Бизнес в сети: как цифровая революция открывает ритейлерам новые возможности для заработка
Слияние онлайн- и офлайн-торговли происходит быстрее даже самых смелых прогнозов. Компании, которые сумеют использовать этот тренд, получат возможность опередить конкурентов.
По данным исследования e-Mаrketer, розничная электронная торговля в мире за 2017 год выросла на четверть – до $2,3 трлн — пишет портал biz.nv.ua. Хотя пока что в мире объем продаж электронной коммерции составляет лишь 10%, ситуация быстро меняется.
Для небольших компаний интернет предоставляет отличную возможность успешно конкурировать с признанными гигантами и завоевывать лояльную аудиторию. Примером может служить история Артема Причинского и Геннадия Поцапа. Начинающие предприниматели недавно открыли в столице модную пиццерию Shotam. С первого месяца – десятки чеков ежедневно. При том, что средняя сумма чека составляет 250 грн.
Бизнесмены сделали ставку на размещение в районе с платежеспособными клиентами, а также вели работу с клиентами еще до открытия – в Instagram. Артем рассказывает, что 30% гостей пришли в пиццерию через эту социальную сеть. К моменту открытия Shotam имела 2700 подписчиков. Сейчас их более 3500.
«И я вам скажу, что люди, которые у нас работают над Instagram, как бы это ни звучало, удаляют некоторых людей, которые нам не нужны: интернет-магазины, людей из других городов. Мы оставляем только нашу аудиторию», – рассказывает Геннадий Поцап.
А вот всеукраинская сеть по продаже деликатесов Winetime начинала наоборот – с офлайна. Работает по простой схеме: клиент заходит на сайт, набирает товаров в виртуальную корзину, дает согласие на покупку. Затем заезжает в магазин, платит, и забирает пакет с заказом. Большого количества новых клиентов это не добавляет, и онлайн-продажи пока уступают офлайновым. Впрочем, без них уже не обойтись.
«Ибо интернет – это все равно канал продаж. Если там не присутствовать, то это место с удовольствием займут другие. Динамика говорит о том, что этот бизнес – перспективный», – говорит директор онлайн-направления сети Сергей Матушевич.
По данным исследовательской компании GfK, более 20 млн украинцев сегодня пользуются интернетом и являются потенциальными онлайн-клиентами.
Ирина Кравченко, ведущий специалист отдела развития электронной коммерции компании Metro Cash&Carry Украина, рассказывает, что более 10 млн человек заказывают различные товары через интернет. Наибольшим спросом пользуются непродовольственные товары: обувь, техника, одежда.
«Но есть более 500 000 людей, которые регулярно заказывают продукты питания. Это люди обеспеченные, занятые или домоседы, находящиеся в офисе, которым понадобился на какой-то фуршет или на конференцию определенный вид товара», – подчеркивает она.
Большой бизнес вкладывает в электронную коммерцию. Главное – понять, что нужно клиенту, а что его отпугивает. Многие специалисты считают, что нужно следить за трендами, которые в основном появляются на Востоке. В частности, в Китае одним из самых заметных трендов стало появление омниканального ритейла – сочетание онлайн- и офлайн-торговли.
Второй пример – наблюдается появление вертикально-интегрированных брендов. Сильные бренды, предлагающие качественные продукты, начинают самостоятельно продавать свои товары. У них есть свой сайт для электронной коммерции, и через него они напрямую продают свои продукты потребителям.
Третий тренд – автоматизация потребления. Это означает, что бытовая техника, например, стиральная машина, будет подключена к интернету и будет сама заказывать стиральный порошок.
Но главный прорыв в этой области произойдет, когда компании преодолеют главное препятствие электронной коммерции – так называемую «последнюю милю». Сейчас ведущие игроки рынка, такие как Amazon и Alibaba, активно инвестируют в это направление. Например, используют дроны и беспилотные автомобили. Впрочем, проблема до сих пор актуальна и многих побуждает к походу в обычный магазин.
Читайте также —
Юлія Пузирьова, Watsons Ukraine: Як e-commerce змінює бізнес-модель великого рітейлера