Эффективный маркетинг: 15 советов от основателя Amazon Джеффа Безоса
В сентябре 2022 года стоимость Amazon достигла $1 трлн. Что стоит за успехом компании и какие практические советы ее основателя Джеффа Безоса могут взять на заметку руководители и маркетологи компаний.
Джефф Безос запустил Amazon в 1994 году как книжный онлайн-магазин, а затем постепенно добавлял в него все больше товаров, пока не превратил в мирового e-commerce-гиганта. Сегодня Джефф Безос занимает первые места в списке самых богатых людей мира и, учитывая его опыт, можно с уверенностью сказать, что маркетологи и предприниматели могут последовать его примеру. Редактор блога Webpromo Екатерина Лифиренко углубилась в убеждения и философию гения, и обозначила 15 принципов значимость и философию гения, и обозначила 15 принципов значимости.
1. Цените своих клиентов
В книге правил Джеффа Безоса клиенты находятся на вершине цепочки. Клиенты – это то, что двигает Amazon вперед. Он зациклен на покупателях и хочет предлагать им лучшие товары по самым выгодным ценам, быструю доставку и максимально оперативную обратную связь. «Мы воспринимаем наших клиентов как приглашенных гостей на вечеринку, а мы – хозяева. Наша ежедневная работа состоит в том, чтобы сделать каждый важный аспект обслуживания клиентов получше», — говорит бизнесмен.
Джефф Безос советует компаниям сосредоточиться на том, чтобы обеспечить клиентам лучший сервис, который только можно предложить. Несмотря на то, что в Amazon сейчас миллионы клиентов по всему миру, им по-прежнему предоставляют один из самых лучших сервисов. Самое счастье клиента выводит компанию на новый уровень.
2. Относитесь к сотрудникам как к владельцам
Джефф Безос всегда утверждал, что Amazon такой, какой он есть, потому что относится к своим сотрудникам как к владельцам компании. «Мы знаем, что на наш успех в значительной степени повлияла наша способность привлекать и удерживать мотивированных сотрудников, каждый из которых должен мыслить как собственник и, следовательно, действительно быть им», — считает он.
Amazon привлекает лучшие таланты со всего мира во всех секторах: от маркетинга до инженерии.
3. Нанимайте правильно
Еще одно правило, касающееся команды, говорит о том, что культура компании лучше всего формируется первыми сотрудниками. Скорость и трудовая этика Amazon в значительной степени были сформированы Безосом в первые дни. На это сильно повлияли первые члены команды, которых он нанял. По словам Джеффа, в сотрудниках нужно искать одну общую черту: быть правым.
«Мне нужны люди, которые правы в большинстве случаев. В бизнесе всегда лучше быть правым, чем разумным».
4. Находите новые рынки с низкой конкуренцией
Безос считает, что если бы он мог хранить и продавать книги в интернете по мере того, как он продолжал формироваться и развиваться, все авторы и издатели в конце концов представили свои книги в его интернет-магазине для продажи. Сегодня в мире по-прежнему существует множество проблем, которые можно решить с помощью нового мышления и подхода. Если найти новый рынок и нишу, которая только начинает развиваться, можно добиться большего успеха. Но помните, что нужно приложить все усилия, чтобы создать продукт, который решит проблему.
5. Рассказывайте историю бренда
Amazon – это большая история великой американской мечты, которая воплотилась в жизнь. За каждой крупной компанией стоит хорошая история. В 90-е годы создание компании из гаража было отличным рассказом. Сегодня это уже не так привлекательно, потому что многие основатели пошли по этому пути. Продумать интересную историю – это половина дела, также важно разрабатывать стратегию, чтобы донести ее до своей аудитории.
Видение Amazon всегда было непоколебимо. Несмотря на беды, критику акционеров, низкие доходы и продажи. Но при этом Джефф Безос настаивает, что вы должны быть гибки в деталях. Если предложение от кого-то из совета директоров, команды или клиента помогает реализовать свою стратегию, будьте готовы прислушаться, но не отказывайтесь от глобального видения. По его словам, пути достижения можно обсудить, но цель должна остаться прежней.
7. Не зацикливайтесь на конкуренции
Вместо того, чтобы зацикливаться на том, что делают конкуренты, стоит сосредоточиться на потребностях своих клиентов. Если слишком много внимания уделять конкурентам, можно забыть о целях, ради которых создавалась компания.
8. Прислушайтесь ко всем членам команды
В поиске решения проблем внутри компаний руководители часто игнорируют советы или предложения младших членов команды. Безос советует прислушиваться к каждому. Когда предложения и решения предоставляются на основефактов, разумно выслушать даже новичка.
9. Сосредоточьтесь на долгосрочной перспективе
Маркетологи должны стремиться строить долгосрочную стратегию, чтобы их компания могла существовать длительное время. Бренды, работающие очень долго, были испытаны и протестированы в суровых условиях и пережили тяжелые времена.
Не пытайтесь быстро заработать, особенно если это ставит под угрозу ценность компании. Желание быстро заработать немного денег, чтобы удержать компанию на плаву в первые дни – это понятное и правильное решение. Однако убедитесь, что такая стратегия основана на долгосрочных целях.
10. Не бойтесь потерпеть неудачу
Безос пережил несколько грандиозных провалов. Телефон Amazon Fire обошелся компании в миллионы долларов, прежде чем они прекратили его выпуск в 2015 году. Это лишь пример одной из многих неудач. Безос доказал, что может пережить краткосрочные поражения с высокоподнятой головой и сосредоточиться на долгосрочной цели. Маркетологи должны понимать, что неудачи будут в любом случае.
11. Управляйте деньгами бережно
Смысл стартапов состоит в том, чтобы работать как можно дольше. Вместо того, чтобы нанимать больше людей для увеличения фонда заработной платы, когда это не нужно, используйте финансы для улучшения продукта и увеличения продаж. Избегайте ненужных затрат и сосредоточьтесь на клиенте и продукте. Максимально улучшите механизмы и системы, увеличивающие продажи. Вместо того чтобы пытаться нанять каждого талантливого сотрудника, которого только можно найти.
12. Поддерживайте образ мышления и культуру стартапа
Секрет поддержки стартап-мышления и культуры состоит в том, чтобы всегда оставаться ориентированным на клиента. Это связано с тем, что у стартапов никогда нет больших финансов, чтобы удержаться на плаву, если дела пойдут плохо. Все, что у них есть — клиенты, которые доверяют компании.
13. Используйте простые логические решения
Компании могут полагаться на данные, что слишком поздно принимают правильное решение. В результате они могут ввести неправильное решение в неподходящее время. Джефф Безос не всегда полагается на данные. Он принимает решение, основываясь на том, насколько оно логично, даже если показатели противоречат этому. Статистика никогда не переставала быть определяющим фактором бизнеса и играет огромную роль, однако данные имеют ограничения.
14. Используйте правило двух пицц
У Amazon не приветствуются большие встречи, поскольку они могут быть крайне непродуктивными, особенно когда в команде 15 человек. Безос разработал правило двух пицц на ранних стадиях развития компании, и они до сих пор придерживаются этого правила: «Мы пытаемся создавать команды, в которых людей не больше, чем их можно было накормить двумя пиццами. Мы называем это правилом команды двух пицц».
Это сократило собрание до максимум семи-восьми человек. Это сделало встречи более короткими и целенаправленными. Компании не должны тратить драгоценное время на бессмысленные встречи. Краткое и четкое собрание между небольшими командами улучшает концентрацию, производительность, отчетность и последующие действия.
15. Относитесь к каждому дню как к первому
Джефф Безос считает, что компании, руководители которых не относятся к каждому дню как первому, рано или поздно обречены на провал. Только когда основатели и руководители признают, что боятся и не знают, что делать, они могут разработать эффективные стратегии. Признание того, что вы боитесь неизвестного, это первый шаг к пониманию того, как выжить в этом неизвестном.
Читайте также
Преемник Безоса: что известно о новом главе Amazon Энди Ясси