Под чужим флагом: как нечестные предприниматели пытаются вести бизнес под чужой вывеской
Чтобы побыстрее заработать деньги, некоторые владельцы магазинов пытаются использовать силу уже известных и раскрученных марок. Как это им удается и что бывает за это – RAU собрала несколько показательных кейсов.
Кто и зачем это делает
Явление торговли «под чужим флагом» известно ритейлерам по всему миру. Выходит так, что в Украине чаще всего это происходит на уровне мелкого предпринимательства, когда в определенных местах «по-тихому» открываются небольшие киоски, павильоны или даже магазины, использующие названия известных и раскрученных брендов, чтобы сэкономить на продвижении своего бизнеса и получить лояльную. аудиторию. Иногда это делают бывшие сотрудники компании, открывающие собственное дело, иногда – бывшие партнеры-франчайзи или просто предприниматели со стороны. Обычно подобные инциденты не получают широкой огласки. Разрешение споров обеспечивается адвокатскими уведомлениями и последующей защитой дел в суде. Часто это происходило путем требования о возмещении ущерба путем применения разового денежного взыскания за незаконное пользование знаком для товаров и услуг.
В то же время, мировая практика защиты ТМ ритейла знает примеры организации масштабного бизнеса под вывеской международной компании. Особенно этим грешат в Китае. Также активное развитие электронной коммерции в последнее время повлекло за собой настоящий бум тысяч фейковых интернет-магазинов известных брендов, где у опрометчивых покупателей воруют личные данные и деньги, или торгуют контрафактом. Уже появилась своеобразная индустрия по выявлению и предупреждению потребителей о таких интернет-ресурсах.
Не настоящий Коло в Днепре
В первый день весны член совета директоров BGV Group и соучредитель сети Коло Сергей Войцеховский сообщил на своей Facebook странице о неожиданном появлении заведения под вывеской Коло в Днепре. Но с нарисованной лисичкой внутри первой буквы «О». Несмотря на существующие планы развития в других регионах, в настоящее время сеть Коло насчитывает более 240 магазинов в Киевской и Одесской областях. «Всегда знал, что Днепр – город предприимчивых людей. Многие национальные розничные сети именно из этого крутого города», — написал Войцеховский, отметив в комментариях, что речь идет о кофейне местной сети «Кава У Тата». Пока неизвестно, чем закончится эта история, возможно, будет достаточно «дружественного» разговора на уровне юристов, а в идеальном случае – возможно будущее партнерство в новом регионе.
Киоски Lavazza в Запорожье
Директор по продажам компании Аскания FMCG Олег Азалиев (эксклюзивный импортер и дистрибьютор кофе Lavazza на территории Украины) в свою очередь отметил, что в Запорожье есть большое количество киосков-кафе, которые используют итальянский бренд Lavazza, полностью копируя его стилистику. Несмотря на выигранные суды, а также личные визиты представителей бренда на место, киоски продолжают работать. Кстати, в местных СМИ и пабликах эти заведения довольно часто критиковали за антисанитарию, а местные власти рапортовали о снесении очередной точки.
В ресторанном бизнесе тоже хватает самозванцев, среди которых, например, могут находиться бывшие партнеры. К примеру, известный ресторатор Савва Либкин утверждает, что сеть кафе Компот в Киеве использует это название и вывеску незаконно. Их открыли по франшизе партнеры из ООО «Форшмак инвест» из Tarantino Family, где на официальном сайте пока указаны две локации (но как партнерские заведения).
Спор на две буквы
В то же время, с самим импортером кофе Lavazza (компании Аскания-Трейдинг, входящей в группу Аскания) судился McDonald’s, чтобы защитить права на обозначение «Mc» в Украине. После решения Верховного Суда от 25 февраля 2021 года в пользу McDonald’s, регистрация логотипов Mc’Corn и MacCorn собственного бренда попкорна от Аскания Трейдинг была аннулирована. Суды подтвердили решение о хорошо известном статусе торговой марки «Мс» в Украине и соответствии этой торговой марки всем факторам хорошей известности. Теперь продукция, выпускаемая в тесном сотрудничестве с компанией Popz Holding LLC (Дания) – крупнейшим европейским производителем попкорна для приготовления в микроволновке – называется Mr’Corn.
Клон бренда Supreme
В международной практике тоже немало примеров использования чужой вывески. Так, американский популярный бренд уличной одежды Supreme при выходе на европейский рынок обнаружил, что в 2015 году британская компания International Brand Firm уже зарегистрировала в Италии бренд Supreme Italia. Его логотип и продукция почти не отличались от американского оригинала, а доходы от продаж составляли миллионы евро. Бренд-клон открыл итальянец Микеле Ди Пьерро, которого еще в 2007 году признали виновным в мошенничестве из-за поддельного банкротства. Пока американский Supreme судился с клоном в Италии, Ди Пьерро открыл пять магазинов в Испании под брендом Supreme Spain. К 2018 году он зарегистрировал фейковый Supreme в 54 странах по всему миру, в том числе в Китае, где появился «флагманский» магазин. Дошло до того, что итальянский клон договорился о коллаборации из Samsung в КНР. А в мае 2019 испанский клон Supreme открыл свой магазин в Киеве.
После многих лет судебных баталий за логотип Supreme наконец-то получила регистрацию своей торговой марки в Европе в конце 2020 года. Так же регулирующие органы Китая признали право собственности нью-йоркской компании на бренд. Из-за отсутствия гармоничности законодательства ЕС могли возникнуть подобные дела, названные Legal Fake. В июне 2021 года лондонский суд оштрафовал компанию International Brand Firm на 7,5 млн фунтов за фальсификации бренда, а Микеле Ди Пьерро заочно был приговорен к восьми годам заключения.
Дискаунтеры против производителей
В последнее время стало больше случаев, когда легальные ритейлеры начинают предлагать товары под СТМ, но очень похожие на оригинальную продукцию известных брендов. Особенно это заметно среди дискаунтеров, получивших второе дыхание на фоне экономических проблем и желания потребителей сэкономить. «Как бренды, только более дешевые», — будто говорят они покупателям. Ритейлеры играют на грани фола, пользуясь тем, что бренды обычно не хотят судиться, поскольку желают занять место на быстро растущих полках дискаунтеров. Соответственно, чаще готовы судиться те, кого нет на этих полках дискаунтеров.
Хотя, например, Hendrick’s Gin заставила немецкую сеть Lidl временно прекратить выпуск бренда джина Hampstead по всей Шотландии в 2021 году. Или компания Aldi, которая подверглась критике со стороны Marks & Spencer за похожие на вид рождественские ликеры на основе джина и 27 февраля 2024 года столкнулась с судебным запретом на продажу. Поэтому ритейлеры обычно все же пытаются разрешить конфликт во внесудебном порядке, на основе конфиденциального соглашения.
Несправедливое преимущество Tesco
Обычно в суде отстаивается утверждение о несправедливом преимуществе. Истцам необходимо доказать, что сходство между характеристиками, защищенными товарными знаками, в определенной степени повлияло на репутацию защищенного продукта. К примеру, Lidl успешно подал иск против Tesco на этом основании и добился через суд, чтобы британский ритейлер Tesco сменил логотип Clubcard Prices. Высокий суд постановил, что Tesco несправедливо воспользовалась репутацией Lidl как дискаунтера с помощью логотипа Clubcard Prices, где используется дизайн желтого круга, похожий на брендинг Lidl. То есть считалось, что цвета важнее логотипа Lidl, а использование желтого и синего цветов считалось символом скидки и, следовательно, несправедливо использовалось то, что делает Lidl.
Китайские подделки
Китай стал известен как эпицентр производства различных контрафактных потребительских товаров, но за последние несколько лет появилась тенденция к полной фальсификации ритейла. Хотя некоторые ритейлеры продают настоящие товары от законных компаний, многие просто копируют розничный формат, вплоть до цветов и лозунгов. Например, летом 2017 года в Вэньчжоу появился магазин под известным брендом рэпера Канье Веста – Yeezy, где были представлены известные кроссовки Yeezy boost по выбору с невиданными ранее цветами. Но когда владелец бренда хотел зарегистрировать свои права на марку в КНР, ему было отказано, поскольку у Fujian Baby Network Technology Co уже были такие права в Поднебесной.
Еще один римейк — парижского концептуального магазина Colette, работавшего два десятилетия и закрытого в декабре 2017 года, появился в Шанхае уже весной 2018-го. По словам владелицы шанхайского магазина Colette Forever Чжао Шуо, ее детище – это еще одна дань культовому магазину Сары Андельман. Это утверждение тоже никто не стал оспаривать в суде.
Хотя стоит сказать, что пик подделок в КНР произошел в начале 2010-х и сейчас это, скорее, единичные случаи. Тогда же это было массовое явление, как сеть из 22 фальшивых магазинов Apple. Магазины имели такой же логотип, планировку и даже униформу продавцов, но все же имели определенные отличия, в частности надпись Apple Retail Store. Однако даже сотрудники магазина считали, что они работают в настоящем магазине Apple. Расследование по несанкционированным магазинам Apple в Куньмине было начато, когда живущий в городе американец опубликовал сообщение в блоге, в котором описал посещение одного из таких магазинов. После скандала власти закрыли часть магазинов, но не из-за мошеннического использования бренда Apple, а из-за отсутствия соответствующих лицензий на ведение бизнеса. Поэтому и в 2017-м на 51 официальную точку Apple приходилось гораздо больше неавторизованных магазинов практически в каждом городе КНР.
Фальшивые интернет-магазины
Активное развитие электронной коммерции и омниканальности повлекли за собой появление тысяч фальшивых интернет-магазинов, выдающих себя за известные бренды, привлекают ничего не подозревающих покупателей. В частности, компанией по онлайн-безопасности Avast в начале года было обнаружено более 4000 фальшивых витрин ритейлеров: от бюджетного Doc Martens до модного дома Loewe и высококлассного дизайнера Prada. Целями мошенников стали даже такие гиганты быстрой моды, как H&M и Zara. Потребителей предупреждают осторожничать, хватаясь за слишком выгодные предложения, поскольку резко увеличилось количество «хитрых» магазинов, похищающих данные кредитной карты и личную информацию.
Витрины магазинов выглядят очень похожими на настоящие благодаря утонченному дизайну, функциональной технологии электронной розничной торговли, расширенным фотографиям и описаниям продуктов и даже отзывам клиентов. Здесь вещи, которые стоят в бутиках по несколько тысяч долларов, предлагаются за пару сотен в рамках ограниченной распродажи. Поэтому в лучшем случае можно получить не брендовую вещь, а дешевую подделку. Сомневающихся магазин успокаивает 30-дневной гарантией возврата денег и даже предложением 5% скидки для тех, кто впервые делает покупку. К тому же многие такие витрины отображаются высоко в результатах поиска Google по названиям брендов, потенциально привлекая покупателей. То есть мошенники уже платят за то, чтобы их поддельные веб-сайты появлялись в верхней части интернет-поиска.
Искусственный интеллект предоставляет мошенникам еще больше инструментов для обмана и поэтому уже появляются определенные сервисы по обнаружению фальшивых магазинов и/или список фальшивых магазинов, являющихся первой линией защиты от мошенничества электронной коммерции.