Спецпроект RAU и robota.ua: как изменился рынок труда в ритейле с апреля по август 2022 года

Спецпроект RAU и robota.ua: как изменился рынок труда в ритейле с апреля по август 2022 года

22.09.2022 09:00
  1216
Єрмакова Яна

Ассоциация ритейлеров Украины и онлайн-платформа по поиску работы в Украине robota.ua представляют очередное исследование о том, как изменился спрос и предложение на рынке труда в сфере розничной торговли за последние четыре месяца военных действий.

Цей матеріал також доступний російською мовою

Ассоциация ритейлеров Украины и первая онлайн-платформа по поиску работы в Украине robota.ua продолжают совместный спецпроект «Как изменился рынок труда в ритейле за время войны». Специалисты RAU и robota.ua проанализировали изменения в количестве резюме и вакансий в ритейле в целом, и в подсегментах отрасли отдельно, за период, прошедший с момента последнего исследования. А также выяснили, как изменились предлагаемые или запрашиваемые зарплаты, производительность дистанционной работы и т.д. Редакция RAU подготовила обзорный материал по результатам исследования.

Изменения на рынке труда за полгода войны

По мере того, как ритейлеры приспосабливались к новым условиям работы, наращивалась и активность в поиске персонала. Но по-прежнему подавляющее большинство вакансий находится в продуктовом ритейле. Как уже отмечалось ранее, дефицит специалистов здесь ощущался всегда, а с учетом того, что в этом направлении торговли был задействован высокий процент мигрировавших в более безопасные районы женщин, ситуация с подбором кадров стала более актуальной. Более того, по мере открытия новых магазинов или возобновлении работы торговых точек на освобожденных территориях количество вакансий постепенно увеличивалось. Так, если в апреле 2022 года доля вакансий в продуктовом ритейле была на уровне 31,5% от довоенного уровня, то уже в августе эта цифра равнялась 36,2%. То есть увеличилось на 4,7%.

Однако наибольшую динамику продемонстрировал сектор торговли бытовой техникой и электроникой, где количество вакансий выросло на 5,1% и теперь составляет 16,2% довоенного уровня. Это позволило сегменту ПТИЭ в августе занять второе место по востребованности персонала, потеснив торговлю одеждой и обувью. Вместо этого fashion-ритейлеры за четыре последних месяца сократили свои потребности в персонале на 3,8% и теперь здесь есть лишь 8,6% вакансий мирного времени. Что можно объяснить оптимизацией сетей и перемещением продаж в онлайн и частично – снижением спроса после массовой замены сезонных вещей переселенцами и т. п. Интересно, что торговля спортивными товарами в настоящее время продолжает наращивать потребности в персонале – за четыре последних месяца доля новых вакансий увеличилась на 3,2%. И теперь этот сегмент входит в пятерку с самой большой долей открытых вакансий.

Несколько снизился спрос на специалистов в фармацевтике и сегментах drogerie, что скорее свидетельствует о насыщении потребностей ритейлеров в существующих пределах своих сетей.

Наименьшая доля открытых вакансий теперь в рубрике «другое» – всего 1,2%, что на 5,1% меньше, чем в апреле 2022 года. Аналогичная картина наблюдается в категориях торговли мебелью и стройматериалами.

Выход из состояния анабиоза

Если говорить о количестве открытых (новых) и актуальных позиций по сравнению с замороженными вакансиями, так же заметно, что меньше всего «приостановлен» набор специалистов в торговле продуктами питания — заморожено всего 6% от довоенного уровня вакансий. Это вдвое меньше, чем в апреле. Так же обстоит ситуация в торговле лекарствами, где приостановлен поиск персонала только по 8% вакансий.

Наибольшее количество таких «не работающих» вакансий в секторах торговли мебелью и другими вещами, но и здесь произошло сокращение их доли почти вдвое: с 70-73% до 41-44%. Вообще можно сказать, что практически во всех сферах ритейла возобновление поиска персонала идет, но в разных секторах этот процесс происходит с разной скоростью.

Региональные изменения

В региональном разрезе ситуация с количеством вакансий изменилась незначительно. В основном речь идет об изменении доли вакансий на уровне 1-2% по сравнению с апрелем. По общему количеству вакансий в лидерах остаются Киев и Киевская область, а также Львов. В частности, столичный регион постепенно восстанавливает свой статус центра бизнес-активности. Так, здесь увеличивается доля вакансий в FMCG-ритейле, drogerie, торговле зоотоварами, товарами для спорта, аптечном ритейле и даже в торговле мебелью. Теперь в столице и окрестностях сосредоточено почти 39% всех вакансий в сфере продаж мебели (при общем сокращении доли этих вакансий по Украине).

Больше всего приросло в Киеве и области количество вакансий в сфере продуктового ритейла – почти на 1%. Кстати, только эта область продемонстрировала увеличение вакансий во Львове. В настоящее время здесь сосредоточено 17,23% всех вакансий в продуктовом ритейле страны. А по всем другим отраслям торговли Львовская область показывает снижение количества свободных рабочих мест. На этом фоне выделяется Днепропетровская область, где количество новых вакансий снизилось во всех сферах, а продуктовый ритейл потерял больше всего – 0,86%. Положительная динамика наблюдается в Хмельницкой, Кировоградской и Ровенской областях.

В сфере торговли одеждой и обувью заметное оживление в августе видно в Харьковской, Кировоградской, Николаевской областях при общем уменьшении доли вакансий по Украине. Однако следует отметить, что раньше в этих и многих других областях, в частности, в Луганской и Донецкой областях вообще не было никаких вакансий. То есть, идет восстановление на прифронтовых территориях, где происходили активные боевые действия. Лидерами остаются Киевская, Львовская и Днепропетровская области, несмотря на некоторое уменьшение числа новых рабочих мест. Однако из пятерки лидеров по количеству вакансий выпала Черновицкая область (-1,09%).

По некоторым регионам есть небольшое увеличение числа вакансий в отдельных категориях ритейла, например спрос на специалистов по продаже зоотоваров в Ивано-Франковской области, а по всем остальным сегментам торговли количество вакансий сократилось. Так же этих продавцов чаще ищут в Житомирской и Тернопольской областях и Волыни. Но доля этих вакансий составляет 2-3% от общего спроса в стране.

В сегменте drogerie наблюдается схожая картина: более активный спрос фиксируется в Волынской, Хмельницкой и Винницкой областях. А также обращают на себя внимание, прежде всего, Луганская, Донецкая и Херсонская области. Однако наибольшая доля вакансий по-прежнему – в Киеве (около 26%), Львове (10,3%) и Одессе (9%). Хотя тенденция к увеличению спроса есть только в столичном регионе.

Примечательно, что Луганская и Донецкая области спустя полгода войны снова появились на карте рынка труда с новыми вакансиями. Пока эти показатели невелики, но они фиксируются почти во всех сферах торговли и иногда достигают 1% от общего уровня вакансий в той или иной области ритейла. Так, лучше всего это видно в сегменте БТиЭ, спорттоваров и стройматериалов. То же касается и Херсонщины.

Наибольшую стабильность показателей показывает сектор торговли мебелью. Практически во всех регионах есть вакансии даже в Донецкой, Луганской и Херсонской областях, но основная часть запросов остается в Киевской, Львовской и Одесской областях.

Основные вакансии

Группировка вакансий по направлению деятельности в разрезе регионов показывает тоже достаточно интересные тенденции. Если весной больше вакансий в сфере продаж фиксировалось на юге и востоке страны (72% и 68% соответственно), то теперь к ним добавился и центр. Доля свободных рабочих мест для продавцов в центральных регионах страны увеличилась с 58 до 62%. Соответственно, на юге и востоке это 74% и 73% всех вакансий. Как видим, скорость обновления рабочих мест на востоке вдвое больше чем на юге. На западе Украины потребность в продавцах упала на 4%, но она все еще составляет более половины вакансий в регионе – 51%. Во всех без исключения регионах растет потребность в специалистах по логистике. Это и неудивительно, учитывая, что расходы на логистику вышли в ритейле чуть ли не на первое место. Теперь пятая часть вакансий на юге и востоке – именно для логистов. Но на юге и на западе вакансии для таких специалистов появляются быстрее.

А вот для маркетологов ситуация ухудшилась: потребность в них снизилась везде. Меньше всего работы на юге и востоке – всего по 3% от всех вакансий. Наиболее востребованы такие специалисты в центре и на западе Украины: 11% и 15% соответственно. Также интересно отметить миграцию вакансий для IT-специалистов на запад, где теперь сосредоточено 11% свободных рабочих мест.

Список самых популярных профессий в секторе розничной торговли также претерпел изменения. Наиболее востребованными по-прежнему остаются две категории: водитель и продавец-консультант. Однако по мере стабилизации ситуации количество вакансий только растет. Значительно возрос спрос на товароведов (+24%), администраторов (+23%) и вакансии из сферы поддержки продаж (+22%). Меньше вакансий для руководителей магазинов – всего 15%, но и их доля увеличилась (+10%).

