Лев Жиденко, Аврора: До конца 2023 года мы ориентируемся на выручку 25 млрд грн
Сооснователь сети магазинов Аврора Лев Жиденко развивает магазины one dollar store, полтавский подход к бизнесу и открытие в Румынии.
За военный 2022 год в сети магазинов Аврора открыли с нуля или восстановили 125 магазинов. Всего же количество магазинов ритейлера недорогих бытовых товаров достигло 880. Выручка сети выросла более чем вдвое: с 5,8 млрд грн до 13,9 млрд грн. Планы у компании масштабные – открыть за три года до 2400 магазинов и выйти на одну из европейских бирж. В эфире YouTube-проекта Forbes сооснователь сети магазинов Аврора Лев Жиденко рассказал, как устроена команда Аврора, о ценностях компании и планах на будущее. RAU предлагает ключевое из его тезисов.
Измерить этот рынок отдельным сегментом сложно. Благодаря быстрой ротации ассортимента он может расширяться по разным направлениям. Летом фактически мы работаем на рынке канцтоваров, а зимой это будет рынок елочных украшений.
Я могу привести такой пример, который для киевлян будет показателен. Пять лет назад такие продукты, как устрица, были скорее класса премиум и, насколько я помню, стоили 120 грн. И в какой-то момент ресторатор Дмитрий Борисов открыл заведение, продававшее устрицы примерно по 26 грн. Это изменило рынок, там выстроились очереди, объем рынка сразу вырос, и это за собой подтянуло производство. Это не наш рынок, но пример того, как меняется парадигма. На примере Аврора товар, который был дорогим и стал дешевле, это бумага А4. Премиум продукт становится обычным и доступным для всех. Будущее нашего рынка можно измерить в том, что есть и в том, что может быть. Все благодаря концепции, по которой товар стал более доступным.
В настоящее время доля китайской продукции в магазинах Аврора – до 40%. Но мы постоянно работаем, чтобы было как можно больше украинских производителей. Сейчас приходим к тому, что это 50–60%.
Даем возможность возвращать покупателям товар в течение 30 дней. Если измерять краткосрочно, то мы теряем из-за этого меньше процента, но я считаю, что и выиграем. Потому что покупатели нам больше доверяют, видят, что они могут заменить товар. На этом не остановимся. Будем улучшать стандарты и увеличивать сроки возврата, чтобы повысить внутренний стандарт требований качества и дать покупателям больше надежности.
О человеческом капитале
Мы поддерживаем инициативность людей. Таким образом даем право на ошибку. Из-за ошибки ты не будешь наказан – на ошибках учатся. В то же время у нас есть «культура антикумовства». Мы не соглашаемся на то, чтобы кто-то был избран поставщиком только потому, что он чей-то знакомый или кум. Мы хотим, чтобы отбор проходил прозрачно.
У Аврора есть крупный департамент Human Capital. Потому что мы к людям относимся не как к ресурсу, а как к капиталу, в который инвестируем и являемся центром нашего бизнеса. Это достаточно большая команда, в которой есть разные функции, направления, в том числе, например, корпоративная социальная ответственность. Компания имеет обучающий центр, который ведет более 40 различных тренингов. Мы уже имеем больше 10 разных тренеров. К примеру, когда вышел ChatGPT, уже через месяц у нас состоялся тренинг по нему.
О потерях товара
Процент украденного, к сожалению, существует. Особенно для нас это проблема из-за того, что многие товары маленькие по размерам. Мы по умолчанию верим людям. Подавляющее большинство клиентов не хотят ничего воровать. Исходим из того, что лучше не ограничивать всех из-за небольшого процента тех, кто хочет украсть. Поэтому таких ограничений и суперконтроля нет. Потери приемлемы.
О Полтавщине как своем базовом регионе
Чтобы с одного места Полтавы добраться до другого, нужно до 10 минут. Пробок здесь не бывает. Для нас, полтавчан, Киев кажется странным и сложным. Весь топ-менеджмент Аврора живет и работает в Киеве. Есть определенные трудности для людей, которые приезжают в город, но они больше бытовые. К примеру, меньший выбор школ, чем в Киеве.
Наше юридическое лицо зарегистрировано в пгт Опишня Полтавского района. Это произошло еще с 2011 года. Тогда нынешний CEO Аврора <Тарас Панасенко вернулся из США, где был по программе Work and Travel. Он предложил создать на рынке в Опешне торговую точку, в которой все товары продавались бы за «5-10-15» грн. Уже через месяц он открыл первый магазин в Полтаве.
Про планы
До конца 2023 года мы ориентируемся на 25 млрд грн выручки, но пытаемся перевыполнить. В 2022 году мы росли, потому что в 2021 хорошо поработали, чтобы подготовиться к этому росту. Это произошло в том числе благодаря привлечению инвестиций из Horizon Capital. Три основных составляющих роста: инфляция, масштабирование и открытие новых торговых точек. Мы делаем так, чтобы каждая торговая точка была эффективной и более интересной для потребителей.
Сейчас мы вводим кассы самообслуживания собственного производства. Работающие точки ремонтируем и расширяем их площадь. За три года планируем увеличить количество торговых точек до 2400 по всей Украине. Всего у нас сейчас работает около 8000 человек.
В сентябре 2023 года открываем первый магазин за границей – в Румынии. Уже создана румынская команда и есть CEO этого подразделения. Выбрали Румынию из-за того, что она больше похожа на Украину с точки зрения поведения потребителя. Параллельно планируем выйти на биржу примерно в 2026 году. Среди площадок рассматриваем Лондон, Бухарест или Варшаву.