Розничный год: как в 2018-м торговали ритейлеры Украины по областям (инфографика)
Во всех областях оборот предприятий торговли за прошлый год вырос. Где-то – символически – на 2%, а кое-где рост измеряется двузначными числами.
Государственная служба статистики опубликовала данные о товарообороте предприятий оптовой и розничной торговли за 2018 год. В целом оптовые компании за прошлый год реализовали товаров на 2 трлн 195,7 млрд грн – на 3,3% больше, чем в 2017-м. Розничные торговцы (и физические, и юридические лица), по данным Госстата, завершили год с выручкой 928,6 млрд грн (+6,1%), из них на долю предприятий пришлось 667,3 млрд грн. Рост оборота год к году составил 5,6%.
Если сравнивать с 2017-м, то темпы роста товарооборота ритейлеров снизились на треть: с 8,6% до 5,6%. Но при этом рост розничной торговли сохраняется третий год подряд. Есть и вторая хорошая новость: если в 2017 году в трех областях (Волынской, Луганской и Тернопольской) доходы ритейлеров снижались, то в прошлом – все регионы продемонстрировали рост. Правда, неоднородный.
Так, больше всего выручка предприятий розничной торговли выросла в Луганской области – сразу на 22,9%. Но тут сыграла свою роль низкая база сравнения: учитывая оккупацию части региона пророссийскими боевиками и самый низкий оборот среди всех украинских областей (всего 4,4 млрд грн), даже небольшие положительные изменения приводят к значительному улучшению статпоказателей. Также примерно в два раза быстрее рынка рос оборот еще в нескольких областях: Ивано-Франковской (11,9%), Киевской (10,4%), Житомирской (10%).
Для увеличения изображения нажмите на него
В то же время, лидирующие области по чистой выручке резко притормозили. Так, оборот ритейлеров Киева, который в одиночку обеспечивает более 20% всего розничного товарооборота Украины, вырос всего на 2,7% и составил 152,8 млрд грн. Харьковской области – 2,1% (51,6 млрд), Одесской – 3,9% (53 млрд грн). Приятными исключениями стали Днепропетровская область (+8%, оборот 65,9 млрд грн), и Львов – (+8,1%, 42,7 млрд грн).
В аутсайдерах по суммарному товарообороту ритейлеров, кроме Луганщины, западные регионы страны. Например, в далекой от линии фронта Тернопольской области, юрлица наторговали всего на 7,1 млрд грн. Ненамного лучше показатели и Черновицкой – 8 млрд грн. Скорее всего, это связано прежде всего с тем, что в западных областях значительная часть розничной торговли остается за нецивилизованным ритейлом, и в отчетах Госстата не фигурирует.
Учитывая, что 2019-й для Украины – год двух выборов, которым неизменно сопутствует инфляция, можно ожидать дальнейшего роста товарооборота в гривневом исчислении. А вот сохранится ли рост в сравнимых ценах – большой вопрос, как правило, политическая нестабильность и возможные резкие перемены стимулируют украинцев экономить и откладывать деньги «на черный день». С другой стороны, опасения по поводу инфляции и курсовых колебаний могут подстегнуть сиюминутный спрос, что сразу же приведет к росту доходов ритейлеров.
Читайте также —
Год реформатов: итоги 2018-го для крупнейших украинских продуктовых сетей