
Новый супермаркет EUROSPAR открылся в Бурштыне (+фото)


Спрос на технику не соответствует привычным сценариям, а рынок становится более агрессивным. Почему 2024-й стал переломным и чего ждать в 2025 году. Руководитель отдела аналитики и прогнозирования сети Фокстрот Владимир Григоренко поделился собственной оценкой текущих трендов и перспектив дальнейшего развития бытовой и цифровой техники.
В течение военных 2022-24 годов на рынке электроники в Украине на первый план вышел рынок замены, где основной спрос формируется не с целью новой покупки, а необходимости заменить ту технику, которая уже отработала свой срок эксплуатации. Неопределенность и стремление к финансовой безопасности заставляют людей более рационально подходить к тратам, что понятно в условиях четвертого года полномасштабной войны.
Флагманом в количественном и денежном измерении остаются смартфоны, как незаменимый персональный гаджет. Здесь наблюдается расслоение спроса между премиум-сегментом и бюджетными моделями. Это парадоксально, но бренд Apple за время войны только усилил свои позиции на рынке Украины.
Такие категории, как телевизоры и крупная кухонная техника, пострадали от влияния войны больше всего. При росте рынка ПТиЭ в 2024 году к 2021 году на 14% рынок аудио-видео техники упал на 14%, а рынок крупногабаритной техники вырос всего на 3%. Правда, в последнее время наблюдается их восстановление, но для возвращения к довоенному уровню нужно будет еще много времени. Хотя, именно в этих категориях может быть большой потенциал роста после окончания войны, возобновления строительства.
Первые глобальные изменения на рынке стали заметными, когда традиционный сезон Back to School в 2024 году фактически не состоялся. Наиболее показательно эта тенденция проявилась в сегменте ноутбуков.
Во-первых, массированные обстрелы и отключения электроэнергии в июне-июле вызвали массированный спрос не только на зарядные станции, но и на ноутбуки, которые обычно являются драйвером BTS. Соответственно, чтобы обеспечить работу дома или заменить устройства со слабой автономностью, большинство покупателей закрыли потребность именно в этот период.
Во-вторых, снижение интереса к BTS стало логичным следствием эмиграции потенциальных покупателей — женщин с детьми дошкольного и школьного возраста, которые выехали из страны еще в 2022-2023 годах (и продолжают выезжать), что влияет на сокращение общего количества потребителей.
Соответственно, с августа 2024 года продажи ноутбуков в годовом измерении начали снижаться, а ожидаемого сезонного роста не произошло. Такая негативная тенденция наблюдалась с сентября и продолжалась до начала декабря, когда во время подготовки к новогодним праздникам мы увидели стабильный прирост. Однако уже с третьей недели января рынок вернулся к падениям в продажах единиц техники.
Рынок становится все более агрессивным компании ведут борьбу за клиентов, количество которых очевидно уменьшается, а требования к бизнесу максимально ужесточаются.
В то же время, наблюдаем микширование и укрупнение рынка: классические ритейлеры расширяют свое присутствие онлайн и заходят в маркетплейсы (пример — коллаборация Kasta и Фокстрот) или создают свои маркетплейсы. Финтех-компании создают конкуренцию в e-commerce, заходя на территорию традиционных продавцов (market by mono, на платформе которого можно купить технику частями, в том числе и с foxtrot.ua). Модель маркетплейса набирает популярность, позволяя объединять разные отрасли бизнеса и услуг под одним брендом. Логистические операторы также могут войти в этот сегмент, постепенно формируя новые точки роста рынка.
Все это усиливает конкуренцию и повышает ожидания клиентов относительно сервиса, скорости доставки и условий покупки. Мировой пример — Amazon, который сочетает в себе целую экосистему: ритейл, логистические услуги, финансовые сервисы и доставку, создавая замкнутый цикл для клиента.
Как показывает история, кризисы — это время для изменений, поэтому компании прорабатывают стратегии развития не на один, а на 3-5 лет даже в военное время.
В ближайший год, учитывая заложенный Нацбанком курс валют, ожидаем падение рынка на 5% в количественном выражении и прирост 5% в гривневом товарообороте.
В 2025 году еще более актуальной для покупателей будет удобство, скорость и сервисность, которую они получают при совершении покупок. Удержать клиента помогут, условно, бесплатные услуги (например, доставка), доскональный клиентский сервис (в том числе, учет вопроса доступности и безбарьерности) и автоматизация. В частности, мобильные приложения продавцов дают возможность сократить время на выбор и покупку товара в оффлайне. А учитывая, что 80% покупателей выбирают товар онлайн, критически важно обеспечить бесперебойную работу интернет-магазина и мобильного приложения. Поэтому те участники рынка, кто сможет адаптироваться к новым реалиям, будут иметь стратегическое преимущество на длительную перспективу.