Владимир Гончаров, Эпицентр: Во время карантина онлайн-продажи выросли втрое, их доля теперь 10%
Директор по розничной торговле крупнейшего ритейлера Украины в сегменте DIY рассказал, как бизнес приспосабливается к новым пожеланиям покупателей.
Директор по розничной торговле сети ТЦ Эпицентр Владимир Гончаров рассказал в интервью изданию LB.ua об изменениях, которые внес в поведение покупателей карантин и то, как сеть в ответ меняет свою работу. RAU предлагает ознакомиться с основными его тезисами.
Об изменении привычек покупателей
За время карантина украинцы привыкли покупать онлайн — и пути назад нет. К тому же стало понятно, что в интернете можно покупать не только бытовую технику и детские товары, но и, например, мебель, строительные материалы, краску. Так, в первые месяцы карантина продажи краски выросли в семь раз, в 3,2 раза вырос спрос на обои, в 2,5 раза — на смесители, в 2,2 раза — на плитку и ламинат. И покупатели, один раз почувствовав, как удобно покупать товары онлайн, и в некарантинных условиях будут пользоваться преимуществами интернет-шопинга.
Об этом свидетельствует и тот факт, что во время карантина онлайн-продажи выросли втрое. Если 2019 год Эпицентр закончил с долей таких продаж на уровне 3%, то по результатам последних трех месяцев этот показатель составляет уже 10%.
В то же время украинцы стали осмотрительными в своих расходах. Поэтому сотрудничаем с банками, чтобы предоставлять покупателям возможность оплачивать товар частями. К тому же коронакризис заставляет всех больше внимания уделять маркетинговым инструментам. Покупатели сегодня делают не столько в пользу тех, кто дает скидки, как тех, кто предлагает очевидную выгоду, например, сashback и индивидуальные акционные предложения.
О соответствующих изменениях в работе сети
Карантин значительно ускорил внедрение различных онлайн-сервисов. Например, Эпицентр сейчас активно работает над расширением разного типа digital-технологий, чтобы улучшить опыт совершения покупок. Речь идет, например, о покупке онлайн таких товаров и услуг, как тонировка красок, фотообои и ролеты под заказ, отрезной товар (карнизы, пленка, линолеум, трубы и т.д.), автозапчасти.
Открываем в новом формате центры выдачи заказов (ЦВЗ) интернет-магазина epicentrk.ua с адресной системой хранения, автоматизацией всех процессов, комфортной зоной ожидания с детским уголком, а также онлайн-витринами, с помощью которых можно найти необходимый товар, сравнить различные модели, просмотреть отзывы и заказать товар, которого нет в магазине. Сейчас работают четыре таких ЦВЗ — три в Киеве и один в Виннице.
Кроме того, в мае Эпицентр запустил мобильное приложение, с помощью которого клиенты могут делать онлайн-заказ, просматривать историю покупок, получать персонифицированные предложения и узнавать об актуальных акциях.
Об изменениях в логистике
Кроме широкого товарного предложения не менее важно обеспечить логистику. За время карантина онлайн-продажи с доставкой выросли на 224%, а с самовывозом — на 262%. Именно поэтому мы активно работаем над увеличением собственных мощностей — строительством логистических комплексов, которые будут обслуживать не только торговые центры, но и онлайн-торговлю. Сейчас у компании есть два фулфилмент-центра в Киеве (на ул. Вискозной и на ул. Полярной, 20 Д) общей площадью 42 000 кв. м и централизованный логистический центр в Калиновке (Киевская область) площадью 80 000 кв. м. В планах до конца 2020 года построить на территории ЛЦ «Калиновка» еще один фулфилмент-центр, оборудованный самой современной сортировочной и мезонинной системой складирования, объединенной конвейерной системой.
О диверсификации бизнеса и планах на будущее
Эпицентр уже давно не строительный гипермаркет, а торговый центр с широким ассортиментом товаров для дома — от строительства до отделки, от спортивных товаров до детских игрушек и растений. В частности, если в начале развития строительные товары в нашем ассортименте составляли 20%, то сейчас — 6,9%. Мы активно диверсифицируем свой бизнеc и будем делать это и дальше.
Начиная с 2015 года строительный рынок Украины показывал исключительно положительную динамику роста, но в 2019 году темпы начали падать. В 2020 году рынок строительных материалов продолжил падение. Если в начале года один из крупнейших производителей металлопластиковых окон прогнозировал падение продаж на 10%, связывая его с сокращением роста большого строительства, то COVID-19 стал «черным лебедем» для всех — в апреле наблюдалось падение до 60%. После окончания карантина пошел рост продаж, но это не спасет ситуацию в целом.
В то же время после ослабления карантина существенно возросло коттеджное строительство — пандемия показала, что самоизоляцию гораздо приятнее переживать в частном доме с собственным садом. Этому способствует и тот факт, что цены на стройматериалы за последнее время в среднем упали на 15%, а многие профессиональные мастера вернулись с заработков из Европы.
За последние пять лет доля товаров украинских поставщиков в сети Эпицентр увеличилась с 75% до 89%. Отечественные производители все чаще просят: дайте нам образцы того или иного товара из Китая, мы сделаем его дешевле. Кризис только ускоряет такие процессы.
Некоторым производителям действительно было достаточно трудно, другие, наоборот, переориентировали свои мощности на новые потребности рынка, даже начали нарабатывать совсем не стандартные для себя продукты. Например, Красиловский агрегатный завод начал производить аппараты искусственной вентиляции легких. Один из наших поставщиков товаров для творчества, почувствовав повышенный спрос на свою продукцию со стороны закрытых дома покупателей, очень оперативно расширил ассортимент своей продукции, предложив наборы для детского творчества и семейного досуга. Поэтому любой кризис — это и вызов, и шанс.
Источник: LB.ua
Читайте также —
Эпицентр открывает новые концептуальные салоны – «Студия света»