Продажи без продавцов: торговые автоматы все чаще заменяют человека

Продажи без продавцов: торговые автоматы все чаще заменяют человека

17.07.2019 08:15
  2675
Костянтин Симоненко

Современный темп жизни, возможность удаленной работы и совершения покупок из любой точки мира делают торговые автоматы все более популярными во всем мире. Причем ограничений по виду продаваемых товаров остается все меньше.

Читайте українською

Потребители хотят получить нужный продукт там, где им удобно, и как можно быстрее. Эти факторы в совокупности с развитием цифровых технологий способствуют развитию вендинга — сетевой торговли посредством торговых автоматов без участия продавцов.

Рынок в цифрах

Согласно отчету Европейской вендинговой ассоциации (EVA) за 2017 год, в Европе насчитывается свыше четырех миллионов торговых автоматов (один на 190 человек), оборот которых достигает почти $16 млрд в год. За год доходы вендинговых сетей увеличились на 3,3%, а количество машин — на 1,6%. Вроде бы немного, но в абсолютных цифрах прирост дохода — сотни миллионов.

В Японии установлено 5,6 млн автоматов (один на 23 жителя), США — 15,4 млн автоматов (один на 20 человек). Любопытно, что на один автомат наибольший выторг в 2016 году был у японцев — примерно в три раза больше чем в США: $57,7 млрд против $21,6 млрд. Что объясняется, в том числе, страстью японцев к использованию робототехники.

Согласно данным Vendoved, на конец 2016 года в мире насчитывалось свыше 18 млн торговых автоматов, 80% из которых сконцентрированы в Японии, США и Европе.

Среди стран Восточной Европы Польша и Россия за последние пять лет показывали самый большой рост числа торговых автоматов: 7,8% и 5,7% соответственно при среднем росте мирового вендинга в 2,5-3%.

«Украина почти не развита в плане вендингового бизнеса: работает около 10 000 вендинговых автоматов, преимущественно в городах-миллионниках. Соответственно, на один автомат приходится 4000-4500 человек. Рынок заполнен на 3-5%», — говорит руководитель департамента финансового консалтинга Pro Capital Investment Юлия Назаренко.

Впрочем, это если судить по официальным цифрам, ведь никто точно не знает сколько в Украину нелегально ввезено торговых автоматов.

Данные Pro Capital Investment

Как отмечает специалист отдела стратегии и бизнес-планирования консалтинговой компании Kreston GCG Татьяна Рябушко, показатель насыщенности рынка, в зависимости от региона может быть и 10-15%, что все равно очень мало. Тем не менее, динамика рынка положительная — ежегодно наблюдается рост его объемов на уровне 5-7% в денежном выражении.

Основные тенденции

Несмотря на слабую развитость данного бизнеса в Украине, аналитики прогнозируют постоянный рост этого сегмента в соответствии с мировыми тенденциями. Потенциал рынка оценивается на уровне 300 000 торговых автоматов.

Динамика вендингового рынка в Украине, $ млн

 

Среди ключевых проблем, которые мешают развитию вендинга в Украине эксперты называют способы оплаты покупок (многие хотят платить по безналу, а старые модели автоматов принимают только наличные); сложности с обслуживанием техники, когда приходится на месте регулярно проверять запасы расходных материалов, денег для сдачи и общую исправность техники.

Проникновение онлайн-технологий в вендинговую индустрию позволяет решить эти проблемы. Например, осенью 2018 года украинская компания Prostopay похвасталась запуском системы безналичной оплаты на первой сотне вендинговых автоматов в Киеве. Технология позволяет оплатить покупку в автомате при помощи обычного смартфона посредством использования QR кода. Правда, на гаджет надо установить специальное приложение и привязать к встроенному кошельку Masterpass карту любого украинского банка.

Возможность безналичного расчета (например, при помощи бесконтактных платежей по технологии Pay Pass) увеличивает поток клиентов примерно на треть.

Для удаленного контроля (телеметрии) аппараты начали оснащать GSM-модулями, что позволяет владельцам автоматов «держать руку на пульсе» своей торговой точки, не посещая ее систематически. Устройство стоимостью около $400 сообщает по интернету владельцу о ходе продаж, неисправностях и запасах продукции. Пока эти технологии лишь набирают популярность.

Производители техники делают акцент на внешней привлекательности автоматов: оснащают их сенсорными экранами, аудио- и видео- сопровождением, в том числе, стремясь расширить клиентуру за счет тех, кто интересуется новыми технологиями.

Кроме того, растет популярность «кофе на вынос», а более привлекательные автоматы, с более крупными форматами сенсорных дисплеев, позволяющие получить напиток с большим количеством ингредиентов и рецептур, позволяет оправдать более высокую цену.

Особенно это заметно в сфере OCS (Office Coffee Service) — установке и обслуживании кофейных автоматов в офисных помещениях и бизнес-центрах. Так, больше половины вендинга в Европе (2,5 млн автоматов) — это настольные или отдельно стоящие кофе-машины по раздаче горячих напитков. Примерно 80% таких автоматов установлено в офисах и рабочих помещениях.

Торгуют всем

Несмотря на то, что в мире около половины автоматов продают напитки и снеки (кофе, газировка, шоколадки, закуски), есть немало примеров торговли самыми разными товарами. 

Так, компания Xiaomi планирует поставить в Индии автоматы Mi Express Kiosk, где можно купить товары компании напрямую без посредников. Их будут устанавливать в технопарках, на станциях метро, в ​​аэропортах и торговых центрах.

