Топ-200: самые доходные, прибыльные и убыточные ритейлеры в 2016 году
Кто из ритейлеров по данным ГФС заработал больше всех, кто завершил год с прибылью, а кто так и не смог выбраться из убытков.
Портал Цензор.нет подготовил топ-200 крупнейших компаний Украины по размеру выручки за 2016 год. Для подсчетов авторы использовали данные Государственной фискальной службы (ГФС). Что важно: в рейтинге аналитики приводят неконсолидированную прибыль, то есть если в холдинг входят несколько юридических лиц, и каждое отчитывается отдельно, то и в списке топ-200 компании, принадлежащие одному собственнику и работающие под одним брендом, могут фигурировать неоднократно. А украинские бизнесмены охотно используют холдинговые структуры, и в случае с финансовыми результатами во многих случаях приходится им верить «на слово» — мало кто прибегает к помощи авторитетных аудиторских компаний при подготовке итоговой консолидированной отчетности.
Классические примеры в сфере ритейла – Fozzy Group, Фокстрот и Таврия В. Юридические лица, входящие в один и тот же холдинг, в рейтинге Цензор.нет появлялись неоднократно.
RAU проанализировала список, представленных в нем ритейлеров, и их показатели, а также попробовала разобраться в ряде расхождений.
Что бросается в глаза прежде всего: в топ-200 попали все ведущие продуктовые сети страны. Кроме, разве что, BILLA и Фуршет. Помимо игроков сферы FMCG, в рейтинг попали обе сети-монополисты на рынке стройматериалов и товаров для дома – Эпицентр и Новая Линия, а также лидеры в сегменте «бытовая техника и электроника»: Фокстрот, Эльдорадо, Comfy. Удивляет отсутствие сети Цитрус. Также в топ-200 фигурируют представители fashion-ритейла – компания MTI – и drogerie – сеть EVA.
Что еще обращает на себя внимание – так это значительный разброс компаний по итоговой прибыли или убытку. Даже в принципе сравнимые по выручке сети – такие как АТБ и Fozzy – демонстрируют кардинально разные финансовые результаты. Если компания со штаб-квартирой в Днепре закончила год с прибылью 1,6 млрд, то группа Владимира Костельмана – с убытком 717 млн грн (по юрлицам, представленным в рейтинге топ-200).Стоит отметить, что данные, которые предоставляют сами ритейлеры, в ряде случаев заметно отличаются от данных ГФС. Например, согласно официальному релизу АТБ, в прошлый год сеть закончила с выручкой в 58,5 млрд грн – на 10 млрд грн больше, чем приводится в рейтинге Цензор.нет. Аналогичная ситуация с ЭКО-маркет и NOVUS – в своих сообщениях они показывают несколько иные цифры, чем приводит ГФС. Возможно, это объясняется тем, что многие компании итоговую выручку за год для СМИ указывают с учетом всех предприятий, входящих в холдинг, а иногда – еще и с НДС.
А безоговорочным лидером по прибыльности стали сети Эпицентр и Новая Линия, принадлежащие Александру и Галине Герегам. Суммарно за прошлый год они принесли своим владельцам более 2,5 млрд чистой прибыли.
Примечательно, что по сравнению с позапрошлым годом ситуация особо не изменилась, только лидеры поменялись местами. По итогам 2015-го, в рейтинге топ-100, которое подготовило издание Delo.ua, самой прибыльной компанией сферы ритейла стала сеть АТБ: при выручке 38,6 млрд грн (также по данным ГФС) она получила 2,362 млрд грн чистой прибыли. Эпицентр закончил 2015 год с доходом в 22,7 млрд и чистой прибылью 1,8 млрд грн. В этом году монополист в украинском сегменте DIY смог нарастить и выручку, и прибыль, опередив АТБ.
Также любопытно, что если верить данным портала, METRO Cash&Carry Ukraine и Fozzy Group второй год подряд заканчивают со существенными убытками. И это при том, что в прошлом году обе компании активно развивались, METRO полностью пересмотрело свою стратегию развития в Украине, а флагманская сеть Fozzy Group – Сільпо – не раз удивляла и радовала потребителей новыми форматами магазинов.
Хорошая новость для этих компаний: убытки сокращаются. 2015-й год METRO Cash&Carry Ukraine закончила «в минус» 2 млрд, а прошлый – «только» с 671 млн грн убытка. Fozzy удалось уменьшить убытки с 1,4 млрд вдвое – до 717 млн грн. Также год с минусом закончил NOVUS, не смотря на значительный рост выручки и Фудмережа (бренды Велика Кишеня и ВЕЛМАРТ) – 44 млн грн, что может объясняться масштабной реконцепцией торговых точек, затеянных компанией.
Также в топ-200 содержится немало информации о крупнейших дистрибьюторах Украины. Первое место среди них по выручке уверенно удерживает табачный монополист TEDIS Украина, несмотря на многочисленные скандалы вокруг компании. Еще три места в топ-5 заняли фармацевтические компании. И лишь один дистрибьютор электроники – Samsung Украина. Учитывая, что в топ-200 попали практически все ведущие украинские сети, торгующие электроникой, становится понятно, почему многие бизнесмены так часто говорят о более чем существенной теневой доле рынка техники и электроники в Украине.
Читайте также –
Взлеты и падения в ритейле: самые прибыльные и убыточные компании сферы торговли