Зарплатные реалии

Война усугубила финансовое положение дел у многих ритейлеров. Так, сохранить довоенные оклады и стабильность выплат смогли меньше 35% из 320 опрошенных компаний. Еще весной таковых было более 36%. Соответственно, увеличилось количество тех, кто не может платить работникам – с 18% до 24%. Приблизительно шестая часть ритейлеров смогла сохранить оклады на уровне 30-60% от довоенного уровня. Доля тех, кто сохранил выплаты на уровне 60-90%, уменьшилась вдвое. Также стало меньше и тех, кто смог повысить зарплату всем сотрудникам или хотя бы ключевым специалистам. Теперь их всего 1,5%.

Если в первые месяцы войны дефицит определенных кадров привел к повышению средних ставок оплаты труда, прежде всего водителям (на 10% от довоенного уровня), то уже через полгода войны в топе индексации оказались совсем другие люди. В частности, это товароведы (+27%), руководители магазинов (+25%) и администраторы (+22%). Остальные категории рабочих могут рассчитывать на повышение жалованья на 5-18% в зависимости от профессии.

Однако ожидания большинства кандидатов гораздо выше. Те же товароведы хотят получать в среднем на 25% больше, чем им предлагают (18 355 грн против 14 697 грн), а водители ожидают повышения окладов на 37%. Продавцы-консультанты хотят всего на 14% больше, чем могут им предложить работодатели.

Однако если сравнить нынешний спрос и предложение с весенними, будет видно, что ритейлеры готовы заплатить продавцу всего на 2,8% больше, чем предлагали в апреле, а аппетиты соискателей за это время выросли на 6,2%. Самым большим этот разрыв у администраторов, мерчандайзеров и маркетологов.

Работа в новых условиях

К сожалению, только у 17% опрошенных ритейлеров есть план действий на случай ухудшения ситуации в Украине, а 51% затруднились ответить на этот вопрос. Поэтому к концу года 18% приостановили выполнение планов по найму персонала, а 62% внепланово сокращают процесс принятия на работу новых сотрудников.

За полгода войны увеличилась доля тех, кто значительно сократил персонал – таковых теперь уже почти 20%. Однако выросло количество работающих в полном составе – их почти 60%.

Оптимизация численности персонала закономерно увеличила нагрузку на оставшихся работников. Около 44% работников магазинов почувствовали умеренное увеличение количества работы (от 10 до 50%), то есть их доля увеличилась на 7%. Но количество тех, кто говорит о существенных нагрузках, не изменилось и осталось на уровне 13%. Соответственно стало меньше тех, кто говорил об ощутимом или умеренном сокращении количества работы.

При этом более трети офисных работников делают свое дело в довоенных объемах и только 6% стали работать гораздо больше. Однако и здесь стало меньше тех, кто говорит об уменьшении нагрузки, а пятая часть испытала умеренное увеличение количества работы.

 

Дистанционный труд

Специфика ритейла не позволяет перевести всех в режим удаленной работы. Но, как показывают данные исследования, определенные сдвиги в организации работы возможны. Так, доля работающих непосредственно в магазине или офисе сократилась с 65% до 60%, а количество «удаленных» сотрудников возросло с 31% до 35%. Все остальные работают в гибридном режиме.

Как показывает исследование, большинство работников успевает сделать все в рабочее время и лишь иногда им приходится работать сверхурочно. Только 16,5% почти постоянно остаются после работы и 12% работают в свой выходной. Приблизительно столько же людей делают это довольно часто. Здесь стоит отметить постепенное увеличение доли тех, кто, так или иначе, вынужден задерживаться на работе или работать в выходные. Соответственно количество работников, никогда не задерживающихся на работе уже не 14,6%, а только 12,1; не работают в выходной 23%, а не 27%, как было в апреле.

Интересно, что среди проблем организации режима удаленной работы работники во главу угла выносят проблемы снижения эффективности труда из-за войны войны. И таких почти половина – 49%. На этом фоне плохое обеспечение достойных условий труда отошло на второй план – 39% опрошенных. Завершает тройку проблем по-прежнему невозможность четко отделить работу от личной жизни, тоже с тенденцией к увеличению – 37%. Это лишний раз доказывает, что бытовые условия и организацию процессов со временем удается отладить, но персонал снижает свою эффективность из-за морально-психологического состояния.

 

Читайте также –

Спецпроект RAU и robota.ua: как изменился рынок труда в ритейле за время войны


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка