Вадим Щичко, основатель Оптика 1st: Нарастим сеть до 500 магазинов в Украине за 2023 год

Вадим Щичко, основатель Оптика 1st: Нарастим сеть до 500 магазинов в Украине за 2023 год

06.12.2021 08:30
  1622
rau

Основатель сети магазинов Оптика 1st Вадим Щичко о развитии по принципу пассивной франшизы, первых магазинах в Варшаве и амбициях покорить мир.

Читайте українською

Компания Оптика 1st успешно работает с 2016 года и за это время выросла до более чем 200 магазинов в разных уголках Украины. В октябре 2021-го ритейлер также начал освоение польского рынка. В интервью RAU основатель Оптика 1st Вадим Щичко рассказал о том, как развивает крупнейшую в стране сеть оптик и какую экспансию планирует на западные рынки.

Активная “пассивная франшиза”

— С чего все началось?

— Все началось с офтальмологической клиники «Зірочка» в Днепре. Позже открыл клиники в Киеве в Кривом Роге под брендом “Офлальмология 1st” после чего занялся развитием оптик. Первый магазин открыл 15 января 2016 года в Днепре и за первых год работы довел сеть до семи торговых точек. Сначала пытался запустить активную франшизу, но ни одной не продал. Мне кажется, что под активную франшизу нужно создавать управляющую школу, которая будет обучать людей, поскольку сложно донести все операционные моменты новому человеку. Потому выбрал модель пассивной франшизы и приступил к поиску инвестиций.

— Как работает эта модель?

— Если в активной франшизе управлением бизнеса (от закупок до продаж) занимается собственник, то в пассивной – мы предоставляем консультации ФЛП, работающим в отдельных магазинах. Ошибки, сделанные мною до масштабирования сети, в пассивной франшизе уже учтены.

Что именно стало отправной точкой роста для сети?

— То, что бизнесом занимаюсь лично я. У меня есть работоспособная модель, которая показывает хорошие результаты. И частный предприниматель зарабатывает, с которым сотрудничаем, и после окупаемости объекта начинаю зарабатывать и я.

Какова сумма инвестиций в один магазин?

— Инвестор вкладывает $33 000 — 40 000 в одну оптику.

Сколько сейчас в общей сложности магазинов в сети?

— 237 оптик в Украине, еще 2 – в Польше.

Оценивали, какую долю рынка оптик может занимать Оптика 1st с таким количеством магазинов в Украине?

— Мы лидируем по количеству магазинов в Украине. Значительную долю занимает Люксоптика, но она уже работает 27 лет на рынке. Считаю, что сравнивать нас не совсем правильно, у нас немного другой сегмент покупателей. Есть еще около 40 магазинов Fielmann. Но с учетом одиночных оптик, оценить долю рынка сложно. Я всегда выступаю за здоровую конкуренцию.

Сколько у вас собственных магазинов и сколько работают по франшизе?

— 10 магазинов – собственных, остальные – по франшизе.

Ваши магазины охватывают всю Украину?

— До конца 2021 года будем присутствовать в 150-ти городах Украины.

Какие средние площади магазинов Optika 1st?

— В среднем 30-100 кв. м, но, как правило, в больших торговых точках всю квадратуру не задействуем. В идеале для нас – это 50 кв. м.

Предпочитаете локации в стрите или торговые центры также рассматриваете?

— Мне исключительно нравится стрит. Я работал в торговых центрах, и мне не понравилось. Не исключено, что после ковидной истории в Украине мы будем туда заходить, но это будет точно не раньше, чем через год. А может, выгоднее будет развиваться в Европе.

Польский вектор

— В каких городах Польши вы открыли первые магазины?

— Оба магазина находятся в Варшаве.

— Почему решили выходить именно на этот рынок?

— Мне кажется, что мы очень близки по ментальности с поляками. Например, в Словакии мне было бы сложнее начинать бизнес из-за барьера общения. В Польше работают и проживают многие украинцы.

Как вы оцениваете конкуренцию на польском рынке?

— Она, на самом деле, идентична с украинской, если брать статистику по количеству оптик. В Польше тоже есть премиум сеть, как у нас Люксоптика, и много одиночных магазинов. Но в Польше у меня другая стратегия развития. Если в Украине я начинал с маленьких городов, затем открывался в крупных, то в Польше все наоборот. У них своя домашняя ментальность: если бы я открылся в маленьком городке, они бы меня не заметили. В Польше я хочу открыться сначала в больших городах, зарекомендовать себя, закрепиться, а дальше спускаться в более мелкие города с меньшим количеством населения. Хочу, чтобы к тому моменту Оптику 1st уже узнавали.

— Как анализируете рынок? Работаете с польскими консультантами по этим вопросам?

— Все решения принимаются лично мной. У меня есть правило – сколько бы советчиков не появлялось, ты должен сделать выбор сам, и какой бы он ни был, он будет правильный, потому что он твой. Если мы допустили ошибку, мы за нее заплатим соответствующую цену, но при этом научимся и постараемся таких ошибок больше не делать.

Вы довольны первыми результатами работы на польском рынке?

— Работаем только вторую неделю, сложно пока анализировать. Но уже столкнулся с ментальностью, что украинцев здесь не очень любят. Есть проблема с персоналом и нужно больше времени, чем в Украине, чтобы ее решить. Поэтому часть персонала будем перевозить из Украины, чтобы они работали в паре с поляками. Надеюсь украинцами влить в польский бизнес энергии. Потенциал для масштабирования вижу, но не скоростной.

Не возникает ли проблем с логистикой?

— Мы полностью работаем на польском товаре. Здесь очень много лояльных поставщиков с качественным товаром.

Меняли позиционирование или название своего бренда в Польше?

— Нет, фирменный стиль, ценовая группа товаров и выкладка максимально идентичны украинским. Хочу сохранить название независимо от того, в какой точкой мира магазин находится.

Другие страны рассматриваете для открытия своих магазинов?

— Не хочу заранее прогнозировать. Если в Польше у меня были знакомые, то, например, в Чехии и Словакии таких нет. Нужно будет все проанализировать, учитывая финансовые и трудовые расходы. Но я планирую открыть по два магазина в 11-ти странах и потом развиваться в тех из них, где бизнес пойдет лучше.

Большие амбиции

Насколько изменился товарооборот сети по сравнению с 2020 годом?

— Некорректно будет сравнивать, потому что в конце 2020 года у нас было 38 магазинов. За год открыли 200 торговых точек. Каждый месяц цифра меняется колоссально.

— Взрывной рост сети не повлиял на качество?

— Не скажу, чтобы сильно, но качество мы потеряли. Поэтому создали свою школу, которая занимается обучением. Сейчас у нас 1700 человек в штате, открыто 158 вакансий. Есть какие-то моменты, но главное, что мы их видим, понимаем, и знаем как их решить.

Какой средний срок окупаемости одной торговой точки Оптика 1st?

— В среднем два года, но есть магазины, которые окупились за 17 месяцев.

Помимо расширения сети и выхода на зарубежные рынки, над чем еще планируете работать в ближайшем будущем?

— Скорее всего, начну масштабирование офтальмологических клиник. Но здесь также есть ограничители роста: не так легко будет найти медиков с соответствующей специализацией. А вот продавать какие-либо дополнительные медицинские товары в оптиках не планирую. Если это магазин техники, то в нем все должно быть связано с техникой и электроникой, если оптики – то только связанное с оптикой. Иначе магазин превращается в рынок.

Как удалось бурно развиваться в период пандемии коронавируса?

— Если первые локдауны мы прошли хорошо, то последний карантин нас прилично затормозил. Работать мы можем, но есть много государственных ограничительных факторов для клиентов, которые даже не могут к нам зайти. Нам приходится объяснять сотрудникам, что не имеем права с ними работать, пока у них не будет сертификата вакцинации от COVID-19 или ПЦР-теста. Кто-то идет и делает, а кто-то увольняется. Иногда очень хорошие сотрудники. На самом деле это очень грустно, поскольку наши обученные сотрудники просто идут работать в другие оптики, которые не соблюдают все эти требования.

Я не знаю, как другие бизнесы работают, но у меня в сети ежедневно проходит по 30 проверок на предмет соблюдения антикоронавирусных требований.

Если во время первого и второго карантина мы получали определенные скидки на аренду, то сейчас, работая в «красной зоне», такого уже нет. Если и есть единичные случаи, то это скидка на аренду на уровне 20-30% не больше одного месяца.

Какие еще цели ставите перед собой на следующий год?

— Покрыть полностью Украину, открыв 500 магазинов. Если будут хорошие локации, будем быстро развиваться, если не будет, скорее всего будем переключаться на Польшу. Я принял решение переехать в Варшаву, чтобы запускать и контролировать магазины лично. Что касается Украины, то открывая свои магазины в маленьких городах, мы решаем огромную проблему с диагностикой зрения, ведь там просто нет такой возможности. Считаем это своей социальной миссией.

Читайте также —

Обманчивая легкость: 10 причин, почему украинским ритейлерам не удается закрепиться в Польше


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Владимир Матвийчук: В своем новом проекте GABAR я вижу большой потенциал, сеть Галя Балувана развиваем с действующими партнерами

Владимир Матвийчук: В своем новом проекте GABAR я вижу большой потенциал, сеть Галя Балувана развиваем с действующими партнерами

Соучредитель сети Галя Балувана и владелец бренда Multi Cook рассказывает о концепции своего нового проекта – сети...
time icon  
  85
Все новости рынка