Тренды в ритейле на 2025 год: что ждать от рынка и клиента

Тренды в ритейле на 2025 год: что ждать от рынка и клиента

1 день назад
  93
Дудка Оксана

Спрос на технику не соответствует привычным сценариям, а рынок становится более агрессивным. Почему 2024-й стал переломным и чего ждать в 2025 году. Руководитель отдела аналитики и прогнозирования сети Фокстрот Владимир Григоренко поделился собственной оценкой текущих трендов и перспектив дальнейшего развития бытовой и цифровой техники.

Перераспределение и расслоение спроса

В течение военных 2022-24 годов на рынке электроники в Украине на первый план вышел рынок замены, где основной спрос формируется не с целью новой покупки, а необходимости заменить ту технику, которая уже отработала свой срок эксплуатации. Неопределенность и стремление к финансовой безопасности заставляют людей более рационально подходить к тратам, что понятно в условиях четвертого года полномасштабной войны.

Флагманом в количественном и денежном измерении остаются смартфоны, как незаменимый персональный гаджет. Здесь наблюдается расслоение спроса между премиум-сегментом и бюджетными моделями. Это парадоксально, но бренд Apple за время войны только усилил свои позиции на рынке Украины.

Такие категории, как телевизоры и крупная кухонная техника, пострадали от влияния войны больше всего. При росте рынка ПТиЭ в 2024 году к 2021 году на 14% рынок аудио-видео техники упал на 14%, а рынок крупногабаритной техники вырос всего на 3%. Правда, в последнее время наблюдается их восстановление, но для возвращения к довоенному уровню нужно будет еще много времени. Хотя, именно в этих категориях может быть большой потенциал роста после окончания войны, возобновления строительства.

  • Зарядные станции больше не must-have. Пик продаж зарядных станций пришелся на периоды массовых отключений в 2023-2024 годах. Однако с восстановлением стабильного электроснабжения этот сегмент рынка потерял свою актуальность. Сейчас категория больше не является драйвером роста, и даже при повторении массовых блэкаутов уже не будет иметь аналогичных показателей, хотя потенциально этот рынок является достаточно большим.
  • Кондиционеры — не только для лета. В 2024 году кондиционеры стали лидерами продаж из-за рекордной жары. Однако их популярность уже не ограничивается летним сезоном, ведь они стали альтернативой традиционным системам отопления. Инверторные модели, которые не только охлаждают, а отапливают помещение при минимальных затратах энергии, выгодно выделяются среди других вариантов, что будет обеспечивать стабильный спрос.
  • Мультипечь: тренд, вышедший из TikTok и поселившийся на кухнях. Аэрогрили и мультипечи продолжают прирастать в спросе: 2025 год вырос к 2024 году более чем в 2,5 раза, а прирост в первом квартале 2025 года к аналогичному периоду прошлого года составил четыре раза. Бурно ворвавшись на рынок Украины летом 2023 года как #шайтанмашина из TikTok (именно так спрашивали наши покупатели у консультантов, чтобы приобрести себе эту технику) они стали идеальным решением для тех, кто хочет экономить время, готовя блюда. Прогнозы показывают, что этот тренд будет держаться весь 2025 год.

Почему «Back-to-School»-2024 не сработал

Первые глобальные изменения на рынке стали заметными, когда традиционный сезон Back to School в 2024 году фактически не состоялся. Наиболее показательно эта тенденция проявилась в сегменте ноутбуков.

Во-первых, массированные обстрелы и отключения электроэнергии в июне-июле вызвали массированный спрос не только на зарядные станции, но и на ноутбуки, которые обычно являются драйвером BTS. Соответственно, чтобы обеспечить работу дома или заменить устройства со слабой автономностью, большинство покупателей закрыли потребность именно в этот период.

Во-вторых, снижение интереса к BTS стало логичным следствием эмиграции потенциальных покупателей — женщин с детьми дошкольного и школьного возраста, которые выехали из страны еще в 2022-2023 годах (и продолжают выезжать), что влияет на сокращение общего количества потребителей.

Соответственно, с августа 2024 года продажи ноутбуков в годовом измерении начали снижаться, а ожидаемого сезонного роста не произошло. Такая негативная тенденция наблюдалась с сентября и продолжалась до начала декабря, когда во время подготовки к новогодним праздникам мы увидели стабильный прирост. Однако уже с третьей недели января рынок вернулся к падениям в продажах единиц техники.

Классический ритейл (и не только) уходит в маркетплейсы

Рынок становится все более агрессивным компании ведут борьбу за клиентов, количество которых очевидно уменьшается, а требования к бизнесу максимально ужесточаются.

В то же время, наблюдаем микширование и укрупнение рынка: классические ритейлеры расширяют свое присутствие онлайн и заходят в маркетплейсы (пример — коллаборация Kasta и Фокстрот) или создают свои маркетплейсы. Финтех-компании создают конкуренцию в e-commerce, заходя на территорию традиционных продавцов (market by mono, на платформе которого можно купить технику частями, в том числе и с foxtrot.ua). Модель маркетплейса набирает популярность, позволяя объединять разные отрасли бизнеса и услуг под одним брендом. Логистические операторы также могут войти в этот сегмент, постепенно формируя новые точки роста рынка.

Все это усиливает конкуренцию и повышает ожидания клиентов относительно сервиса, скорости доставки и условий покупки. Мировой пример — Amazon, который сочетает в себе целую экосистему: ритейл, логистические услуги, финансовые сервисы и доставку, создавая замкнутый цикл для клиента.

Прогноз на 2025 год: минус в единицах, плюс в деньгах

Как показывает история, кризисы — это время для изменений, поэтому компании прорабатывают стратегии развития не на один, а на 3-5 лет даже в военное время.

В ближайший год, учитывая заложенный Нацбанком курс валют, ожидаем падение рынка на 5% в количественном выражении и прирост 5% в гривневом товарообороте.

В 2025 году еще более актуальной для покупателей будет удобство, скорость и сервисность, которую они получают при совершении покупок. Удержать клиента помогут, условно, бесплатные услуги (например, доставка), доскональный клиентский сервис (в том числе, учет вопроса доступности и безбарьерности) и автоматизация. В частности, мобильные приложения продавцов дают возможность сократить время на выбор и покупку товара в оффлайне. А учитывая, что 80% покупателей выбирают товар онлайн, критически важно обеспечить бесперебойную работу интернет-магазина и мобильного приложения. Поэтому те участники рынка, кто сможет адаптироваться к новым реалиям, будут иметь стратегическое преимущество на длительную перспективу.


К последним новостям К популярным новостям Підписатись на TG канал

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка