Кировоградскую, Донецкую области и АР Крым.

Однако начальный формат жесткого дискаунтера типа немецкого Aldi или Lidl «не зашел» украинцам и уже в 2003 году ассортимент расширили с 800 до 2500-3500 SKU и ввели единый стандарт магазина 800 кв. м на 10 касс. «У нас были пробы и ошибки… Но у нас это не пошло. И мы сделали мягкий дискаунтер. Но это делали Ермаков и Карачун. Я никогда не включался в то, как разложить товар, по какой цене его брать», – объяснял Буткевич.

Тогда же в середине 2000-х окончательно сформировался пул акционеров. Из-за разногласий во взглядах на дальнейшее развитие бизнеса в 2004 году компанию оставил Сергей Тарасюк. Он получил в собственность мясокомбинат Юбилейный (выйдя из структуры владельцев АТБ-маркета). Затем Тарасюк пытался запустить собственную розничную сеть Цент, но в конце 2011 года эти магазины были проданы сети Varus.

Большой скачок

Некоторые СМИ упоминают, что только после выхода Тарасюка его долю в бизнесе получил Виктор Карачун, до этого исполнявший обязанности гендиректора. В пользу этой версии свидетельствует факт назначения CEO компании Бориса Маркова в 2004 году. Как признавались потом владельцы АТБ, несмотря на сложности этого периода, компания смогла совершить скачок в своем развитии. Геннадий Буткевич, Евгений Ермаков и Виктор Карачун, имея ровно по трети бизнеса, постепенно начали отходить от непосредственного управления, сосредоточившись на стратегии развития. Это произошло через 10 лет после начала общего дела.

В 2003-07 годах сеть АТБ открывала по 30-50 магазинов в год в восточных, центральных и южных регионах. Прибыль компании увеличивалась на 25% ежегодно. Для сокращения расходов помещения для магазинов выкупают, а не берут в аренду. АТБ активно осваивает небольшие города, где не представлены другие торговые сети. В то же время начинается и развитие логистических центров. За счет оптимизации маршрутов и процессов, а также жесткого графика развоза товаров расходы на логистику уменьшаются в 2,5 раза.

Несмотря на то, что открытие одного магазина АТБ обходилось в $1,5-2 млн (в случае приобретения и строительства), Буткевич и партнеры практически не привлекали кредитов. Такая тактика позволила не только пережить экономический кризис 2008-10-х годов, но и открыть более 200 магазинов. В 2010 году выручка АТБ достигла 10,8 млрд грн. По сравнению с 2008 годом валовая прибыль выросла в 2,5 раза – до 2 млрд грн. Отметку в 500 магазинов сеть пересекла в октябре 2011 года, превратившись в игрока национального масштаба.

Концентрация на главном

Партнеры тогда назвали 2008 год временем новых возможностей, поняв, что все сделали правильно. Тогда же, по словам Евгения Ермакова, стало ясно, что нужно сконцентрироваться на чем-то одном, отсечь все излишне. Ведь до этого партнеры имели много разных бизнесов: разливали минеральную воду, были столярные цеха и СТО. В результате основные усилия были сосредоточены на развитии ритейла и усиливающих его направлениях. Так, в июле 2011 года начала работу мясная фабрика Фаворит плюс (ТМ Добров, М’ясна лавка, Ковбасний ряд). Ее продукция представлена на полках АТБ.

В структуру корпорации АТБ также входит кондитерская фабрика Квітень, где с 2010 года дополнительно появились мощности для фасовки продуктов питания, в частности сахара. Обе фабрики являются основными производственными предприятиями группы, в том числе производя товары под собственными торговыми марками АТБ, что позволяет держать низкие цены.

Частное предприятие Транс Логистик с 2011 года предоставляет транспортно-экспедиционные услуги, имея уже более 700 собственных транспортных средств. С 2014 года комплексное обслуживание сети АТБ в сфере складской логистики осуществляет компания Логистик Юнион. Распределительные центры расположены в Днепропетровской, Киевской, Одесской, Харьковской, Херсонской областях и городах Днепр и Львов. Общая площадь 10 распределительных центров к концу 2020 года составляла более 207 000 кв. м складских площадей. Строительством и реконструкцией всех объектов недвижимости АТБ занимается инжиниринговая компания Ритейл-Девелопмент, созданная в 2006 году. В состав корпорации также входит спортивный клуб «Восход».

Технология выживания

Геннадий Буткевич с партнерами постоянно усовершенствовали свой бизнес. «У нас даже создано специальное подразделение для «хождения по кабинетам». Около пятнадцати человек с высшим образованием», – рассказывал Геннадий Бутккевич, объясняя технологию сбора 80 подписей чиновников для открытия очередного магазина. Все бизнес-процессы были построены максимально эффективно – оптимизирован ассортимент товаров, логистика, выстроены прозрачные, честные, но вместе с тем достаточно жесткие условия отношений с поставщиками. В компании создана система обучения и повышения квалификации персонала, работают учебные центры во Львове, Одессе, Киеве и Днепре.

Поэтому даже потеря в 2014 году из-за боевых действий на Востоке 152 магазинов и нового распределительного центра (общая сумма ущерба оценивалась в $300 млн) не сломили этот бизнес. В 2016-м появилась корпоративная книга стандартов «Идеальный магазин», где были собраны и прописаны нормы, правила и стандарты современного супермаркета. Тогда же открылись первые черные АТБ – дискаунтеры новой концепции. До начала полномасштабной войны в разных уголках Украины работало более 1300 дискаунтеров сети АТБ, ежегодно эта цифра росла на 100-120 магазинов. После полномасштабного вторжения 31 торговая точка была уничтожена, а 79 остались на временно оккупированных территориях. В настоящее время в Украине работает более 1200 супермаркетов в 305 населенных пунктах. В планах на 2024 год – открытие еще 60 магазинов.

Работа на перспективу

С 2015 года Геннадий Буткевич начал собственный бизнес, отдельно от партнеров по АТБ, создав инвестиционную компанию BGV Group Management. «Война показывает, что если мы построим легальную экономику, открытую для инвестиций со всего мира – сможем добиться независимости. Без инвестиций и открытого рынка, без повышения капитализации нашей страны мы не победим», – говорил бизнесмен еще до полномасштабного вторжения россии в Украину. По его мнению, нашими лоббистами на Западе должны стать директора крупнейших корпораций и фондов. Поэтому даже сейчас BGV продолжает представлять иностранным инвесторам новые проекты и активно сама вкладывает средства. Только за последние два года Геннадий Буткевич и его компания BGV инвестировали в развитие украинских проектов около 3 млрд. грн.

BGV уже контролирует несколько компаний, владеющих лицензиями на разведку или добычу девяти видов ресурсов в ряде областей Украины. Речь идет о редких полезных ископаемых, которые жизненно важны для современных технологий. «Уран, бериллий, цирконий, графит могут принести гораздо больше денег, чем АТБ», — говорит Буткевич. За восемь лет уже вложено более $100 млн. в украинские горнодобывающие проекты, которые потенциально выведут Украину в мировые лидеры по отдельным сырьевым направлениям.

Мечта Буткевича – строить малые ядерные реакторы в Украине. Вместе с Виталием Якименко и Александром Настенко начали заниматься сначала ураном, а затем и редкоземельными металлами и графитом в Кировоградской и Житомирской областях. ООО «Атомные энергетические системы Украины», где Буткевич является мажоритарным акционером, стало первой компанией, сумевшей получить лицензию на частную разведку месторождений урана и редкоземельных металлов. В 2025 году анонсировано начало строительства одного из крупнейших графитовых заводов в Европе на Балаховском месторождении в Кировоградской области.

Это не единственный энергетический проект Буткевича. Он инвестировал $500 000 в фонд Ильи Пономарева Trident Acquisitions Corp. «Это фонд. Немного вложили туда. Илью Пономарева я считаю порядочным и очень профессиональным человеком, я полностью доверяю тому, чем он занимается. Я положил деньги, поверив ему», – так объяснял свое участие в проекте Буткевич. В то же время покупка в 2021 году компании Укрнафтинвест, владеющей лицензиями на разработку нефтегазовых площадей в Одесской области, свидетельствует, что Буткевич не поставил крест на ископаемом топливе. Уже во время широкомасштабного вторжения BGV Group Management в 2022 году запустила в Житомирской области один из самых современных в Украине щебеночных заводов с полностью новым технопарком и собственной железнодорожной инфраструктурой. Член Совета директоров BGV Group Management Сергей Войцеховский подчеркнул, что проект запустили, чтобы не замораживать уже вложенные средства и с перспективой на послевоенное восстановление в стране.

Развитие инфраструктуры – еще один важный фокус внимания Геннадия Буткевича и его компаний. В 2023 году, в условиях широкомасштабной войны в стране, BGV приступила к проектной работе с целью организации строительства в Житомире нового стадиона и жилого эко-массива. Компания нацелена за свой счет развивать спортивную и рекреационную инфраструктуру в области.

Свое Коло

Геннадий Буткевич также начал вместе с Сергеем Войцеховским свой проект в сфере ритейла. 7 февраля 2017 года началась история сети магазинов возле дома Коло под управлением ООО «Аритейл». Это был новый тогда формат convenience store — лаконичные и удобные минимаркеты, призванные закрывать основную потребность в продуктах питания и товарах первой необходимости. Они фактически формировали новую культуру покупок, где фактор времени преобладает над ценой. Самый большой из магазинов имеет площадь 160 кв. м, а самый маленький – 28 кв. м. Несмотря на формат компактных минимаркетов, ассортимент товаров насчитывает более 3500 SKU. Первый магазин Коло появился в Киеве. В мае 2019 команда Коло запустила собственный распределительный центр и логистическую службу.

Первые пять лет сеть Коло развивал Евгений Кулинич, занимавший пост генерального директора с апреля 2017 года. Под его руководством сеть быстро и уверенно заняла лидерство в сегменте магазина у дома. Подтверждением тому стала победа сети Коло в номинации «Магазин у дома/минимаркет года в FMCG» на IV ежегодной церемонии награждения лучших ритейлеров и девелоперов Украины RAU Awards 2020. Тогда именно Евгений Кулинич получил диплом и награду. К сожалению, бывший директор сетей Коло, Фуршет, ДЦ и т.п. Евгений Кулинич погиб на фронте. В честь его памяти RAU была основана специальная премия его имени.

На начало 2024 года сеть Коло насчитывала 240 магазинов в Киевской и Одесской областях. Ключевые приоритеты на этот год — повышать операционную эффективность и качество, учитывая изменения в логистических цепях, чтобы потребители могли качественно и быстро приобрести продукты у дома. Трансформации затронули и самого Геннадия Буткевича, который сказал в 2022 году: «Украинцы возвращаются к своим корням – в бизнесе, самосознании, быту. Я начал учить украинский язык».


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка