Базар-с-тележкой: зачем основатель Укрзолото открывает центр Новый Базар
Алексей Рогожинский презентует свой очередной проект: в столичном районе Троещина он открывает концептуальный центр Новый Базар.
Для многих украинцев слово «базар» традиционно ассоциируется с продуктовым или вещевым рынком, громкими продавщицами, неопрятными лотками и продукцией сомнительного качества. Алексей Рогожинский, основатель сети ювелирных магазинов Укрзолото, уверен, что такое настороженное отношений можно и нужно менять. Он намерен запустить абсолютно новый проект — Новый Базар на Закревского, 22, в котором будут совмещены достоинства супермаркета и рынка. О деталях своего проекта Алексей рассказал в эксклюзивном интервью RAU.
— Расскажите о планируемом формате Нового Базара: что он будет собой представлять?
— Это будет культурный европейский базар новой для Украины концепции. Посетители смогут совершать покупки, не таская тяжелые пакеты, а перемещаясь с тележкой по крытому помещению, выбирать качественные и свежие продукты по доступным ценам.
Основная часть арендаторов – либо производители, либо опытные операторы, уже достаточно долго работающие в этой сфере. Практически в каждом отделе будет представлено не меньше десяти поставщиков, что даст покупателям возможность выбрать лучшее предложение. Это своеобразный гибрид, который возьмет лучшее от супермаркета: контроль качества, широкий ассортимент, комфорт для клиентов; и от базара: натуральную продукцию, низкие цены, прямые поставки от производителей.
Читайте также — Как ритейл оценивает новый ТК Кубометр в Днепре
Новый Базар для арендатора
— Не боитесь, что многие негативно воспринимают слово «базар» и не воспринимают подобный формат как цивилизованный ритейл? Подсознательно ждут не всегда высокого качества, обвеса, завышенных цен в расчете на последующую торговлю…
— Я не считаю, что к рынкам и базарам такое уж негативное отношение. А свойственные стихийным рынкам недостатки мы устраним. Например, обвешивать покупателя будет невозможно: каждый арендатор будет пользоваться электронными весами, которые предоставляем и проверяем мы. По всему Новому Базару установим наши же контрольные весы, и посетитель сможет проверить свою покупку. Более того – в правилах жестко указано, что взвесить покупку можно не только на весах конкретного продавца, но и у любого другого – отказать они не имеют права.
Предусмотрен очень жесткий контроль качества: оборудована лаборатория и вся продукция будет проверяться на нитраты, химикаты и пестициды, металлы, радиацию и так далее. Все сертификаты и документы на продукты тщательно изучаются. Таким образом, некачественная продукция не сможет попасть на прилавки.
А насчет поторговаться – так это наоборот, хорошо (улыбается). В супермаркете не поспоришь насчет цены, а у нас можно и поговорить, и попробовать продукцию, и поторговаться. Общение покупателя с продавцов – наше преимущество.
Наша задача – не привязываться к месту, а привязываться к людям. Сегодня место актуально, работаем. Через десять-пятнадцать лет ситуация изменится – переедем
— Какая общая торговая площадь комплекса и сколько в нем торговых мест?
— Общая площадь – около 2500 кв. м, на первом этапе предусмотрено обустройство примерно 150 торговых точек, на которых ежедневно будут работать свыше 180 человек. Вообще же мы создаем напрямую более 350 новых рабочих мест.
— Это ваше помещение, или вы его арендуете?
— Применяем такой же принцип, что в случае с Укрзолотом – все помещения только арендуем. Мы не собираемся ни покупать здания, ни строить. Наша задача – не привязываться к месту, а привязываться к людям. Сегодня место актуально, работаем. Через десять-пятнадцать лет ситуация изменится – переедем.
— Все места уже заняты?
— Думаю, что к открытию, намеченному на 8 июля, вакантность будет нулевая.
— Как формировали пул арендаторов?
— Как таковых, сетевиков в пуле нет, если не считать тех случаев, когда арендаторы управляют несколькими торговыми точками в разных местах. Часть известных брендов пришла, продав предпринимателям франшизу, часть – сами. Мы практически не брали новичков: нам очень важно, чтобы у человека уже был успешный опыт ведения бизнеса, и он не учился на собственных ошибках в нашем центре. Это тоже вопрос, непосредственно имеющий отношение к качеству.
Мы предоставляем арендаторам все условия для работы, занимаемся формированием покупательских потоков, на что предусмотрен отдельный и немаленький бюджет. Их задача – дать максимальное качество продукции для наших покупателей.
Новый Базар состоит из двух частей: В2В и В2С. Как бизнес-партнер мы даем арендаторам торговое оборудование, площади, возможность для хранения товара. Фактически, предлагаем предпринимателям «бизнес под ключ»: ему остается заниматься лишь своей непосредственной задачей. Покупателям мы даем возможность совершать комфортные покупки, не испытывая неудобств, и получать гарантированно свежую и качественную продукцию.
— Подбирали арендаторов сами?
— Формировали пул арендаторов самостоятельно. Анализировали базары и рынки, смотрели, у кого и как поставлено дело, кто показывает лучшие результаты, посещали выставки и профильные мероприятия. С теми, кто нам подходит, начинали вести активные переговоры, рассказывали о проекте, его преимуществах, обсуждали условия. Сначала были определенные трудности, поскольку предлагаемая нами концепция довольно новая и необычная, но, познакомившись с проектом ближе, скептицизм у потенциальных арендаторов пропадал. В итоге на некоторые категории у нас сильный переизбыток заявок, и мы имеем возможность выбрать лучших операторов. Ориентируемся не на размер торговой платы, а в первую очередь – на качество и ассортимент.
— Будете диктовать и/или контролировать ценовую политику арендаторов?
— Нет. Сама концепция Нового Базара предусматривает, что справедливая цена формируется в условиях конкуренции. Если один предприниматель явно завышает цену по сравнению с соседями, много он не наторгует. А еще рядом есть внешний фактор, рынки и супермаркеты: есть с чем сравнивать. Покупатели просто пойдут туда, где качественнее и дешевле. В обоих случаях те, кто завышает цены, окажутся в проигрыше и без контроля со стороны администрации.
— По какому принципу формируется арендная ставка: это процент, фиксированная ставка или их сочетание?
— Только фиксированная ставка. Мы изначально поставили достаточно лояльные условия для бизнеса.
Читайте также — Повышение продаж в ритейле: практические кейсы MOYO
Новый Базар для покупателя
— Планируемая посещаемость комплекса?
— Рассчитываем на 4000 человек в день. Из них 1000 придет пешком, 1000 – приедет на наших маршрутках, 1000 – на общественном транспорте и 1000 – на своих автомобилях.
— Как будет выглядеть Новый Базар внутри?
— Решили реализовать концепцию shop-in-shop. То есть предусмотрено деление на разные зоны, где будут продаваться разные группы товаров. Если посетитель намерен купить мясо, молочную продукцию, рыбу, овощи и фрукты – ему не нужно будет плутать по лабиринту, прежде чем дойти до своей цели. Все просто и рационально: быстрая и интуитивно понятная навигация к той или иной товарной группе.
Центральная часть сделана по принципу open space – единое подпространство, где будут установлены невысокие прилавки, что позволит сразу сориентироваться, где находится нужный покупателю продукт.
Каждый отдельно взятый Новый Базар – это не общегородская, а локальная история. Рассчитываем, что 95-98% покупателей будет из этого района
— Вы упомянули, что гарантируете арендаторам большой поток посетителей. Что для этого намерены сделать?
— У нас достаточно большая, хорошо продуманная программа. Одна из мер: мы запускаем бесплатные маршруты автобусов. Один – на северную часть Троещины, другой – на южную. Будут курсировать четыре маршрутки с периодичностью раз в 15 минут.
— Что еще?
— Во-первых, мы находимся в достаточно выгодном месте, по вечерней стороне. Троещина – один из самых густонаселенных районов Киева, и здесь ходит несколько маршрутов трамвая, автобусы, троллейбусы. Транспортная сеть развитая, и самые оживленные узлы находятся к нам достаточно близко.
Во-вторых, каждый отдельно взятый Новый Базар – это не общегородская, а локальная история. Рассчитываем, что 95-98% покупателей будет из этого района. Вся наша активность направлена на информирование жителей Троещины, Воскресенки и Радужного.
— Будете использовать билл-борды, сити-лайты, раздавать листовки, бросать рекламу в почтовые ящики?
— Запланирована большая активность. Реклама на билл-бордах по району уже размещена, будут и другие плакаты на столбах уличного освещения. Также будем размещать рекламу в лифтах, ближе к открытию – флаги. Активно используем соцсети, где рассказываем и объясняем, что собой представляет Новый Базар, нашу легенду, почему к нам стоит заглянуть.
Читайте также — Сеть BILLA хочет уйти из Харькова
Новый Базар для будущего
— Под скорое открытие уже подготовили программу? Чем намерены порадовать потенциальных клиентов?
— Да, и все уже готовится. Программа рассчитана на три дня, и каждый день будут разыгрываться как маленькие призы, так и главный приз. Посетители заполняют анкету, и тут же получают небольшой презент. Всего подготовили 12 000 небольших подарков. А в конце дня – розыгрыш главного приза. В первый день – свиной окорок, во второй – круг сыра, в третий – связка кур-гриль. Все призы предоставляются нашими арендаторами.
Будут работать стрит-фуд, кофе-зона, аниматоры. Так что скучать не придется (улыбается).
— Можете назвать примерную сумму инвестиций в проект?
— Около миллиона евро.
— Какой срок окупаемости заложили?
— Наверняка сказать трудно: слишком много переменных. От трех лет. Задача быстро вернуть деньги не стоит, это долгосрочная инвестиция.
— Данный центр – единичный проект или планируете строить сеть базаров?
— Пока, разумеется, единственный. Нужно сначала посмотреть, как он заработает, насколько наши расчеты верны. Но в планах – открыть еще несколько таких комплексов в столице. Разумеется, если первый Новый Базар себя оправдает.
— С локациями уже определились?
— Пока об этом говорить рано. Понятно, что это будут густонаселенные районы, но такие разговоры пока что преждевременные.