Руслан Шостак, Varus и EVA: Если бы каждый бизнес в стране взял бы долю решения проблем государственного уровня, у нас была бы совсем другая страна

Руслан Шостак, Varus и EVA: Если бы каждый бизнес в стране взял бы долю решения проблем государственного уровня, у нас была бы совсем другая страна

06.06.2023 09:00
  526
Костянтин Симоненко

Руслан Шостак — совладелец ведущего украинского ритейлера в сегменте drogerie EVA и сети продуктовых супермаркетов Varus, в ходе беседы с соучредителем и председателем правления Ассоциации ритейлеров Украины Андреем Жуком рассказал о самых сложных решениях во время войны, потерях и достижениях компании, долгосрочных планах и значении волонтерства для бизнеса, а также многое другое. RAU представляет печатную версию этой беседы, а полную версию интервью можно посмотреть на канале «За рамками ритейла».

О менеджменте во время войны

– Какое самое сложное решение в бизнесе за время войны пришлось принимать?

— Все решения были сложными и трудными и главное, что приходилось принимать их очень много. Но как выяснилось впоследствии, это были важные и правильные решения.

— Готовились ли вы к подобным событиям и когда поняли, что прошли самый трудный этап?

— Мы: одни из немногих компаний, которые начали готовиться к возможному вторжению еще в ноябре 2021 года, выстраивая защиту нашего бизнеса и моделируя разные сценарии. Даже покупали генераторы, ДСП для закрытия витрин, накапливали запасы товаров, которые не будут поставляться определенное время и делали другие вещи, не требовавшие существенных финансовых затрат. Однако, как оказалось, к войне невозможно подготовиться и потому скорее это была полезная психологическая подготовка, прежде всего для персонала.

Также накопленные товарные запасы позволили пережить тяжелые первые месяцы войны, когда западные поставщики прекратили доставку в Украину.

— Какова была ваша роль как лидера и изменилась ли она во время войны?

– У нас хорошие команды и руководители с хорошими лидерскими качествами. Поэтому, по сути, ничего не изменилось. Моя роль – стратега, чтобы предсказать, как могут развиваться события в мире и спланировать нашу реакцию на них.

О потерях и достижениях

– На момент полномасштабного вторжения ваши сети EVA и Varus насчитывали 1100 и 111 магазинов соответственно. В первый месяц вы потеряли 23% магазинов drogerie и 20% супермаркетов, но к концу года удалось сократить цифру падения до 8-9%. Как вам это удалось?

— Пока на всех подконтрольных Украине территориях мы возобновили свою работу, но в освобожденных местностях — частично. Из-за того, что теперь там проживает гораздо меньше людей, например, в Херсоне – всего 50 000 -70 000 против 250 000, которые были до войны. Конечно, в эти 9% закрытых магазинов входят и те, кто пока находится во временно оккупированных городах.

Понятно, что в прифронтовых местностях у нас нет необходимой рентабельности работы, но нужно обеспечивать население товарами первой необходимости, например, в том же Никополе, который почти каждый день подвергается обстрелам. Доходило даже до того, что разные сети обменивались товарами, чтобы обеспечить их наличие в своих магазинах. Я лично вел переговоры с топ-менеджерами Novus, например. Это лишь один из примеров здоровых отношений между конкурентами во времена больших испытаний.

О возможностях и рисках работы на рынке ЕС

– Украина получила статус кандидата на членство в ЕС. Какие возможности в будущем это даст нашим ритейлерам и какие возможные риски?

– Да, нередко приходится слышать, что европейские компании могут задушить украинский бизнес, но я так не считаю. Определенные риски есть, но преимуществ для «белого» бизнеса от членства в ЕС гораздо больше. Например, уменьшение количества контрабанды позволит такому бизнесу работать еще лучше, а тем, кто сейчас работает нечестно – придется менять модель работы.

Кроме того, появится понятие капитализации компании, чего сейчас нет в Украине. Благодаря соответствующим инструментам оценки бизнеса станет легче привлекать средства для развития. Это будет особенно полезно для среднего бизнеса, да и крупным игрокам будет легче реализовывать амбициозные проекты.

Да и отношения с государством в странах-членах ЕС более цивилизованы, что в значительной степени исключит возможность предоставления неправомерных преференций компаниям, связанным с представителями власти. Как следствие, конкуренция станет здоровее, где будет выигрывать более эффективный менеджмент.

– Как можно победить на экономическом фронте?

– Только добросовестно работая и платя налоги. Как раз в этом проявляется подлинный патриотизм, а не в постах в соцсетях. Ни одно государство в мире не может существовать без налогов. Конечно, украинский бизнес иногда требует от государства создания определенных условий для работы. Но вообще стоит просто честно выполнять свой налоговый долг перед обществом.

— Что должно сделать государство, чтобы это произошло?

— Больше сотрудничать с бизнесом. В Украине нет отрасли, которая не могла бы расти на 20-30% в год даже во время войны. Чиновники, к сожалению, во многих случаях не видят эту возможность. Наши бизнесы как раз работают с такими показателями роста. Поскольку нет смысла держать стагнирующую компанию, зарабатывая 1-2%.

О значении волонтерства для бизнеса

– Ваша компания системно помогает на волонтерском поприще. Каковы результаты этой работы?

– Во время войны мы реализовали большой волонтерский проект, когда вывезли 2700 детей-сирот в Турцию. Они сейчас живут в отелях, учатся, отдыхают. Кроме того, создаем большой фонд помощи таким детям, поскольку в настоящее время в стране насчитывается около 100 000 детей-сирот. Хотим выстроить систему усыновления, потому что разовая помощь важна, но явно недостаточна для комплексного решения этого вопроса. То есть, бизнес должен не только дать деньги, но и взять на себя часть ответственности государства в деле такой помощи, управляя определенными процессами.

— Вы это делаете за свой счет или привлекаете другие компании?

— Наш проект называется «Детство без войны», который мы создаем вместе с моим фондом. Любая компания может приобщиться: для этого стоит ознакомиться с условиями на сайте проекта и написать соответствующее письмо.

В общей сложности на этот проект уже потрачено более $10 млн, большая часть из которых – мои собственные средства. Не так давно подключились структуры Красного Креста и уже тоже начинают помогать финансово. Мы планируем вторую волну эвакуации детей-сирот в этом месяце, всего около 1000 детей.

– То есть дети вернутся в Украину только после окончания войны?

— Да, у нас есть соответствующие договоренности с властями Турции относительно защиты, безопасности и гарантий возвращения детей домой. Недавно прошла общая встреча представителей всех государственных органов и ведомств, которые занимаются социальными вопросами в Украине и они проинспектировали условия жизни этих детей. Отметив, что нигде в Европе не видели подобные условия.

– Наверное, это один из хороших примеров ответственного лидерства?

– Я считаю, что каждый бизнес может помогать украинцам, причем не только финансово. На самом деле, в мире достаточно денег, но нет менеджмента, который занимался бы подобными проектами. К примеру, у нас есть другой проект «Транспорт для ВСУ», благодаря которому 200 пикапов уже заехали на фронт. В отличие от разрозненных волонтеров, доставляющих машины на фронт, мы выстроили целую систему, которая не только закупает машины, но и имеет систему их обслуживания и ремонта. Мы выбрали две-три марки для унификации работы, чтобы постепенно заменить весь «зоопарк», работающий сейчас на фронте.

О послевоенных вызовах и планах

— Насколько серьезна для будущего восстановления угроза того, что многие потенциальные потребители уехали из Украины?

– Это очень серьезная угроза. Я оцениваю в 5 млн человек количество оставшихся за границей. Потому что с конца Второй мировой войны Европа накопила большой опыт ассимиляции приезжих. И сейчас, когда из-за новой войны из Украины выехало по разным оценкам до 10 млн человек, в странах ЕС обязательно воспользуются шансом привлечь большое количество новых работников в свои экономики. Конечно, часть матерей с детьми вернется в Украину, но и часть мужчин после победы поедет к оставшимся за рубежом семьям.

В то же время, дефицит кадров будет способствовать повышению зарплат во всех отраслях и это будет сдерживать отток рабочих рук. Я считаю, что в ритейле это произойдет уже к концу 2023 года. К сожалению, я не вижу, чтобы государство что-то делало в этом направлении, потому что миграция остановится и люди начнут возвращаться, только когда средняя зарплата в Украине достигнет хотя бы $1000.

Пока Польша получила около 3 млн переселенцев из Украины, при том, что до войны по плану польской экономике требовалось около 6 млн дополнительных рук, чтобы развиваться запланированными темпами.

– Когда заработает винницкий завод бытовой химии, который вы получили в управление в конце 2022 года?

— Да, мы вместе с АРМА планируем возобновить производство на Винницабытхим, но когда это произойдет – неизвестно. Тому есть много причин, в частности, вмешательство представителей бывшего российского собственника, пытающихся затормозить наше сотрудничество с АРМА. А мы, соответственно, боремся за право работать в собственной стране и дать работу 2000 рабочих. В наших планах возобновить выпуск продукции как под уже известными брендами, так и для нашей СТМ. Перспективным выглядит и экспорт, например, в Турцию, где из-за недавнего землетрясения существенно пострадало производство на многих химических заводах.

К тому же не стоит думать, что с россиянами воюют только ВСУ. Мы тоже на своем фронте должны давать отпор и создавать невыносимые условия для работы российского бизнеса в Украине (к сожалению, до сих пор есть такие случаи) и тем, кто ему в этом помогает.

О личной ответственности бизнеса за будущее государства

– Бизнес часто является отражением своего владельца. Что вас мотивирует продолжать работать в бизнесе, тем более в Украине?

– До войны для меня было сверхважным построить большой социально-ответственный бизнес. Теперь – это прежде всего работа на победу Украины, чтобы государство устояло. Собственно, желание сделать проект помощи детям-сиротам как раз и было продиктовано попыткой сдвинуть с места вопрос, до которого никому в государстве не было дела. Теперь это наш крест, и мы будем его нести. Если бы каждый бизнес в стране взял бы долю решения проблем государственного уровня, мы бы имели совсем другую страну. Это и есть социальная ответственность, даже если чиновники за ваш труд повесят себе награды на грудь. Нам сейчас важно не потерять поколение, которое растет в таких условиях, когда можно только просить о помощи и собирать деньги. Нам нужны активные, здоровые, образованные граждане, помогающие развивать страну.

— «Кризис — это возможности»: насколько это суждение справедливо для текущей ситуации?

– Да, за рубежом сейчас есть много возможностей для развития бизнеса. Но мы решили развиваться в Украине, чтобы поддержать нашу экономику, крайне нуждающуюся в инвестициях. Потому в этом году мы запланировали строительство двух крупных распределительных центров во Львове (расширение существующих мощностей на 15 000 кв. м, до 45 000 кв. м) и в Одессе (40 000 кв. м). Эти проекты нуждаются в инвестициях в размере $50 млн и создадут несколько тысяч рабочих мест.

Кстати, теперь стоимость реализации таких проектов несколько меньше, чем до войны, многие вопросы, включая земельные, решаются проще. Пугливые инвесторы, которые боятся затягивания войны, выходят с рынка, стоимость активов меньше, поэтому вкладывать в Украину выгодно. В то же время вложения в иностранные активы, иногда продиктованные лишь страхом за свои деньги, а не четким инвестпланом, могут оказаться не такими и хорошими.

Поэтому мы продолжаем искать помещения, расширять наши сети, например, в 2023 году появится дополнительно 50 новых магазинов EVA. В сети уже снова более 1000 магазинов и более сотни супермаркетов Varus.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка