Невооруженным глазом: взлет и падение крупнейшей профильной сети Оптика 1st

Невооруженным глазом: взлет и падение крупнейшей профильной сети Оптика 1st

21.02.2022 08:15
  879
Костянтин Симоненко

О том, что у сети Оптика 1st возникли проблемы, публично стало известно в начале февраля. Сеть из 230 салонов, куда вложены средства десятков инвесторов на общую сумму до $10 млн, сообщила на своих страницах в соцсетях о реформировании: отделение некоторых салонов и приостановку деятельности других.

Читайте українською

Как сообщает портал Liga.net, в Оптика 1st вкладывали миллионы долларов, рассчитывая получать до 40% годовых. Инвесторов подкупало то, что они могут не заниматься операционной деятельностью, а доверить управление Вадиму Щичко – предпринимателю, уверявшему, что риски минимальны, поскольку бизнес-салон оформлялся на инвестора. В итоге за два с половиной года сеть выросла до более чем 230 торговых точек по всей Украине. Но все изменилось после 31 декабря 2021 года, когда инвесторы узнали, что Щичко мог не совсем корректно вести бухгалтерию. RAU предлагает адаптированную версию публикации.

Амбициозная история

Вадим Щичко начинал с открытия одного салона оптики в Днепре еще в 2016 году. Бизнес шел хорошо. Он привлек инвестиции родственников на открытие еще шести салонов и офтальмологической клиники. На этом этапе предприниматель задумался о масштабировании. Ранее в СМИ Щичко рассказывал, что рассматривал вариант развития по активной франшизе с роялти в 5%. Но соискателей было мало. По словам не названного бывшего менеджера сети Оптика 1st, оптический бизнес достаточно сложен, специфичен и чтобы научить инвестора управлять, понадобился бы как минимум год – время для погружения во все нюансы операционной деятельности.

Потому начали привлекать пассивных инвесторов. Они должны были вложить $40 000 в открытие одного салона (площадь в среднем 40 кв. м), за что Вадим Щичко предложил 100% управление салоном, годовой доход в виде чистой прибыли от продаж, а после выхода на окупаемость (не более 2,5 лет ) разделить прибыль 50/50.

Однако привлечь большое количество инвесторов получилось не сразу – к концу 2020 года Оптика 1st насчитывала 38 салонов, рассказывал Щичко. Но после того как Оптика 1st заинтересовался УкрИнвестКлуб (в который входит более 1000 инвесторов, говорится на его сайте), количество подписанных договоров возросло в разы и к лету 2021 года работало уже около 140 салонов.

Всего с момента развития франшизы, с лета 2019 года, более 100 инвесторов вложили в сеть Вадима Щичко более $10 млн, говорится на сайте сети. Forbes писал, что выручка Оптика 1st в 2020 году составила 36 млн грн ($1,3 млн), а за семь месяцев 2021-го – 116 млн грн ($4,3 млн). Благодаря привлеченным деньгам Оптика 1st за два с половиной года увеличила сеть до более чем 230 торговых точек. И опередила по этому показателю лидера рынка Люксоптика. Два салона были открыты в Польше. В планах Щичко, которые он озвучил в конце 2021 года – увеличить сеть до 500 салонов.

Что привлекало инвесторов

Примечательно, что договор подписывал ФЛП-инвестор с физическим лицом – Вадимом Щичко. «Это типичный договор Оптики, риски с физлицом так же высоки, как и в случае подписания договора с юрлицом без активов, что мы объясняли инвесторам, которые к нам обращались. Хотя материальными активами владеют инвесторы. Все закупки по сути шли от их ФЛП» , – объяснил LIGA.net Дмитрий Карпиловский, соучредитель УкрИнвестКлуба.

Этим и привлекал инвесторов Щичко: риски при владении оборудованием и товаром – ниже. Конечно, этот фактор был важным, но больше инвесторов интересовала высокая доходность, быстрый рост и огромный масштаб сети.

Доверие усиливали рекламные материалы и редакционные статьи в известных СМИ. Основатель IT-компании Netpeak Group Артем Бородатюк рассказывал Forbes летом 2021 года, что он инвестировал $200 000 в пять салонов и каждый приносит ему $1500 в месяц (это в среднем 3-4% доходности ежемесячно, или 36 – 48% в год – ред.). После окупаемости инвестиций Бородатюк рассчитывал на прибыльность 1,5%. Веру в успех инвестиций в Оптика 1st не пошатнуло даже увольнение 15% работников, которые, по словам Щичко, не хотели вакцинироваться.

Но 31 декабря 2021 года на одном из ютуб-каналов опубликовали видео (сейчас недоступно) с внутренними документами из Google-аккаунта Оптика 1st. В них была отмечена статистика для инвесторов – как точка выходит на плановый показатель. В общем, получалось, что цифры, которые показывают инвесторам, ненастоящие. После этого видео, говорит Дмитрий Карпиловский, инвесторы начали задавать вопросы и глубже изучать первичную документацию и отчеты.

Что пошло не так

По словам Карпиловского, у него есть только один открытый магазин, а второй не открылся, и где вложенные в него деньги не ясно. Позже, изучив документы, выяснилось, что у многих ФЛП накапливался долг перед поставщиками оправ и линз, а в конце даже перед налоговой, за аренду помещения, невыплаченные зарплаты, невыполненные заказы. И долг составляет 150 000 – 200 00 грн. Также соучредитель УкрИнвестКлуба говорит, что управляющий сети массово проводил липовые покупки, чтобы по финансовой отчетности показывать большую выручку («дорисовывалось» более 70% выручки) или скрывал расходы и задолженности перед поставщиками. Более того, где-то 43 салона, на которые давались деньги, не были открыты вообще.

Бывший менеджер Оптика 1st, на условиях анонимности, рассказал, что Щичко сначала продумал рабочую бизнес-модель, но во время развития сети допустил несколько ошибок. Он потерял контроль над операционной деятельностью из-за резкого масштабирования и неверно подобрал топ-менеджмент. О проблемах с операционной деятельностью Оптика 1st Вадим Щичко стал говорить инвесторам в середине января. На просьбу влить дополнительно суммарно $2 млн, без выплат доходности пару месяцев, он получил отказ.

Инвесторы предложили Щичко передать его салоны (10 шт.) и офтальмологические клиники (2 шт.), а также доли в салонах партнеров на общую сумму свыше $1 млн в общее владение инвесторов и попытаться спасти сеть, но в конце концов договориться не удалось, говорит Карпиловский Поэтому сейчас каждый инвестор решает, что делать дальше самостоятельно. Кто-то будет закрывать точки, кто-то попытается продолжить их работу.

В начале февраля в компании сообщили, что каждый, кто сделал заказ, получит его по почте или в магазинах его города. Но под постами в комментариях клиенты пишут, что в их городах (Киев, Ивано-Франковск, Херсон, Тернополь, Харьков и другие) магазины, где они покупали товар, закрыты и они не могут получить заказ (некоторые клиенты – несколько тысяч гривен) , а в службе поддержки сети не отвечают.

Что будет дальше

Как говорит Артем Бородатюк (у него и его партнеров Netpeak в собственности 14 салонов), после начала кризиса в Оптике 1st им в определенной степени повезло и удалось оперативно сформировать рабочую группу из экспертов оптического рынка. Сейчас специалисты производят глубокий аудит работы своих магазинов. Если подтвердятся нарушения со стороны Оптики 1st перед клиентами, партнерами, сотрудниками, инвесторами, то он с партнерами рассмотрит вариант самостоятельного управления 14 салонами, опираясь на привлеченных экспертов. «Это будет единственный для нас способ спасти наши инвестиции и выполнить обязательства перед третьими сторонами. Через неделю мы сможем больше сказать и о результатах аудита», – отметил Бородатюк.

Дмитрий Карпиловский говорит, что сейчас рассматривается вариант подачи коллективного заявления инвесторов в правоохранительные органы. Вадим Щичко по-прежнему находится в Днепре, говорят инвесторы. Он не ответил на звонки и сообщения корреспондента LIGA.net.

Наш комментарий

Как отмечает глава правления Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук, эта история очень показательна. Во-первых, тем, что население имеет огромные средства, которые люди готовы инвестировать в прибыльный бизнес. «Несложные подсчеты показывают, что только эта сеть могла собрать около $12 млн. Потенциальные инвесторы постоянно ищут разные варианты», – считает Андрей Жук.

Во-вторых, Оптика 1st доказала, что на рынке магазинов оптики существует незанятая ниша, ориентированная на сегмент «средний минус». И развитие подобной сети оптик вполне возможно, это рабочий бизнес. Жаль, что первый блин получился «комом», однако есть надежда, что крупнейшие инвесторы смогут объединиться и организовать работу оставшихся 30 или 50 салонов Оптика 1st.

Читайте также —

Вадим Щичко, основатель Оптика 1st: Нарастим сеть до 500 магазинов в Украине за 2023 год


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка