Новые вызовы: как тренды маркетинга изменят рынок ритейла Украины в 2022 году
Магазины будущего, социальная коммерция, умные тележки в супермаркетах, гиперперсонализация и прочее: какие еще тренды в маркетинге розничных продаж ждут ритейлеров в 2022 году и как к ним приготовиться.
Пандемия значительно повлияла на то, как покупатели ведут себя и совершают покупки, и все это ощущается до сих пор. Но мир быстро адаптируется к изменениям. Зная, какие вызовы готовит ритейлерам 2022 год, можно вовремя спланировать стратегию и реализовать ее. В колонке для RAU Managing Director группы Twiga GO Елена Андриевская рассказала, что именно изменится в шоппер-маркетинга.
Создание «магазинов будущего»
В то время как потребители совершают постепенный переход к онлайн-покупкам, концепция магазина меняется. Ритейлеры стараются взять лучшее из физического и виртуального миров, создавая идеальную модель омниканального магазина будущего. Бренды модернизируют сайты своих магазинов, подчеркивая опыт потребителя. Некоторые из них уже ведут live-стрими с офлайн-магазинов и предлагают присоединиться к реальному онлайн консультанту, чтобы тот помог в выборе товара и собрал готовую корзину.
Одной из платформ, которая разрабатывает такие решения, является Go Instore. Компания реализовала функцию видеоконсультаций для ряда брендов, среди которых Samsung, Ribble, Pandora и другие.
Согласно их данным, видеочат и прямые трансляции могут повысить коэффициент конверсии для e-commerce до 20-30%, что эквивалентно коэффициенту конверсии в офлайн-магазине.
Масштабные коллаборации
Время, когда промо создавалось только для одного бренда, уходит в прошлое. Ритейлеры стараются охватить как можно больше брендов, предлагая потребителям выбор и расширяя возможности рекламных кампаний. Одну из таких в этом году мы реализовали для сети супермаркетов АТБ. Впервые мы объединили рекордное количество партнеров — 55 брендов от 13 компаний-производителей.
По условиям акции участники должны были приобрести по меньшей мере один товар бренда или оплатить покупку картой платежной системы Visa, которая также стала партнером акции, и зарегистрировать код по чеку на сайте. Менее чем за месяц были выданы рекордные 8,7 млн кодов, что в 5,1 раза больше, чем во время предыдущего всеукраинского промо сети.
Социальная коммерция
В топ выходит социальная коммерция. По данным Insider Intelligence, 35,9% онлайн-пользователей США совершают по меньшей мере одну покупку в социальных сетях в год. 97% потребителей поколения Z используют социальные сети как основной источник вдохновения для совершения покупок. 40% подписаны на бренды, которые им нравятся в социальных сетях. И, похоже, социальные сети подстраиваются под потребности брендов и их потребителей.
В 2020 году Instagram запустил функцию шоппинга, которая позволяет пользователям покупать товары сразу с фото и видео в любом разделе приложения. За этот же год только в США почти 80 млн человек совершили покупку напрямую в социальных сетях. По прогнозам, к 2025 году эта цифра вырастет почти на 37%.
В Украине наблюдается тот же тренд. В 2021 году сумма продаж через социальные сети увеличилась на 17%, а средний чек вырос на 30% и составил $23,5.
Бесконтактные покупки
Тренд на бесконтактные покупки остается и, кажется, во многих странах это стало нормой. В супермаркетах появляются умные тележки, которые сами определяют товар с помощью датчиков веса и камер, освобождая покупателя от необходимости сканировать штрих-коды. Кроме того, такие тележки оборудованы терминалами для оплаты, что помогает избежать очередей и близкого контакта как с продавцом, так и с другими покупателями на кассе.
Упор на улучшении сервиса
В омниканальных продажах ключевое значение будут иметь технологии, которые способны улучшить качество обслуживания клиентов. Многие компании уже работают в этом направлении. Так, например, Watsons воспроизвел опыт физических покупок в интернете с помощью приложения, которое использует виртуальную реальность. Клиент может подобрать тональную основу, примерить любую помаду или попробовать новый цвет волос, после чего купить товары сразу со смартфона.
Сеть Rossmann вводит в своих офлайн-магазинах услугу оплаты с автоматическим сканированием. Клиенты могут сканировать товары с помощью смартфона, а платить на обычной кассе или кассе самообслуживания.
Покупки со смартфона
Согласно исследованию PwC, покупки через мобильные устройства являются самым быстрым каналом продаж. Во всем мире количество потребителей, которые делают покупки каждый день или каждую неделю с помощью смартфонов, увеличилось на 325% за последние пять лет. В частности, потому что это экономит время.
Оплачивать покупки через смартфон стало проще и безопаснее благодаря интеграции с платежными системами Google Pay и Apple Pay. А приложения с камерами, например камера Google, позволяют отсканировать любой предмет и за мгновение найти его в сети.
Спрос на гиперперсонализацию
Если раньше персонализация ограничивалась целевыми предложениями, то сейчас клиенты требуют особого подхода к их обслуживанию. Потребителю не хватает простого упоминания его имени в электронной рассылке. Он готов делиться персональными данными, если будет получать предложения еще уже и направленнее.
Еще в 2017 году бренд сладостей Cadbury использовал гиперперсонализированный подход к своим клиентам в Индии, где шоколад не очень распространенный подарок. Чтобы повлиять на это, бренд запустил кампании, где пользователи могли автоматически создавать персонализированные видеопоздравления с именем и фото, которые были взятые из профиля на Facebook. Получатель мог просмотреть ролик, получив коробку шоколада, с помощью QR-кода или поиска номера на сайте.
Компания достигла 65% CTR среди получателей, а 90% зрителей присмотрели персонализированное видео до конца.
Брендинг на базе ценностей
То, что отстаивают бренды, становится все более важным для потребителей. Согласно ежегодному «Барометру доверия» Edelman Trust, потребители ставят доверие к бренду на второе место после цены, когда принимают решение о покупке. Люди ищут бренды, которые отражают их ценности и убеждения, и хотят, чтобы компании делали больше для решения широкого круга социальных проблем. Например, боролись с климатическими изменениями и истощением природных ресурсов, сократили выбросы углерода и отходы от упаковки.
Читайте также —
Как дополненная реальность меняет ритейл: аналитика, метрики и кейсы