
Novus расширяет сеть маркетов возле дома: открыт первый маркет в Вишневом


Согласно публикациям профильных СМИ, ряд цифровых решений сработал и продолжает работать на развитие ритейла, но далеко не все технологии оказались пригодными для использования в сфере торговли. RAU подсказывает, на что делать ставку ритейлерам.
До недавнего времени считалось, что ритейл является лучшей отраслью для воплощения различных цифровых решений. Ставка делалась на все – от AR/VR-решений для «умных» зеркал, примерочных и шоу-румов до разных модификаций «умных полок», интерактивных ценников и возможностей метавселенной.
Однако уже стало очевидно, что эпоха «романтических» инвестиций в модные технологии для развития ритейла завершена. Многие громкие и разрекламированные направления так и не стали мейнстримом, а отраслевая цифровизация движется в темпе модернизации всей экономики. Теперь ритейлеры хотят ответить на один простой вопрос: что конкретная технология реально изменит в их бизнесе.
На подлинную глубокую трансформацию ритейла влияет не так много факторов или событий. Прежде всего, это непосредственно развитие интернета и компьютеризация – широкополосный доступ, соцсети и платформы медиаконтента. Огромный импульс развитию онлайн-торговли придала пандемия (интернет-шоппинг, доставка). Теперь появился еще один ключевой фактор влияния – генеративный искусственный интеллект (ChatGPT, Midjourney и др.). Все остальное есть следствие эволюционного развития, когда конкретная задача отрабатывается наиболее подходящей технологией. И революционных технологий очень мало.
Так, возможности дополненной и виртуальной реальности на самом деле ни к какой революции не привели. Так же не получилось масштабного перехода на роботизированную доставку, потому что курьеры пока гораздо надежнее и дешевле. Так и любые другие технологии будут проигрывать, если человеческий труд будет дешевле внедрения и поддержки надежной работы цифрового решения.
Не прижились в ритейле и метавселенные: даже самоизоляция не стала достаточным драйвером развития технологии. Скорее, наоборот, люди пресытились виртуальными пространствами и стремятся общаться в реальном мире.
Очевидное усложнение процессов в розничной торговле изменяет требования к технологиям. Поэтому следует отметить те решения, которые подходят для задач развития ритейла.
Ритейл делится все большим объемом данных в облаках с третьими сторонами, что откроет новые возможности для развития. К примеру, продуманная работа с данными может создать настоящую персонализацию, поскольку пока достичь ее не получается. Чаще всего пока все ограничивается спамом контекстной рекламы после разового запроса в поисковике.
Введение единых источников данных позволило бы избавиться от дубликатов профилей пользователей и товарных наименований, что позволит ритейлерам персонализировать предложения с большой точностью.
Пока люди устали от богатства выбора и не хотят тратить время на принятие решения. Также никто больше не хочет проводить лишнее время в магазине. Обычно у человека складывается традиционный набор излюбленных продуктов, которые затем покупаются в рутинном режиме. Этот тренд потребует оптимизации шоппинг-миссий, качества работы кассовых линий, решений для самообслуживания.
Спектр таких задач вполне может решить искусственный интеллект, самостоятельно обрабатывая данные и конвертируя их в различные готовые решения – оптимальный клиентский путь, новые процессы и даже наметки новых перспективных бизнес-направлений.
Так же генеративный искусственный интеллект может помочь в формировании собственных IT-решений. Правильные вопросы, сформулированные компетентным бизнес-экспертом, позволят написать в том же ChatGPT полностью рабочий программный код под тестируемую бизнес-функциональность. Скажем, технике можно будет поручить простые рабочие сценарии типа «открывай письма с определенными атрибутами в почте», «ищи определенные ключевые слова», «отправь бухгалтеру» и многие другие. Если добавить к этому возможности low-code платформ, разработчики уровня junior перестанут быть нужны бизнесу.
Постепенно ритейлеры становятся IT-компаниями, создающими свои цифровые платформы для упрощения интеграции с партнерами, контрагентами и упрощения взаимодействия с потребителями. Подходящий формат для такого направления развития – цифровые экосистемы. Маршрут очень напоминает то, что в свое время произошло в финтехе. Стратегия позволяет бизнес-департаментам укрупняться и решать задачи своего роста через IT более эффективно.