Ритейл держит удар: сколько налогов уплатили ритейлеры и как изменилось у них количество персонала

Ритейл держит удар: сколько налогов уплатили ритейлеры и как изменилось у них количество персонала

28.07.2022 09:00
  735
Костянтин Симоненко

За пять месяцев текущего года ведущие компании отрасли заплатили около 15 млрд грн налогов и обеспечили работой около 250 000 работников.

Читайте українською

Как свидетельствуют данные опроса, полсотни компаний — членов RAU, вследствие потерь, вызванных полномасштабной войной россии против Украины, выплаты в бюджеты всех уровней упали на 23%, а количество персонала сократилось на 9%.

Торговля как основа экономики

Давно известно, что наибольшая часть налогов, попадающих в бюджеты всех уровней, приходится на НДС, НДФЛ (налог на доходы физических лиц) и акцизный налог. То есть налогов на потребление и оплату труда.

До недавнего времени, а именно два года подряд (2020-21), ритейл находился в топ-5 наиболее прибыльных отраслей экономики Украины. Суммарно за год ритейлеры зарабатывали более 430 млрд грн. Но после начала полномасштабных боевых действий 24 февраля все кардинально поменялось. За 25 дней боевых действий было закрыто по тем или иным причинам 29% торговых объектов/магазинов. В апреле показатель составил –23%, в мае –18% по сравнению с началом февраля. Ритейл постепенно восстанавливается, но эта динамика не соответствует восстановлению доходов по сравнению с военным временем.

Недавний опрос, проведенный Ассоциацией ритейлеров Украины (RAU) среди 50 сетей-членов RAU, которые до начала активных боевых действий объединяли 9125 торговых точек, показал уменьшение налоговых поступлений по сравнению с мирными временами.

Вклад в бюджет

За 2021 год в целом 50 сетей, представляющих девять отраслей ритейла, заплатили в бюджет 45,13 млрд грн. Соответственно, в среднем за пять месяцев прошлого года было уплачено 18,80 млрд грн, если брать среднее значение. Уже в этом году за январь-май эти же компании перечислили в казну 14,51 млрд грн. Это на 4,29 млрд грн или на 23% меньше аналогичного показателя 2021 года. То есть ориентировочно отрасль не смогла сгенерировать, а бюджет «недополучил» около четверти от того, что в среднем должно быть, если бы не война. Что, к слову, почти полностью совпадает с количеством закрытых торговых точек.

Такое падение объясняется достаточно просто. В мае Ассоциация ритейлеров Украины и Украинский совет торговых центров (УСТЦ) провели исследование, охватившее 295 торговых компаний – крупных сетей и малых предпринимателей. Общая цифра ущерба, нанесенного российским вторжением по этим сетевым ритейлерам составляет 50,7 млрд грн. Сокращение товарооборота ритейла за два месяца войны составило 75% довоенного уровня.

Кроме прямых потерь активов отрасли от военных действий нужно учитывать уменьшение потребления, поскольку большая часть потенциальных покупателей уехала за границу, а оставшиеся – начали экономить. В значительной степени на желание сэкономить влияет инфляция (по прогнозам НБУ она превысит 30% до конца года) и девальвация национальной валюты, которые не дают потребителям чувствовать себя увереннее. Соответственно, уменьшаются и налоговые поступления с продаж.

Война также повлияла и на заработные платы работников. Так, сохранить довоенные оклады и стабильность выплат смогли лишь 36% ритейлеров. Еще пятая часть работодателей смогла сберечь оклады на уровне 60-90% от довоенного уровня. Только 2% ритейлеров повысили зарплату всем сотрудникам или хотя бы ключевым специалистам. Все остальные вынуждены были значительно сократить фонд оплаты труда.

Сокращение персонала

Также снизились и показатели работающих в сетях специалистов. Так, на декабрь 2021 года в 50 компаниях отрасли было задействовано 271 308 работников. Через пять месяцев четко прослеживается тенденция уменьшения количества работников. Уже в мае количество персонала, задействованного в ритейле, уменьшилось до 248 072 человек. Картина прямо противоположна тому, что происходило год назад, когда сети активно расширялись и пытались найти необходимое количество работников.

Так, как отмечал ранее руководитель направления аналитики в robota.ua Иван Ромашов, накануне вооруженной агрессии России рынок труда Украины показывал органический рост, сопоставимый с ростом бизнес-активности и ВВП страны. Прогнозный годовой рост рынка труда составил 1,3% – 2,4%.

С началом военных действий какие-то магазины были потеряны, кто-то ушел на фронт, кто-то эвакуировался. Да и вообще ритейл, как и все другие бизнесы в Украине, должен был адаптироваться к новым реалиям, в частности оптимизируя штатное расписание.

Соответственно в мае в 50 сетях работало на 23 236 человек меньше, чем в прошлом году. Однако стоит отметить, что такое сокращение составляет всего 9% от общего числа работавших в конце 2021-го. Ритейлеры пытаются сохранить кадры там, где это возможно, поскольку потом будет труднее найти или воспитать нужного специалиста.

Читайте также –

Спецпроект: какие отрасли ритейла и какие компании больше всего потеряли с начала вторжения россии (инфографика)


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Владимир Матвийчук: В своем новом проекте GABAR я вижу большой потенциал, сеть Галя Балувана развиваем с действующими партнерами

Владимир Матвийчук: В своем новом проекте GABAR я вижу большой потенциал, сеть Галя Балувана развиваем с действующими партнерами

Соучредитель сети Галя Балувана и владелец бренда Multi Cook рассказывает о концепции своего нового проекта – сети...
time icon  
  134
Все новости рынка