Проверено на практике: какие технологии работают в ритейле, а какие нет
Согласно публикациям профильных СМИ, ряд цифровых решений сработал и продолжает работать на развитие ритейла, но далеко не все технологии оказались пригодными для использования в сфере торговли. RAU подсказывает, на что делать ставку ритейлерам.
Конец эпохи модных технологий
До недавнего времени считалось, что ритейл является лучшей отраслью для воплощения различных цифровых решений. Ставка делалась на все – от AR/VR-решений для «умных» зеркал, примерочных и шоу-румов до разных модификаций «умных полок», интерактивных ценников и возможностей метавселенной.
Однако уже стало очевидно, что эпоха «романтических» инвестиций в модные технологии для развития ритейла завершена. Многие громкие и разрекламированные направления так и не стали мейнстримом, а отраслевая цифровизация движется в темпе модернизации всей экономики. Теперь ритейлеры хотят ответить на один простой вопрос: что конкретная технология реально изменит в их бизнесе.
Факторы изменений: настоящие и воображаемые
На подлинную глубокую трансформацию ритейла влияет не так много факторов или событий. Прежде всего, это непосредственно развитие интернета и компьютеризация – широкополосный доступ, соцсети и платформы медиаконтента. Огромный импульс развитию онлайн-торговли придала пандемия (интернет-шоппинг, доставка). Теперь появился еще один ключевой фактор влияния – генеративный искусственный интеллект (ChatGPT, Midjourney и др.). Все остальное есть следствие эволюционного развития, когда конкретная задача отрабатывается наиболее подходящей технологией. И революционных технологий очень мало.
Так, возможности дополненной и виртуальной реальности на самом деле ни к какой революции не привели. Так же не получилось масштабного перехода на роботизированную доставку, потому что курьеры пока гораздо надежнее и дешевле. Так и любые другие технологии будут проигрывать, если человеческий труд будет дешевле внедрения и поддержки надежной работы цифрового решения.
Не прижились в ритейле и метавселенные: даже самоизоляция не стала достаточным драйвером развития технологии. Скорее, наоборот, люди пресытились виртуальными пространствами и стремятся общаться в реальном мире.
Что остается важным
Очевидное усложнение процессов в розничной торговле изменяет требования к технологиям. Поэтому следует отметить те решения, которые подходят для задач развития ритейла.
- Изменились подходы к управлению данными и их защите, как персональных, так и корпоративных. Существенно возросла роль кибербезопасности, данные унифицируются и централизуются. Развитие направлено в сторону формирования единого источника информации – маркировки товаров, их отслеживания, цифровых профилей покупателей, подрядчиков и партнеров. В сочетании, например, с цифровыми валютами, это может стать мощным инструментом трансформации.
- Массовый переезд бизнеса в облако только начинается. Это поможет небольшим игрокам преодолеть нехватку собственных IT-ресурсов, а крупным компаниям — извлечь максимум пользы из данных, при наличии облачных инструментов (платформ).
- Решение RPA – цифровые двойники и замена человека машиной. Штурмом рынок они не взяли, но крепко на нем закрепились и продолжают развиваться. Присутствие онлайн помощников и различных голосовых помощников в отрасли хорошо ощутимо.
- Персональные решения. Суть ритейла не меняется, но процессы в нем становятся более сложными. Для их цифровизации требуются custom build инструменты, позволяющие стабилизировать работу с новым уровнем сложности бизнеса – данными, процессами, регулированием. Здесь процесс движется в сторону общих отраслевых платформ для крупных игроков, которые могут позволить себе участие в создании таких платформ, а также имеют запрос на их функциональные возможности. Средним и мелким игрокам условная ERP из «коробки» не нужна, их путь – SaaS-решение в облаке.
Чего ждать дальше
Ритейл делится все большим объемом данных в облаках с третьими сторонами, что откроет новые возможности для развития. К примеру, продуманная работа с данными может создать настоящую персонализацию, поскольку пока достичь ее не получается. Чаще всего пока все ограничивается спамом контекстной рекламы после разового запроса в поисковике.
Введение единых источников данных позволило бы избавиться от дубликатов профилей пользователей и товарных наименований, что позволит ритейлерам персонализировать предложения с большой точностью.
Задания для искусственного интеллекта
Пока люди устали от богатства выбора и не хотят тратить время на принятие решения. Также никто больше не хочет проводить лишнее время в магазине. Обычно у человека складывается традиционный набор излюбленных продуктов, которые затем покупаются в рутинном режиме. Этот тренд потребует оптимизации шоппинг-миссий, качества работы кассовых линий, решений для самообслуживания.
Спектр таких задач вполне может решить искусственный интеллект, самостоятельно обрабатывая данные и конвертируя их в различные готовые решения – оптимальный клиентский путь, новые процессы и даже наметки новых перспективных бизнес-направлений.
Так же генеративный искусственный интеллект может помочь в формировании собственных IT-решений. Правильные вопросы, сформулированные компетентным бизнес-экспертом, позволят написать в том же ChatGPT полностью рабочий программный код под тестируемую бизнес-функциональность. Скажем, технике можно будет поручить простые рабочие сценарии типа «открывай письма с определенными атрибутами в почте», «ищи определенные ключевые слова», «отправь бухгалтеру» и многие другие. Если добавить к этому возможности low-code платформ, разработчики уровня junior перестанут быть нужны бизнесу.
Создание цифровых экосистем
Постепенно ритейлеры становятся IT-компаниями, создающими свои цифровые платформы для упрощения интеграции с партнерами, контрагентами и упрощения взаимодействия с потребителями. Подходящий формат для такого направления развития – цифровые экосистемы. Маршрут очень напоминает то, что в свое время произошло в финтехе. Стратегия позволяет бизнес-департаментам укрупняться и решать задачи своего роста через IT более эффективно.