Идеальный шторм: с чем столкнется украинский ритейл после выхода из карантина

Идеальный шторм: с чем столкнется украинский ритейл после выхода из карантина

06.05.2020 08:15
  90
Костянтин Симоненко

Как украинская торговля будет восстанавливаться после нынешнего кризиса: опыт масштабных экономических потрясений последнего десятилетия.

Читайте українською

Пандемия COVID-19 и вызванный ею карантин превратились в экономический фактор, который привел к глобальному кризису. Украинский бизнес уже сталкивался с мировым кризисом 2008-09 годов и падением отечественной экономики вследствие начала войны на востоке Украины в 2014-15 годах. Как и тогда, ритейлеры снова вынуждены просчитывать последствия удара по своему бизнесу и делать ставку на тот или иной вариант развития событий. RAU на основе мнений экспертов и оценке событий прошлых лет попыталась представить ход будущих событий.

Схожесть и отличие рецессий

Глобальный финансовый и экономический кризис, который еще называют «великой рецессией», зародился, как и нынешняя вспышка коронавируса, на другом конце света — на рынке американских ипотечных облигаций. Он пришел в Украину осенью 2008-го, но главный удар пришелся на 2009-й. Тогда украинский ВВП сократился почти на 15%, а розничный товарооборот (только юрлица, включая ресторанное хозяйство) — на 20,6%.

В целом украинская розница (с учетом расчетных данных по торговле на рынках и реализации через ФЛП) потеряла 16,6%. Хотя в денежном выражении разница была совсем невелика: 442,8 млрд грн против 449,3 млрд грн (или -1,4%).

Основной инфляционный удар пришелся на первый и четвертый квартал 2008-го (22,3% в итоге за год), причем за счет девальвации гривни в первой половине 2009 года рост цен был обусловлен во многом изменением обменного курса. Постепенно инфляция затухала, закончив год на отметке в 12,3%. Отчасти этому способствовало сокращение реальных доходов населения почти на 10% (согласно официальной статистике).

Любопытно, что в декабре 2008 года правительство еще надеялось на рост ВВП в 2009 году на 0,4%, а инвестиционные аналитики и эксперты МВФ в первой половине 2009-го поначалу прочили падение украинской экономики всего на 7-8%, но по мере развития кризиса ухудшали свои прогнозы.

Согласно последнему прогнозу МВФ по Украине, в 2020 году нас также ожидает падение ВВП на 7,7%. В следующем году, как и десятилетием ранее, обещают рост экономики. При этом в МВФ прямо указывают, что нынешняя ситуация в мировой экономике гораздо серьезнее, чем в 2008-09 годах.

Аналогично ожидается замедление инфляции с 7,9% по итогам 2019 года до 4,5% в 2020-м. Уровень безработицы в Украине, как прогнозирует МВФ, увеличится до 10,1% в 2020 году и опустится до 9,3% в следующем году. Кабмин традиционно более оптимистичен: даже после корректировки с учетом развития экономического кризиса в мире из-за пандемии, в Украине ждут падения ВВП всего на 4,8%.

«В базовом сценарии мы ожидаем падение экономики на 4,0%, инфляцию на уровне 5,2% и рост безработицы до 10%. Этот сценарий подразумевает, что пик заражения коронавирусом в Украине и в мире будет достигнут в апреле-мае, после чего начнется ослабление карантинных мер», – рассказала Елена Белан, главный экономист Dragon Capital.

Если жесткие карантинные меры в Украине и мире затянутся, то в таком негативном сценарии, по мнению эксперта, украинская экономика может сократиться на 9,0%. Цены будут расти быстрее из-за более сильного ослабления гривны, инфляция составит 9,1%, а безработица вырастет до 12%. Напомним для сравнения: в 2009 году количество безработных выросло почти на 100 000 человек, подняв планку безработицы с 6,9% до 9,6%. Примерно на этом же высоком уровне она была и в 2014-15 годах. 

Как сообщил Анатолий Амелин, директор экономических программ Украинского института будущего, примерно 75% украинских компаний уже рассматривают вопрос сокращения персонала. А это влияет на потребительский спрос, от которого зависит ритейл.

Тем не менее эксперт считает некорректным сравнение с событиями десятилетней давности: «Сравнивать с другими кризисами некорректно, так как сейчас влияют другие факторы. И кризисы не сопоставимы по масштабам и глубине. Тогда в 2008 году это был чисто экономический кризис, вызванный долговым пузырем, переоцененностью рынка капитала и компаний сектора недвижимости. Сейчас тоже причина кризиса — долговой пузырь, на который наложилась поведенческая модель, вызванная эпидемией коронавируса. Чего ранее никогда не было».

Причины и последствия

В самом деле, отличия есть. Сейчас цены на энергоресурсы низкие, а на наш аграрный экспорт — относительно высокие, плюс НБУ не будет ради стабильности курса сжигать все резервы. Пока, по крайней мере.

Кроме того, в первом десятилетии XXI века украинский бизнес, и особенно ритейл, занимался масштабной, иногда необоснованной и непродуманной экспансией. Все без исключения операторы старались обогнать конкурентов, а сама отрасль стала чуть ли не самой привлекательной для вложения денег. Но открытие новых точек, которые впоследствии оказались нерентабельными (да еще и на заемные средства), сыграло с некоторыми ритейлерами злую шутку.

Девальвация гривни и падение доходов населения (а значит — и выручки) сделали невозможным обслуживание кредитов, номинированных, как правило, в валюте. С той же проблемой столкнулись и покупатели, набравшие потребкредитов и вынужденные затянуть пояса еще туже. Как результат — уход с рынка за три года порядка 15 продоволь­ственных розничных брендов, чаще региональных игроков. Сумели выстоять только крупные системные компании, которым, тем не менее, тоже пришлось пересмотреть свои стратегии развития.

Сейчас запас прочности крупного бизнеса усилился из-за валютного фактора: гривня не девальвировала так, как это было в 2009-м и 2014−15 годах. Это укрепило позиции крупных компаний, многие из которых имеют обязательства по валютным облигациям и кредитам.

Но в отличие от нынешней ситуации, бизнес менее удачливых конкурентов угасал постепенно, а не был поставлен на паузу резко и сразу без четких сроков возобновления работы. В данном случае все конкуренты оказались в одной тонущей лодке. Речь идет, прежде всего, о представителях непродовольственного ритейла.

«По ритейлерам бьет не столько кризис, который снижает потребление товаров и услуг, сколько карантинные меры. Конечно, падение покупательской способности населения тоже влияет, но жесткие запреты на скопление людей в торговых точках уже приводят к тому, что по Киеву все чаще видны объявления о сдаче в аренду свободных площадей. Раньше такого количества вакантных помещений не наблюдалось», — говорит Анатолий Амелин.

Многие работники прилавка были отправлены в отпуска или сокращены, поскольку бизнес не понимает, как долго продлится карантин. С другой стороны, правительство обещает поддержку.

Мировой кризис усугубился карантинными мерами, которые ввели почти все страны мира, а это ограничивает мировую торговлю. Так, ВТО прогнозирует спад мировой торговли в 2020 году от 13% до 32%, поскольку неопределенность влияния коронавирусного кризиса на экономику сохраняется. При этом экономисты ВТО считают, что спад, вероятно, превысит спад торговли, вызванный глобальным финансовым кризисом 2008-09 годов. К слову, Гостаможслужба в марте 2020 года зафиксировала 10%-ное сокращение товарооборота из-за коронавируса.

Как предполагает Анатолий Амелин, ослабление запретов возможно в начале мая и со второй половины мая начнется оживление мировой экономики. Соответственно, в Украине это отразится в начале июня. Но все будет зависеть от степени поддержки бизнеса со стороны государства.

«В правительстве сейчас готовится программа поддержки малого и среднего бизнеса, где немало представителей ритейла. С мая будет разморожена работа многих торговых точек. Разумеется, с жесткими ограничениями по дезинфекции, расстоянию между покупателями и т.п. Знаю, что подобные идеи обсуждаются в правительстве, но главное, чтобы они получили свое воплощение в конкретном документе. Чтобы у бизнеса появился умеренный оптимизм», — говорит эксперт.

Алексей Блинов, главный экономист Альфа-Банк Украина, заявил, что удара по розничным сетям еще не произошло, но ситуация уже будет ухудшаться. Пока, по словам эксперта, есть отложенный спрос, дальше уже начнутся увольнения, что намного серьезнее.

Но если этого не случится, то страна довольно быстро сможет восстановить рост экономики по V-образной кривой, как это было, например в 2010 году, когда розничный товарооборот вырос на 7,6%.

Перманентный форс-мажор

Многие ритейлеры переходят на работу онлайн, чтобы выжить в новых условиях. Однако, это тоже требует определенных затрат и усилий персонала. Не говоря уже о том, что в данной сфере есть свои крупные игроки. К тому же, как признаются сами ритейлеры, привычки покупателей меняются не слишком быстро, хотя теперь онлайн-торговля будет расти быстрее. Однако эти объемы еще не скоро сравняются с офлайном.

Не стоит забывать, что «под замком» оказались магазины товаров длительного пользования. От покупки которых потребители отказываются в первую очередь при необходимости экономить.

Причем если в кризис 2008-09 годов одной из основных тенденций потребительского рынка был «отложенный спрос», который помог восстановлению рынка уже в 2010 году, то сейчас тенденция может быть другая: после периода ажиотажных закупок впрок продуктов, а также необходимой техники для удаленной работы или обустройства дома может наступить время рационализации потребления.

То есть, переходе на более дешевые товары (down-trading), снижении доли спонтанных покупок, поиске «лучших сделок», откладывании на дальнюю перспективу покупок товаров длительного спроса и перехода на технологические новинки. Так, по данным компании Nielsen, после краткосрочного периода закупок без существенной оглядки на цены, потребители стали вновь обращать особенное внимание на промоакции и ценники. К слову, уже сейчас 59% опрошенных озабочены уровнем цен на товары и услуги — это вторая по значимости причина беспокойства после здоровья.

Текущая ситуация с закрытием магазинов также напоминает кризис 2014-15 годов, спровоцированный войной с Россией. Экономика тогда упала на 6,6% в первый год войны и почти на 10% во второй. При этом многие ритейлеры лишились своих активов, оставшихся на оккупированных территориях. В 2016 году розничный товарооборот снова стал расти (+4,3%), но количество магазинов у юрлиц сократилось с 45 500 торговых точек в 2013 году до 38 400 в 2016-м

Зато нет курсовых качелей и стремительной инфляции, которая взлетела до 24,9% в 2014 году и 43,3% — в 2015-м. Напротив, имеется относительная курсовая стабильность, а инфляция в годовом измерении по итогам марта — на уровне 0,7%.

В данном случае большее беспокойство вызывает показатель безработицы, который растет рекордными темпами, в том числе и за счет возврата в Украину трудовых мигрантов. Критически важно, чтобы у как можно большего количества людей были деньги, чтобы после окончания карантина сбылись прогнозы директора компании UTG Евгении Локтионовой о том, что изголодавшись по общению и социализации, люди после длительного периода изоляции пойдут в магазины любимых брендов и захотят провести время в кругу друзей в кафе. Как это случилось в Китае, где фирма Hermes в первый же день работы после отмены карантина заработала $2,7 млн, побив все рекорды магазинов класса люкс в КНР.

Читайте также —

Как пережить кризис: советы генерального директора АТБ Бориса Маркова

 


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка