Как развивается рынок ритейла и торговой недвижимости в регионах Украины – отчет CBRE Ukraine

Как развивается рынок ритейла и торговой недвижимости в регионах Украины – отчет CBRE Ukraine

14.03.2017 08:50
  1372
Виктор Нагорский

По данным компании CBRE Ukraine объем нового предложения торговых центров в регионах Украины в 2016 году составил 88 000 кв. м.

Читайте українською.

В компании отмечают, что ситуация на региональном рынке торговой недвижимости характеризовалась улучшением показателей в 2016 году. После глубокого спада розничного торгового оборота на 19,8% в 2015 году, оборот розничной торговли в 2016 году в Украине продемонстрировал небольшой рост на 4,4%. Несмотря на то, что потребительский спрос в регионах оставался более подверженным экономическим колебаниям ввиду более низкого располагаемого дохода, спрос ритейлеров показал позитивную динамику в соответствии с общими тенденциями на рынке.

Ритейл укрепляется в центре и идет на запад

По информации CBRE, крупные национальные и международные розничные сети сконцентрировались на развитии в западном и центральном регионах. В особенности эта тенденция отмечалась в сегменте продовольственной торговли. Например, национальная сеть дискаунтеров ATБ приобрела 17 супермаркетов Барвинок в западной части Украины. Региональный ритейлер Рукавичка, который представлен в основном в западной части страны, получил кредит от ЕБРР в сумме 135 млн грн на модернизацию и расширение розничной сети. В то же время, Fozzy Group закрыла свои дискаунтеры ФОРА в Харьковской области, тогда как освободившиеся помещения были заняты местной сетью продуктовых магазинов Digma. В 2016 году австрийская сеть супермаркетов Billa также продала два супермаркета в Харькове для того, чтобы сосредоточиться на развитии в Киевской области.

Сети магазинов электроники также продолжали медленно расширяться в связи с восстановлением роста объема продаж. Такие крупные игроки, как Eldorado, Фокстрот, Comfy, открыли несколько новых магазинов, сокращая занимаемую площадь магазинов, следуя тенденции прошлых лет. В тоже время в сегменте гаджетов и аксессуаров отмечалось увеличение площади магазинов. Например, сеть Цитрус, которая прежде развивала магазины площадью 50-150 кв. м, пересмотрела формат, увеличив площадь новых магазинов до 300-800 кв. м. Масштабирование формата также проводилось в сети магазинов мобильной электроники Алло.

Арендаторы в других сегментах, давно присутствующие на рынке, в основном были сосредоточены на существующих магазинах, открыв несколько новых торговых точек в наиболее популярных региональных торговых центрах. Среди активных игроков, значительно расширивших присутствие в регионах, стоит отметить турецкого оператора LC Waikiki, который открыл 6 новых магазинов в Харькове, Львове, Днепре, Житомире, Запорожье и Чернигове. Датская сеть магазинов товаров для дома JYSK открыла 3 магазина площадью от 800 до 1 200 кв. м в Белой Церкви, Тернополе и Львове. Ритейлеры сегмента товаров парфюмерии и косметики возобновили региональную экспансию. Сеть Brocard расширилась на 2 магазина в Одессе и Кропивницком, в то время как магазины Bomond были открыты во Львове и Днепре. Магазины косметических брендов также открывались в новых городах, включая открытия первого магазина американского бренда M.A.C. в Одессе и NYX в Харькове.

Девелоперы не спешат в регионы

В течение 2016 года девелоперская активность в регионах в целом была стабильна: по данным CBRE объем введенных в эксплуатацию площадей оставался на уровне прошлого года. С открытием четырех торговых центров региональное новое предложение составило 88 000 кв. м. При этом 38% новых площадей было введено в эксплуатацию в небольших городах с населением около 250 тыс. человек. Новое предложение было представлено двумя небольшими полупрофессиональными объектами Depot Center с арендуемой площадью 12 000 кв. м и 6 000 кв. м в Черкассах и Кропивницком соответственно, а также ТЦ Квартал (16 000 кв. м GLA) в Хмельницком. Однако  основная часть нового предложения на региональном рынке была представлена ТРЦ Victoria Gardens (54 500 кв. м GLA) во Львове. Если ранее Львов отставал от других крупнейших городов по обеспеченности торговыми площадями, то в 2016 со вводом в эксплуатацию ТРЦ Victoria Gardens обеспеченность качественными торговыми помещениями увеличилась с 116 кв. м до 188 кв. м на 1 000 жителей. Если рассматривать будущее предложение, единственным профессиональным торговым центром, который находится на стадии строительства в данный момент, является ТРЦ Никольский (52 000 кв. м GLA) в Харькове, открытие которого заявлено на 2017-2018 годы.

Как отмечает руководитель направления аналитики CBRE Ukraine Кира Пругло, с учетом последних изменений в объеме общего предложения, в Харькове показатель обеспеченности торговыми площадями стал самым низким среди крупнейших городов по состоянию на конец 2016 года.

«Таким образом, при постепенном улучшении потребительских настроений, ожидаются достаточно быстрые темпы поглощения площадей в рамках проекта ТРЦ Никольский. Более того, развитие двух крупных проектов планируется в Одессе в ближайшие несколько лет, включая ТРЦ Les Vignes (53 000 кв. м GLA) компанией Immochan Ukraine и ТРЦ Yessa (39 000 кв. м GLA) компанией Будхаус Групп», — считает Пругло.

Тем не менее, в компании не ожидают, что строительство этих объектов перейдет в активную фазу в ближайшее время, поскольку застройщики в основном сосредоточены на других проектах, которые находятся на более поздней стадии строительства.

Читайте также — 

ТРЦ Нікольський: Будхауз Груп прискорює будівництво ТЦ в Харкові (+фото)


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка