
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Как понять, что магазины пора обновлять, на что следует обратить внимание при разработке и внедрении проекта редизайна, как выбрать подрядчика для работ и проанализировать результаты.
Эксперт Ирина Болотова подготовила инструкцию для успешного проведения ребрендинга торговой компании. Она проанализировала тренды 2019 года и делится своим многолетним опытом в разработке концепций для розничной торговли.
Конкуренция в продуктовой рознице — на пике. Покупатели стали одновременно требовательными и разборчивыми. Они хотят получать предложения, соответствующие их запросам, и при этом совершать покупки в новых, чистых и интересных магазинах. Итак, что нужно учесть компании при организации редизайна или ребрендинга? Как успешно провести процесс и добиться положительного результата?
Торговля — динамичная и быстро меняющаяся сфера. Новые товары, конкуренты, законы, НДС, проверки и прочее заставляют держать руку на пульсе. Предпринимательское чутье для представителей малого и среднего бизнеса — необходимая опция: чтобы выжить, приходится быть гибкими. С ростом сети компания становится менее маневренной, решения принимаются дольше, нужный момент часто упускается.
Если концепции интерьера и оформления вашей сети/магазина больше 5 лет, однозначно настало время для обновления, а возможно, для полного редизайна.
Устаревший, скучный магазин – это то, что покупатель считывает на уровне подсознания за секунды. Человек устроен так, что всегда ищет, где интереснее, комфортнее, светлее.
Сразу после открытия в городе любого нового супермаркета давно работающие магазины теряют несколько процентов в товарообороте. Впоследствии многое зависит от того, какими преимуществами обладает действующий игрок.
Сеть EkoPlaza появилась в Нидерландах семь лет назад. Бизнес дистрибуторской компании и небольшая сеть магазинов, занимающаяся эко и био-продуктами, работали до этого много лет. Компания решила принять вызов рынка, объединить разрозненных владельцев био-магазинов, разработать новую платформу бренда и дизайн-концепцию. В основу платформы EkoPlaza легли пять принципов: ответственность, вкусная еда, персонифицированный подход и близость, удивляющее разнообразие, честное сотрудничество. Теперь это успешная, устойчиво растущая сеть со своей четкой специализацией и лицом.
Исследование покупателей. Многие ритейлеры знают результаты множества исследований, но не понимают, как применить их для подготовки редизайна.
Для планирования изменений нужны свежие качественные исследования, интервью и результаты фокус-групп, проведенных с участием опытного модератора, сумевшего разговорить покупателей.
Вам нужно понять, с какими ежедневными задачами и проблемам сталкиваются покупатели, какую еду и как готовят, как проводят свободное время и т.д.
Некоторые компании полагаются на гипотезы менеджеров, которые не подкреплены мнениями покупателей, что значительно увеличивает риск ошибок при редизайне.
Платформа бренда. Если у магазина или сети ее нет, обязательно создайте ее. Платформа бренда требует оценки, ревизии, логичных изменений с течением времени и трансформацией ценностей компании.
Опытные специалисты со стороны заказчика и исполнителя. Редизайн и ребрендинг — это совместная работа: заказчик отвечает за операции и бизнес-процессы, исполнитель — за креатив.
Реалистичные сроки. Даже крупные, устоявшиеся на рынке компании нередко обращаются с предложением за один месяц провести редизайн и изменить фирменный стиль. Такие запросы означают, что тендер был запущен с пренебрежением принципа SMART, вероятно, инициирован топ-менеджментом в последний момент. Процесс разработки, зажатый в такие нереалистичные рамки, будет проходить сложно.
Реалистичные сроки для редизайна – от 3 месяцев, для ребрендинга – от 6 месяцев.
Ответьте на следующие вопросы:
Без четко прописанной, адаптированной платформы — без «ДНК бренда» — дизайн-разработки будут простым набором красивых картинок.
Оцените бренд-буки, гайд-лайны, в частности лого, графику, дизайн интерьера, фасад. Что из существующих решений работает, а что нет?
Опыт показывает, что даже в рамках единой команды мнения участников по одному и тому же вопросу расходятся кардинально. Важно собрать мнения и обобщить их в одном документе.
Многоступенчатые согласования, когда решения принимает сначала средний менеджмент, потом топ-менеджмент, потом собственник, как правило, приводят к потере времени, многократным переделкам или отказу от решений, которые были приняты менеджерами более низкого уровня.
Часто самую важную проблему или задачу команда ритейлера вспоминает только в середине процесса, и, сделав полдела, разработчикам приходится мучительно придумывать, как внедрить недостающий модуль в уже продуманное дизайн-решение. Впрыгивать на ходу в мчащийся поезд гораздо сложнее, чем подготовиться и сделать все вовремя.
Определите константы, которые ни в коем случае не будут меняться в ходе редизайна.
Будьте готовы объяснить исполнителю, почему. Вести библиотеку фотографий разных сетей, собирать коллажи и доски на Pinterest — хорошая ежедневная практика, которая поможет правильно передать исполнителю вашу идею.
7. Составьте бриф, учитывающий результаты всех предшествующих этапов. Техническое задание на проект — это максимально полный, четкий, понятный всем сторонам документ.
В постановке задачи не должно быть решения. Типичная ситуация: представители ритейлера, в дизайне не разбираясь, ставят задачу дизайнерам на уровне дизайна.
Гораздо эффективнее описать и четко сформулировать проблемы, с которыми компания сталкивается в ежедневной практике. Опытные специалисты разберутся и предложат решения самостоятельно.
Для выбора подрядчика как правило используют несколько методов.
Следите за сохранением узнаваемости бренда. Часто в процессе редизайна бренд полностью «теряет себя». Это происходит потому, что команда не вполне понимает, в чем ценность бренда для потребителя. Сеть видит ситуацию изнутри, оценивает бизнес-процессы, модель организации. Ценность для потребителя — это нечто более сложное, то, что нужно отслеживать и улавливать, сохранять и правильно преподносить.
Критически оценивайте изменения. Постарайтесь уберечься от слепого следования трендам и переоценки потребителей. Через год–два тренды изменятся, и магазины уже не будут выглядеть «на пике» моды. Люди более консервативны, чем кажется.
Часто вместо кардинального ребрендинга, полностью меняющего облик сети, достаточно сделать несколько обновлений.
Проведите замеры по результатам редизайна/ребрендинга не сразу, а через три месяца. Будьте терпеливы, дайте покупателям время принять изменения. Развертывание концепции в полном масштабе лучше начинать после оценки результата пилота и коррекции недостатков. Поймите и примите тот факт, что ошибки возможны. Это совершенно нормально для такого непростого процесса, как ребрендинг и редизайн.
Любому ритейлеру очень важно хорошо выглядеть. Но помните, что меняться должно не только внешний вид, но и подход к ведению бизнеса. Наиболее успешные и результативные ребрендинги сетей проходили в тех случаях, когда вместе с дизайном велась работа и над ассортиментом, и над операциями.
Существует много примеров, когда разработки остаются на бумаге: работа проведена, бренд-буки созданы, но применяется не все.
Еще одна распространенная ошибка: в погоне за экономией при внедрении концепции решения настолько оптимизируются, что от концепции остается процентов 30. При такой радикальной оптимизации можно ли говорить о получении ожидаемых результатов?
Источник: retail.ru
Читайте также —
Год реформатов: итоги 2018-го для крупнейших украинских продуктовых сетей