Crypto CRM: шаг на встречу покупателю, токены лояльности и отчуждаемые маркетинговые активы
Какие возможности открываются для розничных брендов и для их клиентов, если строить персонализированный маркетинг с помощью инструментов, которые работают с использованием современных технологий, таких, например, как блокчейн и смарт-контракты.
Котировки криптовалют бьют рекорды. Биткоин за год вырос с $5339 до $56 861. Крупные финансовые игроки, похоже, поверили в крипту, и переводят в этот актив значительные средства из обычных денег, выпускаемых государством (фиатные деньги). Недавно Илон Маск купил биткоинов на $1,5 млрд. Похоже пришло время разобраться, что же такое блокчейн, почему это надолго и можно ли использовать эти технологии для своего бизнеса.
Почему блокчейн и смарт-контракты
Блокчейн — это распределенный реестр записей о чем угодно, но чаще всего о крипто-деньгах, который одновременно хранится на множестве компьютеров и, поэтому, его практически невозможно уничтожить. Записи в этом реестре организуются в виде блоков (отсюда и название, blockchain — “цепочка блоков”). Блоки между собой соединяются с использованием крипто-алгоритмов. Поэтому, если блок записан в блокчейн, то изменить что-либо в блоке невозможно. Таким образом у человечества появилось место, куда можно записать информацию, и не бояться, что ее изменят.
Но просто защищенного реестра мало. Нужно защитить еще отношения между договаривающимися субъектами и решать кто кому, сколько и чем платит. В обычной жизни посредниками, которые регулируют отношения субъектов, является институт нотариусов или судебная система, но это долго и дорого. Поэтому смарт-контракты получили перспективу. Смарт-контракт — это программный код, который сам размещен в блокчейн и, как следствие, его нельзя изменить. Благодаря этому смарт-контракту могут доверять обе стороны отношений. Он может выполнять роль независимого посредника, вместо нотариуса или суда.
Как результат, мир получил инструменты для построения абсолютного доверия сторон при природном недоверии каждой из них. Все это защищено математикой, читай вселенной.
Как же можно использовать все эти космические механики в отношениях лояльности между продавцом и покупателем. Давайте разбираться.
Почему это интересно для программ лояльности
Что дает гарантированное вселенной доверие сторон? Правильно. Можно переместить программы лояльности в сторону рынка обязательств. Бренд может выпустить токены лояльности, обеспеченные его обязательствами принять токены обратно в обмен на товар или услугу бренда. Токены могут использоваться для монетизации отношений с клиентом. Бренд продает целевому клиенту рекламу и платит ему токены за просмотр. Рекламный бюджет бренда уменьшается, денежные средства высвобождаются. Следующий шаг в ломке стереотипов — это отчуждаемые токены лояльности и передача обязательств бренда от одного клиента другому прямой пересылкой токенов с кошелька на кошелек. Возникает вторичный рынок активов лояльности. Давайте попробуем посмотреть, что это все дает бренду и его клиентам.
Возможности, которые получает бизнес
Программы лояльности, промо активности и маркетинговые программы, поставленные на “крипто рельсы”, открывают для бизнеса совершенно новые возможности.
Эмиссия своих токенов и их первичное распределение. Можно выпустить собственные токены, которые будут носить уникальное имя, распределить их по кошелькам главных менеджеров бренда для дальнейшего использования при финансировании маркетинговых программ.
Обслуживание оборота токенов. Кошельки могут быть встроены в клубное приложение бренда. Обслуживается оплата токенами за товар.
Покупка брендом персональных данных у их владельца за токены лояльности. При подписании смарт контракта на участие в программе лояльности могут определяться условия доступа бренда к персональным данным.
Реклама с оплатой за просмотр. Без посредников. Бренд платит токены персоне. Персона возвращается с токенами в магазин бренда.
Персонализированное предложение. На основе персональных данных и персонального бюджета лояльности. Исходя из интереса персоны. Исходя из действий персоны в каналах продаж.
Покупка у персоны отзывом о продуктах. Бизнес собирает уникальные персонализированные данные об опыте использования и предпочтениях персоны касательно купленной продукции бренда.
Маркетинговые исследования нового уровня. Быстро. Дешево. С оплатой токенами за участие в фокус группе. По подтвержденному опыту потребления продуктов бренда.
Новые механики продаж. Продажа права на групповую покупку. Продажа права на открытие торга с брендом.
Отчуждаемые маркетинговые активы. Токены передаются без ограничений. Клиент, получивший токены лояльности, может передать их другой персоне, которая вернется с ними к бренду, чтобы отоварить эти обязательства. Расширение пула клиентов за счет отчуждаемости активов.
Новая природа лояльности. Персонализация в отношениях и ликвидность маркетинговых активов бренда являются основой роста лояльности.
Монетизация отношений между клиентами. Оплата услуг и советов. Коммуникация между клиентами в рамках программы лояльности бренда может быть монетизирована, что приведет к росту ликвидности токенов бренда.
Риски для бизнеса
Вместе с преимуществами новой модели построения маркетинга есть и риски, которые стоит отметить.
Свободный оборот обязательств. Токены лояльности имеют свободное обращение и бизнес перестает контролировать их оборот. Может появиться вторичный рынок, где бизнес будет всего лишь одним из игроков рынка. Это ставить крест на возможностях для бренда безболезненно отозвать свои обязательства и надеяться на то, что они не будут предъявлены. С другой стороны, свободный оборот токенов бренда повышает ценность бренда в глазах людей.
Законодательные риски. Государства не успевают за бурным развитием крипто валют и технологий на основе блокчейна и смарт-контрактов. Бизнес может попасть в правовой вакуум, когда применяемые технологии еще не регулируются законодательно. Вместе с тем, токены лояльности — это не ценные бумаги, это право на получение скидки при покупке. В конечном счете все это сводится к вопросам регулирования ценообразования, которые хорошо определены в законодательстве.
Лучше один раз увидеть
Пример клубной программы лояльности можно найти у кофейной марки WOW Coffee Roastery, которая запустила клуб для своих клиентов WOW Coffee Club. В клубе оборачивается собственный loyalty токен – wow coin. Участие в клубе обслуживается смарт контрактом. Развернута реферальная программа для привлечения в клуб новых участников. Бренд выпускает сертификат подлинности на каждую пачку кофе. Отслеживается жизненный цикл каждой пачки кофе. Участник клуба может оставить свою метку в истории купленной пачки и получить за эту активность монетку. Оставленные метки используются брендом при построении маркетинговых кампаний. В клубе реализована групповая покупка кофе. Друзья и коллеги могут объединяться и покупать кофе на специальных ценовых условиях.
Клуб открыт для всех. Чтобы попасть в клуб, нужно установить клубное приложение, пройти регистрацию и присоединиться к клубу. Программа лояльности клуба развернута на маркетинг платформе YAYE.life.
Материал подготовлен YAYE.Marketing Lab.
YAYE.Marketing Lab. Консалтинговая группа, которая специализируется на построении персонализированного маркетинга, программ лояльности и промо активностей для b2c брендов с использованием технологий блокчейна и смарт контрактов.
Читайте также —
Как живет товар после продажи: продуктовый маркетинг с использованием сертификатов подлинности