
Novus открывает первый супермаркет в 2025 году


Каждый день компании, от локальных магазинов до крупных сетей, обрабатывают сотни, а то и тысячи документов. Среднестатистический офисный работник ежегодно тратит около $80 компании на бумажную документацию.
Три месяца. Именно столько потребовалось сети мультимаркетов Аврора, чтобы перевести 99,8% поставщиков на электронный документооборот (ЭДО). В результате удалось сократить затраты, автоматизировать процессы и задать новый стандарт для работы с документами.
Электронный документооборот – это совокупность процессов, охватывающих создание, обработку, редактирование, передачу, получение, подписание, хранение, использование и (при необходимости) уничтожение документов в электронном виде. Несколько минут – и ваш партнер уже получил документ, проверил его и подписал электронным ключом.
Практика внедрения ЭДО достаточно распространена в мире. Электронный документооборот обязателен для государственных закупок стран Европейского Союза: компании, не использующие его, просто не допускаются к тендерам. А в США все крупные корпорации обязаны представлять отчетность в электронном виде.
Наше государство активно олицетворяет курс на диджитализацию. Стоит отметить, что этот процесс начался не пять лет назад, как многие считают. Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» действует с 2003 года, а вместе с Законом «Об электронных доверительных услугах» в 2017 году он служит основой цифровизации предприятий. Однако далеко не все бизнесы в Украине перешли на ЭДО.
Причина? Отсутствие понимания, как работает система, и страх изменять отлаженные годами процессы.
Но тенденция очевидна: ежегодно все большее число компаний осознают, что электронный документооборот — это не только экономия, но и ключ к конкурентоспособности. Согласно данным Министерства цифровой трансформации Украины, в 2023 году украинцы использовали электронную подпись и печать более 20 миллиардов раз, что почти вдвое больше по сравнению с 2022 годом.
Как получилось реализовать проект в такие короткие сроки и почему электронный документооборот является лучшей бумажной альтернативой, рассказали в сети мультимаркетов Аврора.
Переход на электронный документооборот стал амбициозным и одновременно чрезвычайно результативным проектом для ритейлера. Его реализация, продолжавшаяся с марта по август 2024 года, позволила максимально эффективно оптимизировать работу с партнерами.
«У нас была цель — создать современную действенную систему обращения документации, которая бы помогла минимизировать затраты времени, обеспечить прозрачность бухгалтерских процессов и повысить качество сотрудничества с сотнями наших поставщиков», — комментирует Александр Кустреюк, руководитель программы проектов по диджитализации документооборота в сети Аврора.
Заботясь о гибкости процессов и комфорте партнеров, компания предоставила возможность своим поставщикам выбирать среди трех провайдеров ЭДО: Edin, Вовремя и Comarch. Партнеры могли остановиться на удобном для них сервисе и интегрировать с ним свои системы без необходимости изменять налаженные процессы.
В ходе реализации проекта перехода на ЭДО создали четкую инфраструктуру, которая позволила всем участникам эффективно перейти на новый формат сотрудничества.
Бизнес, переходящий на цифровые решения, автоматически получает конкурентное преимущество, привлекает больше партнеров и повышает свою репутацию на рынке.
Рассмотрим преимущества ЭДО с точки зрения бизнеса, сотрудничающего с десятками или даже сотнями поставщиков:
Процесс перехода на ЭДО предусматривал четыре этапа:
Раньше работа с документами была длительной и кропотливой. Для обработки одного обращения требовалось вручную выгрузить документ в Excel, найти e-mail поставщика, сформировать письмо. Далее ждать обратное письмо с уточнениями на электронную почту. Потом еще согласовать условия и вручную внести его в систему. И в завершение создать приход в GMS, занимавший почти 20 минут.
Сейчас обработка документов производится без лишних операций и с минимальным вмешательством специалистов:
“Вместо 30 минут по одному заказу теперь нужно всего несколько секунд. Это возможность создать процессы, функционирующие без бумаги и Excel, с минимальным вмешательством людей и максимально точной информацией на каждом этапе в рамках единой цепи поставок или возврата товаров», — рассказывает Максим Безрук, заместитель коммерческого директора по работе с ключевыми партнерами сети Аврора.
Благодаря внедрению ЭДО в работе с поставщиками сети удалось:
В общей сложности сегодня 99,6% поставщиков сети уже подключены к ЭДО.
Кроме этого, в сети перешли на использование сервиса в срок для подписания договоров, дополнительных соглашений, счетов, актов выполненных работ, что значительно упростило сотрудникам работу и позволяет оперативно в электронном виде прорабатывать документы от всех контрагентов. Также, по данным от партнеров-провайдеров, Аврора получает от поставщиков уже почти 100% обратных документов, что доказывает желание бизнеса упрощать документооборот и переходить на ЭДО.
Электронный документооборот имеет множество козырей, которые могут помочь бизнесу быть еще более эффективным и прогрессивным. Внедрение электронного документооборота в Аврора доказало, что даже масштабный проект можно реализовать в короткие сроки. За три месяца около 100% партнеров компании перешли на новый формат работы. Это не только сделало финансовые процессы более прозрачными, но и позволило Аврора сэкономить время и ресурсы, соответственно повысив общую эффективность.
В сети ценят партнеров и фокусируются на современных технологиях, а не устаревших методах.
“Мы верим, что партнеры поддержат наши стремления, предыдущий этап был без сомнения рекордным в истории внедрений, ни одна сеть за столь короткий срок не реализовывала подобные проекты и не привлекала такое количество партнеров. Все последующие этапы также будут иметь высокие показатели, ведь мы много времени уделили общению, поиску зон роста и обсуждения решения сложностей при взаимодействии”, — говорят в компании.
Следующим этапом команда Аврора видит реализацию обмена первичными бухгалтерскими документами с использованием КЭП (квалифицированная электронная подпись). Это позволит сети и ее партнерам окончательно отказаться от обмена шаблонными файлами excel через электронную почту, перевести от 80% бумажных документов в процессе поставки и возврата товара (ибо именно в этих процессах и есть наибольшее количество сложностей), а также иметь оригиналы документов в режиме online.Больше никаких корректировок, недель ожиданий и нервов сотрудников – этот шаг позволит выйти на более высокий уровень коммуникации.
Опыт ритейлера демонстрирует важные уроки для бизнеса: не бойтесь перемен – результаты достойны усилий. А переход на ЭДО – это шаг, который делает компанию более гибкой, быстрой и эффективной.
Работать с партнерами, упростив им рутинные задачи, обеспечивая поддержку и коммуникацию — это ценности.