Крепкий тыл: сколько налогов уплатили ритейлеры и какое количество украинцев обеспечили работой за военный год

Крепкий тыл: сколько налогов уплатили ритейлеры и какое количество украинцев обеспечили работой за военный год

21.02.2023 09:00
  918
Костянтин Симоненко

За 12 месяцев прошлого года ведущие компании отрасли ритейла заплатили почти 57 млрд грн налогов и обеспечили работой более 304 000 работников.

Кровь экономики

До войны ритейл находился в топ-5 наиболее прибыльных отраслей экономики Украины. Но после начала полномасштабных боевых действий 24 февраля все кардинально поменялось. За неполный месяц боевых действий было закрыто по тем или иным причинам около трети торговых объектов/магазинов. И хотя ритейл постепенно восстанавливается, эта динамика не соответствует возобновлению прибыли по сравнению с довоенным временем.

Несмотря на это, отрасль остается одним из основных источников бюджетных поступлений. Поскольку наибольшая часть налогов, попадающих в бюджеты всех уровней, приходится на НДС, НДФЛ (налог на доходы физических лиц) и акцизный налог. То есть налогов на потребление и оплату труда.

Недавний опрос, проведенный Ассоциацией ритейлеров Украины (RAU) среди 57 сетей-членов RAU, которые к началу активных боевых действий объединяли 10 016 торговых точек, показал: за 2022 год выплаты в бюджеты всех уровней представителей девяти отраслей ритейла составили 56,6 млрд грн.

Наибольшая часть этой суммы приходится на продуктовый ритейл, что неудивительно, поскольку потребление товаров первой необходимости – приоритет у населения. Продуктовый ритейл демонстрирует наглядный пример устойчивого социально ориентированного бизнеса, фактически став форпостом продовольственной безопасности страны.

К примеру, в 2022 году только корпорация АТБ сплатила 20,44 млрд грн налогов и сборов. Согласно данным компании, в государственный бюджет в 2022 году было уплачено 13,65 млрд грн, в местные бюджеты – 4,32 млрд грн, целевые фонды получили 2,47 млрд грн. Общая сумма уплаченных АТБ налогов и сборов почти на миллиард гривен превышает показатели предыдущего года (19,45 млрд. грн.). А еще годом ранее этот показатель составил 15,8 млрд. грн.

На втором месте – продажи топлива. В опросе были представлены компании из секторов продовольственного и непродовольственного ритейла, аптечные сети, АЗК, ювелирные магазины, сети по продаже одежды и обуви, электроники и бытовой техники, стройматериалов и развлекательные центры.

Обеспечение работой

Отрасль розничной торговли также является одним из крупнейших в стране работодателей. Ритейлеры обеспечивают доходами сотни тысяч работников и миллионы членов их семей. Достаточно сказать, что только 57 компаний, принявших участие в исследовании RAU, имели на конец декабря 2022 года 304 482 сотрудника, задействованных в работе сетей. Соответственно, в масштабах страны эти цифры будут значительно выше.

Учитывая, что война оставила без работы многих трудоспособных украинцев, работающий член семьи часто становится единственным «кормильцем». «Боевые действия продолжаются там, где были заняты 10 миллионов работников. По меньшей мере, 5 миллионов человек потеряли работу», — заявила в конце ноября 2022 года заместитель министра экономики Татьяна Бережная.

И поэтому очень важно, чтобы как можно больше людей были задействованы в экономике страны, работая на общую победу над врагом. Кроме прямых потерь активов отрасли ритейла от военных действий нужно учитывать уменьшение потребления, потому что большая часть потенциальных покупателей уехала за границу, а оставшиеся начали экономить. Соответственно, уменьшаются и налоговые поступления с продаж.

Ритейлеры пытаются сохранить кадры там, где это возможно, поскольку потом будет труднее найти или воспитать нужного специалиста. Например, по данным подобного исследования, проведенного RAU в мае прошлого года среди 50 компаний (их перечень несколько отличается от нынешнего, поэтому сравнение с новыми данными не достаточно корректно), сокращение штата составило всего 9% от общего числа работавших в конце 2021-го – при том, что четверть торговых точек сетей была разрушена, оказалась на временно оккупированной территории или закрылась из-за разных обстоятельств.

Однако удержание бизнеса и персонала дается ритейлерам нелегко. Постоянные непредсказуемые вызовы вроде отключений энегоснабжения заставляют сети тратить дополнительные средства на поддержание стабильной работы, чтобы обеспечить население необходимыми для жизни товарами.

Поэтому так важно для государства поддерживать отрасль ритейла, поскольку в противном случае это может уменьшить налоговые поступления и привести к сокращению количества занятых в секторе работников, увеличению безработицы, потере источников доходов для сотен тысяч семей.

По мере возобновления работы магазинов количество рабочих мест будет постепенно расти. Что в том числе особенно важно на деоккупированных территориях. Соответственно будут расти и налоговые поступления от ритейла за счет НДФЛ. А после победы, как минимум, должен восстановиться органический рост рынка труда вместе с ростом бизнес-активности и ВВП страны. Как ранее отмечал руководитель направления аналитики в robota.ua Иван Ромашов, накануне вооруженной агрессии россии прогнозный годовой рост рынка труда составил 1,3% — 2,4%.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка