Выжить любой ценой: что делает ритейл и девелопмент в условиях карантина
Из-за ужесточения мер по борьбе с распространением эпидемии коронавируса в Украине массово закрываются торговые центры, магазины и рестораны. Что делает бизнес, чтобы минимизировать свои потери и выжить в новых реалиях?
Кабинет министров Украины усилил карантин в связи с угрозой распространения коронавируса. Среди прочего, правительство решило запретить работу ТРЦ, ресторанов и магазинов. При этом власти разрешили продолжить торговлю продуктами питания, топливом, средствами гигиены, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Редакция RAU расспросила участников рынка о последствиях такого решения для отрасли, а также действиях компаний по минимизации ущерба в сложившейся ситуации.
Приказано выжить
Следует отметить, что сейчас работу в Украине продолжают все продуктовые сети, в том числе крупные гипермаркеты Ашан и Metro, а также аптеки и магазины формата drogerie, в ассортименте которых присутствует значительная часть товаров первой необходимости. О продолжении работы объявила и сеть Эпицентр. В компании заявили, что Эпицентр обеспечивает в своих магазинах продажу защитных масок, антисептиков, бытовых средств дезинфекции, спиртосодержащих средств и базовых продуктов питания. «Мы работаем по практике европейских стран, где хозяйственно-бытовые магазины обеспечивают население товарами первой необходимости. В то же время, регулируем количество посетителей в соответствии с установленными ограничениями», — отметили в торговой сети.
В то же время, многие другие торговые сети и ТРЦ уже прекратили свою работу. Одними из первых на карантин ушли украинские кинотеатры.
Совладелец сети Планета Кино Дмитрий Деркач на своей странице в социальной сети Facebook написал, что компания прекратила работу всех своих объектов, и в ситуации отсутствия каких-либо денежных поступлений переходит в режим максимальной экономии. Несмотря на это, кинотеатральная сеть планирует выплачивать сотрудникам на карантине 2\3 зарплаты до конца марта, а хед-офис продолжает работать удаленно.
«У нас около 700 сотрудников по всей Украине. Я всегда воспринимаю сотрудников, как партнеров по бизнесу, мы вместе строим и развиваем компанию и вместе должны переживать сложности. Мы в ответе за наших сотрудников, мы не можем их оставить без денег (например, отправить в отпуск за свой счет или сократить), им надо платить за жилье, покупать гречку, маски и туалетную бумагу. Поэтому важно обеспечить условия, чтобы они могли себя изолировать на карантин и вернуться на работу здоровыми в апреле», — написал Деркач.
По его словам, компания оставляет и другие обязательные платежи, без которых не сможет существовать (например, аренда серверов), а все остальные пытается свернуть или договориться об отсрочках. Совладелец Планета Кино также отметил, что самая большая и проблематичная статья затрат для сети – это арендные платежи. «К счастью, почти со всеми арендодателями и поставщиками удалось договориться. Многие отнеслись с пониманием. Я очень благодарен всем, кто пошел навстречу. Мы это очень ценим», — подчеркнул бизнесмен.
По оценкам совладельца Планета Кино, убытки его бизнеса из-за карантина будут исчислять десятками миллионов – из-за закрытия кинотеатров и переноса премьер сеть недополучит больше 100 млн грн.
Приостановить работу была вынуждена и крупнейшая в стране сеть кинотеатров – Multiplex. При этом компания, управляющая 27-ю кинотеатрами в Украине и объединяющая 1500 сотрудников, обратилась к президенту Украины Владимиру Зеленскому с просьбой посодействовать предоставлению бизнесу беспроцентного кредита на 6 месяцев для обеспечения фонда заработной платы. По словам генерального директора компании Романа Романчука, эти меры необходимо предпринять уже в ближайшее время, чтобы сохранить зарплаты сотен тысяч сотрудников других компаний, которые оказались в аналогичной ситуации.
Сложные времена
Прекращают работу из-за введения карантина и сети магазинов непродовольственных товаров. Как рассказал RAU исполнительный директор SOVA jewelry house Степан Слинчук, компания соблюдает все рекомендации правительства и местных властей, готова к закрытию офлайн-розницы и в ближайшее время планирует сфокусироваться на онлайн-торговле. «Большая часть сотрудников офиса уже перешла на удаленную работу. Если мы говорим о сотрудниках магазинов, на случай полного закрытия офлайн-продаж, у нас разработана программа оплат на период карантина», — говорит Слинчук.
По его словам, параллельно компания отказывается от лишнего, оптимизирует расходы и меняет подход ко многим проектам и активностям, разрабатывая возможности для их реализации в онлайне.
Закрывает магазины и ритейлер детских товаров MYplay. «Речь идет о безопасности людей, поэтому мы закрываем все магазины в их стандартном функционировании. Мы работаем онлайн и запустили бесплатную доставку по всей Украине на отделение Нова пошта и курьером. Также в разработке новый проект «Бесконтактная виртуальная полка», для тех клиентов, кто передвигается личным транспортом, через любой удобный мессенджер они смогут связаться с представителем магазина, по видео-связи выбрать игрушки и забрать его через окно выдачи», — рассказали в пресс-службе MYplay, уточнив, что почти весь персонал офлайн-розницы отправляется в оплачиваемый отпуск с выплатой аванса.
Все еще надеются частично продолжить работу своих торговых точек в сети магазинов Антошка. Как пояснил RAU генеральный директор по операциям и развитию компании Иван Чивкин, ритейлер ищет варианты для продолжения деятельности магазинов, расположенных вне торговых центров, чтобы у клиентов была возможность приобрести специализированное питание для детей, а также предметы первой необходимости для ухода за ребенком. Пока сотрудники магазинов продолжают работать по ранее утвержденному графику, а персонал центрального офиса переведен на удаленный способ работы.
В сети EVA, работа которой не была ограничена постановлением Кабмина, заявили о продлении работы магазинов в обычном режиме.
В то же время, в компании допускают, что некоторые торговые точки все же будут закрыты из-за ограничения работы ТРЦ, в которых они расположены. «Персонал магазинов, расположенных на территории закрытых ТРЦ, находится в оплачиваемом отпуске. Однако эта ситуация обычная для этого времени года, так как из-за усиленного режима работы в праздничный период в феврале-марте, работники уходят в отпуск именно в этот период и при нормальных условиях», — отмечают в пресс-службе EVA.
В сложившихся условиях ритейлер, как и многие другие игроки, намерен минимизировать потери за счет увеличения онлайн-продаж. Вместе с тем, компания досрочно гасит кредиторскую задолженность по импортным контрактам, чтобы минимизировать валютные риски. А ее руководство пересматривает и оптимизирует расходы, отказываясь от тех, которые не влияют на операционную работу компании.
В зоне особого внимания
Впрочем, далеко не все ритейлеры могут рассчитывать на частичное поддержание продаж за счет онлайн-канала. К примеру, сеть «островков» сладостей Cherry Berry, объединяющая 65 торговых точек в разных регионах Украины, была вынуждена закрыть почти все свои объекты. Основатель и директор Cherry Berry Ukraine Андрей Пионтковский говорит, что в таких условиях у компании нет другого выбора, кроме как отправить большинство сотрудников по домам за свой счет.
«В нашей сети зарплата зависит от выработки, поэтому теперь они останутся без доходов. В преддверии сезона основная доля свободных средств была направлена на закупку товара, часть из которого так и не поступила в Украину. Поэтому, уже с сегодн сотрудники бек-офиса ушли в отпуска за свой счет», — сетует предприниматель. По его словам, несмотря на то, что вид торговли Cherry Berry не находится под запретом, некоторые ТРЦ вынуждают их закрываться даже возле работающих супермаркетов.
Основатель Cherry Berry считает, что в условиях остановки работы крайне важно, чтобы торговые центры пошли навстречу ритейлерам и снизили арендные платежи до минимума.
«Этот шаг позволит торговым сетям пережить кризис и вернуться к работе по окончанию карантина», — говорит Пионтковский. Соглашаются с ним и другие ритейлеры. В сети EVA подчеркивают, что ситуация с арендными и коммунальными платежами очень непростая. Если с отоплением помещений, в которых не будет покупателей и персонала, еще можно сэкономить и заплатить за реально использованные энергоносители, то с арендой — значительно сложнее. «С учетом форс-мажорных обстоятельств в Украине и мире, и закрытием отдельных ТРЦ, связанных с распространением коронавирусной инфекции, компания надеется, что ей удастся договориться с арендодателями о лояльных условиях на период карантина», — говорится в ответе ритейлера на запрос RAU.
Готовится к сложным переговорам с девелоперами относительно арендных платежей и сеть MYplay. «Надеемся, что арендодатели отнесутся с пониманием. Наша позиция – оплата процента от товарооборота, так как основные продажи будут идти с локаций через онлайн», — уточняют в сети.
Впрочем, сами девелоперы понимают, что им придется существенно снизить арендные ставки. Как рассказали RAU в пресс-службе компании Arricano, которая управляет четырьмя ТРЦ в Украине, сейчас все арендодатели обсуждают данный вопрос, чтобы вывести единый для рынка метод.
Однако некоторые ТРЦ уже объявили о готовности пройти сложный период вместе со своими партнерами-арендаторами, несмотря на грядущие потери.
«Уже сейчас мы несем убытки из-за переноса празднования годовщины и снижения товарооборота. Со вчерашнего дня в связи с усилением карантинных мероприятий закрылся фудкорт и все торговые галереи, останется работать супермаркет Сільпо и аптека. Также ведем переговоры, чтобы в период карантина частично работал магазин Антошка и родители могли приобрести там детские товары первой необходимости, гигиеническую продукцию и т.д.», — рассказала RAU управляющий менеджер львовского СТРЦ Spartak Роксолана Пиртко.
При этом управляющая компания готова пойти на уступки арендаторам, которые будут вынуждены закрыть магазины на время карантина. «Арендная плата начисляться не будет. Идем навстречу всем партнерам. Понимаем, что в это сложное и неопределенное время должны объединить усилия для дальнейшего процветания. Понимаем, что ущерб для всех будут невероятный. Но в то же время осознаем свою ответственность в борьбе с распространением коронавируса и готовы к потерям, связанным с закрытием. Главное для нас — это безопасность наших гостей и горожан в целом», — подчеркнула руководитель ТРЦ.
Читайте также —
Вирус карантина: как бизнес в Украине и мире помогает бороться с коронавирусом