В Германии автоматы для продажи колбас недавно произвели настоящий фурор. Наиболее популярны те автоматы, что предлагают 3-4 вида колбас, а также разнообразные салаты. Также растет популярность устройств, в ассортименте которых есть яйца, молоко и даже фрукты и овощи.

Этой весной власти Лондона на станции подземки Кэннери Уорф поставили автомат по продаже коротких – на одну поездку – рассказов Вирджинии Вульф, Чарльза Диккенса и Льюиса Кэрролла. Здесь можно купить одно-, трех- или пятиминутную историю.

Во многих мегаполисах мира торговые автоматы развились до мини-маркетов и шоу-роботов. Машины готовят коктейли, пекут пиццу (причем в автомате компании Torghele можно выбрать ингредиенты) и заваривают китайскую лапшу. Часто это еще и зрелищно, с музыкой и подсветкой.

Существуют автоматы по продаже алкоголя (виски, мартини, шампанское), в том числе на розлив, электронных сигарет, и даже черной икры. А еще можно купить галстуки, тапочки, джинсы, золото, лекарства, а в ряде штатов США – марихуану.

На фото: Автомат по продаже черной икры в Лос-Анджелесе

Крупные торговые сети развивают системы самообслуживания, чтобы повысить оборачиваемость и сократить расходы на персонал. Вендинговые технологии могут не только стать альтернативой обычным формам розничной торговли и общепита, но и каналом для нестандартной коммуникации брендов с потребителями.

Поэтому в Украине этот путь тоже будет постепенно пройден. Сначала кофе и снеки, затем — расширение ассортимента, и дальше — насколько хватит фантазии у продавцов.

Украинские реалии

По словам Юлии Назаренко, в Украине больше половины рынка торговых автоматов приходится на кофейные машины. Второй по популярности — сектор платежных терминалов. И лишь 10% приходятся на автоматы по продаже снеков и других напитков. Все остальное — не более 1%.

«В Украине наибольшей популярностью пользуются платежные терминалы за счет простоты и удобства оплаты различных услуг, также популярность набирают инстабоксы — терминалы для моментальной печати фотографий», — говорит Татьяна Рябушко.

По мнению представителя Kreston GCG, на рынке Украины торговый автомат является скорее дополнительным каналом продаж, нежели конкурентом обычным форматам торговли. «Потребители преимущественно используют вендинговый автомат в случае, если это единственный способ приобретения интересующей их продукции», — говорит Рябушко.

Но уже стали появляться первые примеры необычного вендинга. Так, Sammy Icon в 2017 году установила  два автомата по продаже носков — в ТЦ Globus и Gulliver.

Активно развивается сектор автоматов по продаже питьевой воды. На конец 2018 года количество таких автоматов составило порядка 400 единиц по всей Украине. В 2017 году в ТЦ Ашан Петровка, ТЦ Ашан Беличи и ТЦ Ашан Черниговская были установлены автоматы по продаже контактных линз и средств по уходу за ними.

По примеру Европы и некоторых стран Азии в аэропорту Борисполь два года назад студия Tory Art установила автомат по продаже цветов — флоромат. Он рассчитан на тех, у кого нет времени ехать в цветочный магазин и общаться с флористом или выбирать букет в интернете.

«В целом опыт оказался успешным, не считая огромных сложностей работы с бюрократами в самом Борисполе. Мы планируем устанавливать такие автоматы на АЗС и в торговых центрах. Также будет продавать в автоматах сопутствующие товары — игрушки, небольшие подарки и сувениры», — рассказала основатель студии Виктория Чолак.

Покупателю нужно выбрать букет (цветочную композицию), ввести ее уникальный номер на клавиатуре, внести нужную сумму денег удобным способом, после чего останется лишь забрать цветы из открывшейся дверцы. Важно, что букет не выпадает и не выталкивается — покупатель берет его сам, так цветы остаются в целости и сохранности.

«Самая большая проблема — не умение пользоваться нашими покупателями такими аппаратами, боязнь нового и неизвестного. Пока продажи в нем, по крайней мере на начальном этапе, сопровождает продавец-консультант, помогающий разобраться с принципом использования», — говорит Виктория.

Что касается реализация готовой еды посредством вендинговых автоматов — это явление достаточно новое для украинского рынка, примеров удачного развития не так много. Например, как сообщила Татьяна Рябушко, в Европейском лицее Одессы в столовой установлены автоматы самообслуживания, где дети могут  выбрать готовые холодные или горячие блюда. В случае расчета картой, родитель получает sms-уведомление, где указано, что именно приобрел ребенок.

«Персонал школы оценивает нововведение положительно, поскольку таким образом детям предоставляется возможность выбора», — говорит Татьяна Рябушко.

Похожий проект только по продаже через автоматы фруктов, соков и закусок развивает компания «Дорога здоровья», устанавливая вендинговые аппараты в школьных учебных заведениях Украины.

Так что, несмотря на потребительский консерватизм украинцев, перспективы развития рынка вендинга в нашей стране — очень хорошие. Ниша пока практически свободна, а учитывая, что значительную часть потребителей в ближайшие годы уже будут составлять представители поколения Z, привыкшие к самостоятельности и совершающие покупки без помощи продавцов, — возможностью выстроить сеть пренебрегать не стоит.

Читайте также —

Сам себе почтальон: смогут ли почтоматы покорить Украину


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка